"Необходимости в привлечении казачества к охране порядка в Якутии нет", - Иван Шамаев
12 декабря в Ил Тумэне рассматривался проект закона “О развитии российского казачества в Республике Саха (Якутия)”, который внес глава Якутии. Затем проект закона будет внесен на рассмотрение пленарного заседания Ил Тумэна.
Депутат Иван Шамаев высказался против развития казачества в Якутии за счет бюджета республики и привлечения его к охране порядка. Он разместил свою речь в "Дневниках.якт.ру". Приводим текст выступления полностью:"Все мы знаем, что Якутия не является родиной казачества, как Дон, Волга и Запорожье. В силу особых климатических условий пришлое казачество не прижилось в Якутии, скажем, как на Урале или Забайкалье. Казачество в Якутии составляло социальную прослойку, выполнявшую функции охраны порядка, которые сейчас выполняет Министерство внутренних дел, а также исполняло гарнизонную службу. Во время гражданской войны и после установления советской власти в Якутии никаких особых карательных операций и репрессионных мер по отношении к казакам не предпринималось, тем не менее казачество в Якутии быстро исчезло. В настоящее время в Якутии казачество присутствует наряду с другими национальными землячествами, как общественная организация, сохраняющая традиции, самобытную культуру и историю особой этносоциальной группы. Рассматриваемый проект закона называется “О развитии российского казачества в Республике Саха (Якутия)”. Допускаю, что в некоторых регионах страны, особенно в регионах, прилегающих к Кавказу, особая поддержка и развитие казачества – жизненная необходимость. Но мы же все понимаем – в Якутии такой необходимости нет. Зачем огород городить – есть федеральный закон “О государственной службе российского казачества”, по которому существует и функционирует Якутский казачий полк, есть Указ Президента РС (Я) от 2001 года “О государственной поддержке Якутского казачьего полка в связи с 300-летием со дня организации”, действует “Республиканский фонд содействия развития казачества”. 1. Рассматриваемый нами сегодня проект закона направлен на то, чтобы развивать казачество в Якутии за счет государственного и муниципальных бюджетов республики. 2. Непонятно, почему в случае предоставления земельного участка казачьим обществам договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должен заключаться без проведения торгов? (См. пп.4 п.1 статьи 9) 3. Проект закона пронизан идеей привлечения казаков к охране общественного порядка. Как вы знаете в 2015 году, когда принимался закон “Об участии граждан в охране общественного порядка на территории Республики Саха (Якутия)” мы, депутаты, изъяли из этого закона нормы, прописывающие участие казаков в охране общественного порядка. Никто не будет возражать, если казак будет участвовать в охране общественного порядка в качестве дружинника как гражданин Российской Федерации. Но необходимости в привлечении казачьих обществ в целом к охране общественного порядка в Якутии нет. Конечно, можно не сомневаться в том, что привлечение казачьих обществ предотвратит какие-то нарушения общественного порядка, но польза будет абсолютно ничтожной по сравнению с той перманентной угрозой межнациональных конфликтов, которые могут вспыхнуть в результате введения этого закона. Всего лишь один инцидент может стать спусковым крючком непрекрещающихся конфликтов, которые перейдут в режим нарастающей интенсивности. Нельзя забывать мудрую пословицу: не буди лихо, пока оно тихо. Считаю, что принятие такого закона – это непосильное бремя на и без того истощенный бюджет, узаконивание несправедливого принципа выделения земель и, что самое главное, угроза мирной и стабильной жизни в регионе. Такой закон принимать нельзя. С уважением ваш коллега Иван Шамаев".