«Он в поиске себя... Иуда... Время покажет»: Что думают общественники Якутии об эмиграции Айыла Дьулурха?
Эмиграция в США известного общественника Айыла Дьулурха шокировала общественность. В ноябре прошлого года он ушел из общественного движения в поддержку мобилизованных «Якутия с тобой!». В якнете развернулось бурное обсуждение его поступка. Так, редакция SakhaDay опросила общественных и политических деятелей Якутии, которые были знакомы с Айылом.
Причиной своего отъезда Иван Степанов – Айыл Дьулурха назвал угрожавшую ему опасность. Подробнее об этом можно прочитать здесь.
Отметим, что еще Айыл Дьулурха сказал в своем видеообращении, что не снабжал российскую армию оружием, максимум собирал деньги на антидроновые приспособления. Однако в прошлогоднем интервью изданию «Якутск Вечерний» он рассказывал, что «Якутия с тобой» больше не отправляет военнослужащим продукты, мол, с этим все нормально. Среди вещей первой необходимости он назвал квадрокоптеры, тепловизоры и противодронные ружья, которые они заказали в Китае.
«Это его право»
Общественник Антон Жондоров рассказал корреспонденту SakhaDay, что знает Ивана Степанова достаточно давно, как очень активного общественник со сложной жизненной судьбой.
– Мне кажется, Иван до сих пор находится в поиске себя. Как общественник он бросался в омут с головой почти во все актуальные проблемные темы, от противодействия химзаводу и борьбы с лесными пожарами – до помощи мобилизованным на СВО. И это, действительно, важная и нужная работа, которая принесла много пользы республике.
Активная жизненная позиция позволила Ивану заработать политический капитал, но он так и не смог в полной мере его реализовать. Хотя, очевидно, ему это было нужно. Иван все еще в пути, в поиске. Что я думаю об этой ситуации? Как говорится, отвернутся – значит не любили. Если честно, я не верю, что ему в России угрожала какая-то опасность, а его объяснение про петицию, гонения, Грудинина и т.д. считаю полной чушью. Человек просто эмигрировал, это его право, – рассказал Антон Жондоров.
В сложившейся ситуации Антона смущает лишь то, что часть пожертвований для мобилизованных на СВО Иван получал на личную банковскую карту. А перед эмиграцией взял кредиты в банках, понимая, что не сможет их обеспечивать. Антон Жондоров подытожил, что как показывает жизнь, от прошлого не убежишь, принимая такие решения надо давать себе полный отчет, что есть высокий риск остаться ненужным ни там, ни здесь.
«Показал истинное лицо»
Участник СВО, герой России Александр Колесов рассказал корреспонденту SakhaDay, что не ожидал от Айыла Дьулурха переезда в США. Он считает, что Айыл предал свою Родину.
– Иуда показал свое истинное лицо. Якобы занимался благотворительной деятельностью, участвовал во всех совещаниях, обращался к народу.
У Айыла, по должности, могут быть данные наших бойцов. Что сказать? Слов нет. Стыдно за представителя нашей Якутии.
Ладно, люди с изначальной позицией не согласились по своим убеждениям и уехали открыто. А он втерся в доверие гуманитарной помощью и сбежал.
Как сказал наш президент, свинья он и в Америке свинья. Предателей нигде не любят, суровая кара настигнет, где бы они ни были. Хорошо, что человек не так далеко зашел в своей деятельности. Грош цена той информации, которую он расскажет спецслужбам других стран. Стратегической информации у него нет, – рассказал Александр Колесов.
«Дело в личном кризисе»
Общественнику, политику и журналисту Виталию Обедину слабо верится в рассказы Айыла Дьулурха о бегстве из-за уголовного преследования. По его словам, сбор подписей за возвращение мобилизованных Дальнего Востока натянуть на дискриминацию Вооруженных Сил РФ или «фейки» очень сложно, даже если этим будут заниматься с большим тщанием.
– В любом случае, сначала надо получить административку, а потом бы возбуждалось уголовное дело. Сами по себе эти подписи никакого веса, никакой юридической силы не имеют – выпуск пара в свисток. Разве только если кто-то начнет информацию о самом факте сбора подписей раздувать, как элемент ИПСО.
А потому максимум «преследования» с которым мог столкнуться Иван… простите Айыл – вызов в Центр Э для профилактической беседы.
И уж тем более плохо верится в рассказы о расправе, которой ему якобы угрожали. В национальной республике расправиться с довольно известным саха, который поднял вопрос о возвращении домой якутских мужчин? Да тут такой гул поднимется, ни один таджик так не нашумит. А какой это подарок для антироссийской пропаганды!
Не… конспирология какая-то.
Я неплохо знаю Айыла лично, и могу сказать, что это человек, искренне болеющий за Якутию, но при этом переменчивый, а когда и зависимый от чужого мнения. Вчера он может собирать многотысячный митинг, выступая против плана правительства по строительству химзавода, а сегодня «прижаться» к ДП-1, возглавляя «официальную общественность» вроде штаба волонтеров, избегая при этом старых контактов и соратников. В обоих случаях объяснить все можно тем, что это продиктовано интересами республики, и душой кривить не придется. Так и есть.
Судя по тому, что план выезда за границу у него был не свой – сам-то Айыл думал то про Казахстан, то про Германию – дело скорее в окружении и каком-то личном кризисе. Кто-то в кругу знакомых твердо намерился перебраться в США, и он, что называется, «прилип» к этой компании. Я знаю несколько человек, кто так покинул Якутию после объявления мобилизации. Сами бы не поехали, но уезжали знакомые, которые поделились планами, и в голове укоренилась мысль: «А чем я хуже?!».
Никакого чувства злорадства по этому поводу лично у меня нет. Да, он собирал посылки для СВО, получал награды от главы Якутии, работал под началом его супруги, г-жи Николаевой… а затем бежал в страну, которую у нас почти официально считают враждебной. Переобулся? А может быть столько узнал и увидел, что расстался с любыми иллюзиями? Ну или долги вынудили – сам же говорит про кредит, который не отдал. Прикрыть бегство от долгов политическими мотивами – никто тебя кидалой не назовет, – пояснил Виталий Обедин.
Напоследок Виталий Валерьевич резюмировал: «У кого-то из классиков прочел, что мужчина бежит от трех вещей: долгов, женщины и самого себя».
*** *** ***
Ситуация на самом деле сложная. На странице Айыла, которую он использовал в том числе для информирования своей волонтерской деятельности, земляки если не поддерживают, то пытаются понять. Мало кто скатывается в оголтелое единодушное шельмование, как в советские времена.
Интересно, что от комментариев воздержались политические деятели Федот Тумусов, Сардана Авксентьева, Владимир Федоров. Общественник и социолог Юрий Жегусов считает, что выводы делать рано - все станет ясно лишь после того, как Айыл Дьулурха поведет себя в ближайшем будущем.
Напомним, что 12 февраля Айыл Дьулурха прокомментировал корреспонденту SakhaDay, что любит свою Родину и будет представлять интересы России в США. Действительно, время покажет. Якутская диаспора восприняла в штыки его приезд. По слухам, земляки хотят обратиться в миграционную службу с пояснениями. Отметим, что вешать всех собак на одного человека, находящего в сложной жизненной ситуации, как минимум, несправедливо.