Осторожно: могила шамана
В якутских лесах можно натолкнуться на могилу шамана – араҥас – могильный лабаз, установленный на дереве. Существуют истории, связанные с ним. Конечно, кто-то засомневается в их правдивости, но стоит ли отрицать существование тонкого мира?
В любом случае как вести себя современному человеку, оказавшемуся на таком священном месте, как могила шамана, и что стоит знать о нем? Об этом расскажут наши эксперты.
Дух шамана
В старину в одной якутской глухой тайге был похоронен великий шаман. Его могила находилась на высоком холме-кургане. Его крутые склоны густо поросли земляникой, но никто их не собирал – боялись. Никто даже близко не подходил к этому священному месту. Веками ни один человек не ходил по этому кургану, но что странно – туда вела тропинка. Кто протоптал ее – неизвестно. Говорили, по ней ходит сам шаман.
Однажды женщины с детьми пошли в лес собирать землянику. Они оказались совсем близко с этим особенным местом. Был полдень. Вдруг до них донесся какой-то шум. Вроде не дровосек, не пила. Дети, как всегда любознательные, решили поглядеть. Они громко и оживленно переговаривались. Женщины шикали на них, стараясь остановить, то тщетно. Они только пятками сверкнули.
Неожиданно ребячьему взору предстала жуткая картина – страшный и оборванный человек шел по той самой тропинке, производя странные движения и стуча в бубен. Малышня, холодея от страха, прибежала обратно и поведала об увиденном ужасе. Взрослые сразу поняли, что это был тот великий шаман из легенд. Одна из женщин предложила пойти взглянуть на него, чтобы потом рассказать другим, несмотря на вековой трепет перед этим шаманом. Устроившись в тени, они стали за ним наблюдать. Он стучал в бубен, закатив глаза и тряся головой. Вдруг шаман остановился… Женщины замерли. Стоя спиной, он поднял руку и указал прямо на них, выкрикнув какое-то непонятное слово. Женщины пустились в бегство.
В деревне они рассказали про случай, и старики объяснили, что дух этого шамана бродит уже целый век. Он все знает, шептали они. «Его дух еще ни на кого не пал, чтобы возродиться», - сказали старцы. По их словам, шаман мстит, если потревожить их. Но, к счастью, ничего не случилось.
Через год эти же женщины с детьми снова пошли туда. Они считали, что это «их» место. На этот раз они обещали, что детей ни за что не отпустят от себя, но не тут-то было. Ребята с нетерпением побежали туда, где прошлым летом видели камлающего шамана. Его самого на этот раз не оказалось, но холм весь был усыпан земляникой. Некоторые дети, вспомнив слова матерей, отказались трогать ягоды.
- А я соберу. Я не боюсь страшного дядьку, потому что его нет, - воскликнула одна смелая девочка. Она ступила на священный курган и принялась собирать землянику. В этот момент с ней ничего не произошло. Все благополучно вернулись домой. Но спустя время эта девочка сошла с ума. Она бесилась, кричала, что-то бормотала и пыталась петь. «Вот и нашел дух старого шамана на кого пасть. Теперь в ее теле его дух снова обрел жизнь», - решили старики. Ту девочку забрали в дурдом…
Этот рассказ был опубликован в книге «Страшные истории, поведанные Ириной Михайловной Максимовой», написанной Алиной Решетниковой-Осаковской. По ее словам, рассказы, вошедшие в эту книгу – предания, поведанные ее бабушкой – знаменитой якутской балериной и артисткой драмы Ириной Максимовой. «Эти истории, возможно, случались во время становления советской власти в Якутии и позднее. Это традиционные истории, которые в ту пору имели бытование. Все рассказы такого жанра анонимны», - рассказала Алина корреспонденту Sakhaday.
Шаманы могуть быть и на Котенко
Целых триста лет дух-зверь шамана находится у его могилы, и, если кто-нибудь приблизится к захоронению, дух может перейти на человека, и тогда он может стать шаманом, особенно если он подходит по своему психическому состоянию, физическому телу и духовному сознанию, заявляет профессор СВФУ, известный историк, шаманолог Анатолий Алексеев. Заболевших шаманской болезнью современная медицина может считать шизофрениками и пытается вылечить, загоняя «болезнь» глубже, считает он. «Все, человек уже испорчен, а ведь среди пациентов психбольниц могут встретиться настоящие шаманы. Например, на нашем Котенко. Правда, не все душевные болезни ведут к шаманизму», - говорит профессор.
По информации известного экстрасенса и ясновидящего-поисковика Максима Дуранова, араҥас шамана поднимают три раза. В первый раз лабаз устанавливают низко к земле. Потом, когда араҥас трухлеет и кости рассыпаются, шаман «зовет» избранных, чтобы его кости собрали, завернули в лошадиную шкуру и уложили на лабаз, приподнятый второй раз. Позже он «приглашает», чтобы те подняли захоронение в последний третий раз. Все это означает, что шаман ушел еще выше. Потом он возвращается и вселяется в избранного, независимо от родства, и его дух возрождается в этом человеке, продолжает экстрасенс. Тогда этот избранный сильно заболевает – душевно или физически, то есть подвергается «эттэнии», шаманской болезни. Врачи не могут выявить причину хвори, все исследования и анализы прекрасные, добавляет он.
Вот в девочку-ягодницу и вселился дух того великого шамана, а ее по незнанию упекли в сумасшедший дом, тем более в советские годы. Хотя в нее могла проникнуть некая сущность – ведь шаман там не один, у него есть невидимые помощники, предполагает экстрасенс. Они могут быть как хорошими, так и плохими. Эти сущности могут последовать за человеком по указу шамана, чтобы наказать, объясняет он.
Великий шаман может иметь от одного до трех духов-помощников и даже больше, заявляют ученые. По информации профессора, историка Розалии Бравиной, их больше, чем три. «Видов шаманских камланий было много и каждый раз обращались к конкретному духу-помощнику. Обряд призыва духов проводился в начале каждого камлания, по окончании совершался обряд роспуска. Обязательными были как раз три духа: мать зверь, ийэ кыыл, кэлээни - переводчик и главный дух. Помимо этого, ещё были несколько», - рассказала профессор Sakhaday.
Проклятие
Непочтительное отношение шаманы не любят, объясняет Максим Дуранов. В жизни тех людей, которые неуважительно отнеслись к их могиле, происходят разные несчастья: умирают или сходят с ума дети или они сами (обычно попадают в психбольницу), или род остается без потомков. Это как проклятие шамана, объясняет он.
Раньше в советское время неверующие люди, которые вскрывали могилы шамана, шумели возле них, фотографировали, серьезно заболевали, в основном лишались ума, рассказывает экстрасенс. К ним приходил рассерженный шаман, и, поскольку никто кроме них его не видел, их принимали за умалишенных и помещали в психушку.
Если человек не проявил уважения к могиле, тут же с ним может произойти негативное. Это опасно и в целом с шаманами шутить нельзя, предупреждает Анатолий Алексеев.
Однако, по мнению экстрасенса, шаманы по идее внутри себя очень добрые и простые. «Конечно, когда их злишь, может случиться неладное, поэтому исстари нельзя их гневить. Уважение должно быть. Их уважали во веки веков», - говорит он. Люди шаманов не боятся, а трепещут перед ними, робеют, поясняет при этом экстрасенс.
По его словам, к своей могиле они подпускают исключительно «своих» людей, в основном потомков и то только избранных. Вот они и могут собирать ягоды, хотя посторонние люди тоже, но корнями связанные с той местностью, где захоронен шаман, и то опять-таки избранные. А все остальные не смогут туда попасть – они просто туда не свернут.
Из могилы шаманы видят и знают все, рассказывает Максим Дуранов. После своей смерти они оберегают потомков до тринадцатого поколения, а «чужих», кто проживает в местности рядом с его захоронением, до девятого.
Предупреждение
Вспомнилась реальная история, когда в Якутии женщина постоянно ходила на могилу своего предка великого шамана и постепенно у нее умерло несколько детей.
По словам экстрасенса, значит, шаман не подпускал ее к себе. Сначала он отнял у нее одного ребенка. Таким образом он дал ей предупреждение, но она не послушалась и продолжила ходить к нему. На самом деле этот случай можно трактовать по-разному, считает он. Возможно, каждый раз она у шамана просила причинить кому-то зло, а он как бы в назидание отнимал у нее детей или на нее и детей навлекал болезнь, неурядицы, несчастье, предполагает экстрасенс.
Мир нижний и верхний
По его словам, между могилой белого и черного шамана есть разница. Когда вороны, сидящие на деревьях, смотрят вверх, это означает верхний мир. Если взор этих птиц устремлен вниз, то – нижний мир. В основном вороны находятся между тремя измерениями и от того, куда глядят вороны, зависит – могила белого или черного шамана. Правда, абсолютно белого или исключительно черного не существует, добавляет он.
«Люди просто от незнания их делят. Например, про меня много говорили, что я плохой человек, поскольку, как поисковик, ищу пропавших, утопленников и связываюсь с мертвыми в нижнем мире. Узнаю, что с ними случилось, где именно они находятся, в каком положении лежат. Но я ведь помогаю, делаю доброе дело, а почему тогда меня принимают за черного? Я себя таким не считаю», - делится Максим Дуранов.
Разделение на белых и черных условное, говорит Анатолий Алексеев. Просто люди неправильно толкуют, считает он. По его словам, белые шаманы – те, которые имеют духов-помощников сверху, а черные – с нижнего мира, они сильнее. Белые же относятся к жречеству. «Деление на черных и белых шаманов – это европейский подход, рассматривающий шаманизм как отсталое явление, но на самом деле оно, возможно, даже будущее человечества», - сказал профессор.
***
По словам Максима Дуранова, если кто чисто случайно найдет могилу шамана, он не должен трогать ее и, попросив прощения, должен уйти. Ни в коем случае нельзя никому рассказывать об увиденном.