×

«От государства ничего не ждем». Предприниматели Якутска теряют деньги, закрывают бизнес

9:30 - 6.4.2020
«От государства ничего не ждем». Предприниматели Якутска теряют деньги, закрывают бизнес

Предприниматели Якутска, предоставляющие услуги в сфере туризма, развлечений, держащие небольшие торговые точки, рассказали Sakhaday, как локдаун сказался на их бизнесе. Большинство не раскрывает данные о выручке и потерях. Но по информации специализированных источников, к примеру, неделя в режиме самоизоляции может стоить спа-салону, больше полумиллиона рублей. А как это скажется на ресторанном бизнесе, вы можете сами посчитать на основании приведенных нами данных.

Придется снова стать бюджетником

Сложившаяся эпидемситуация оставила семью Романа Аммосова без дохода. Его супруга одна из собственников детского-развлекательного центра «Джуманджи Лэнд», Роман помогает ей в бизнесе. Он рассказывает, что неизвестно когда придется отбить 2,5 млн рублей, вложенные владельцами в обустройство центра. «Оборудование в собственности, но когда оно будет работать, неизвестно. С начала марта выручка упала. С 23 марта вынуждены были закрыться. За это время мы проработали в минус около 40 тысяч рублей», - говорит он. Собственники здания разрешили предпринимателям на период карантина оплачивать только за коммунальные услуги.

Роман Аммосов

«Это не все проблемы. Девять лет мы работали на Комсомольской площади, в прошлом году была реорганизована компания, обслуживающая площади. В этом году в конкурс решили не включать устройства для развлечений. Мы написали письмо с просьбой пойти нам на встречу. Также обратились за помощью в Минпред. Это было до введения карантинных мероприятий. Сегодня понятно, что нормальной работы в летний сезон не будет», - говорит он.

Реальной поддержкой для бизнеса Роман считает, освобождение от страховых взносов на год. «Наша семья сократила все расходы. Я обращусь в центр занятости, буду искать работу или претендовать на пособие. Ничего от государства не ждем», - говорит Роман Аммосов.

Владелица гостиницы «Орто Дойду» Марианна Андреева считает реальной поддержкой для малого и среднего бизнеса субсидирование государством коммунальных платежей, процентов по кредитам или аренде помещения, минимальной зарплаты сотрудникам во время простоя из-за коронавируса и налоговые каникулы до конца года. «Размер убытков будет еще уточняться. Сейчас нам дали небольшой госзаказ по размещению. Возможно, это улучшит ситуацию. Пока ничего неясно. Но то, что турбазы не могут работать до 1 июня, это факт. Пришлось уволить менеджера по рекламе, рекламировать не можем, так как работать запрещено. Нескольких сотрудников отправила в очередной и отпуск без содержания», - рассказывает предпринимательница.

Марианна Андреева

По ее словам, в обычное время в апреле гостиница бывает заселена наполовину. «Наш бизнес зависит больше от внешних факторов, чем внутрирегиональных. Если будет поток командировочных и откроются авиаперелеты по миру и стране, то бизнес наладится. Все зависит от общей ситуации по стране и миру», - говорит Марианна Андреева.

Светлане Ивановой (имя изменено по ее просьбе), которая держала небольшой магазин оптики, пришлось уволить двух работников. «Они работали неполный день, поскольку обороты не позволяли держать сотрудников на полную ставку. В основном торговала сама. Мои обязательные расходы в месяц примерно 40 тысяч рублей без учета трат на себя и двоих детей. Аренду помещения обещают немного уменьшить. Пока выполнила несколько онлайн-заказов. Начала уже использовать запасные деньги», - рассказывает она.

Светлана говорит, что шесть лет назад она открыла свое дело, чтобы иметь больше времени на общение с детьми. Кроме того, бизнес ей дал свободу распоряжаться собой, повысить уровень жизни, организовать более качественный досуг семье. «Ситуация вынуждает закрыть свой магазин и возвращаться обратно в бюджетную структуру. Думаю, что не имеет смысла надеяться на государство. Но я хотя бы имею профессию и смогу устроиться на работу, а как быть другим - официантам, работникам гостиниц, турменеджерам, таксистам?», - рассуждает она.

Предприниматель Вячеслав Саломатов пока воздерживается называть конкретные цифры потерь из-за пандемии коронавируса. По его словам, это будет ясно в конце апреля. У него две кофеточки. Сотрудники пока сидят по домам, выдал зарплату перед введением в городе режима самоизоляции, рассказывает он. Говорит, что организация временной доставки кофе может снизить нагрузку, но вряд ли исправит ситуацию.

Вячеслав Саломатов

Сейчас для него настоящей головной болью стал арест счета из-за несданной налоговой декларации. «25 марта пришло уведомление, что счет арестован. Хотя срок сдачи декларации истекает 6 апреля. То есть счет арестован заранее, меня оставили без единого рубля. Вот это проблема, я считаю», - говорит предприниматель.

По его словам, для восстановления покупательной способности потребуется 3-4 месяца. «Я бы не делал ставку на отмену налогов на доходы для организаций, так как мы его платим в конце года. Думаю, что выплаты каждому гражданину правительство не потянет. Но тому, кто был трудоустроен официально и из-за ситуации остался без работы, будет справедливо сделать разовую выплату. Все-таки мы за них платили налоги, а теперь они фактически в режиме ЧС остались без защиты», - считает Вячеслав.

По его словам, Якутия одной из первых разработала меры поддержки для малого и среднего бизнеса в ситуации с COVID-19. «Как они будут реализовываться, будем смотреть. Пока что одной из важных, я считаю, получение заключения об обстоятельствах непреодолимой силы, чтобы те, у кого пострадал бизнес, могли в дальнейшем опираться на этот факт. В остальном, конечно, как говорится, на бога надейся, а сам не плошай», - не теряет оптимизма Вячеслав Саломатов.

Парикмахер Анастасия работает в салоне, у которого высокая посещаемость. Но, по ее словам, с начала марта визиты заметно сократились. «А последние дни перед карантином мы сидели без дела, народ практически не ходил. Сейчас я не знаю, как расплатиться с кредитами. Их у меня несколько на 33 тысячи рублей. Банки отказывают вводить кредитные каникулы. Документы по одному кредиту уже передали в отдел взыскания. Они даже не стараются вникнуть в то, что наш доход напрямую связан с продажей услуг. Есть клиент, есть деньги, нет их, значит дохода у нас нет», - объясняет Анастасия и говорит, что не понимает, почему банки нарушают обещания президента.

Предприниматель Михаил Местников рассказывает, что пришлось вернуть бронь за турпакеты иностранным и туристам из Москвы. «Также из-за отмены фестиваля "Полюс Холода", из-за запрета посещения природных парков Ленские и Синские столбы, потеряли много туристов. Потери колоссальные, так как заработанное планировал вложить на приобретение снаряжения для летних туров», - говорит он. Свою часть заработка потеряли и инструкторы, которых Местников нанимает для сопровождения туристов.

Михаил Местников

«Гадать что будет дальше очень трудно, но по летним планам изменений нет. В данное время усиленно работаем с новыми агентствами из других регионов, прорабатываем с ними новые программы», - рассказывает предприниматель и добавляет, что верит в светлое будущее.

Сколько потеряет бизнес

Рестораторы, владельцы кафе, представители бьюти-индустрии отказались от комментариев. Мы нашли финансовые показатели за 2018 год некоторых известных брендов в Якутске в специализированной базе данных. К примеру, спа-салон «Аура» (ООО «Конди») показала выручку 33,7 млн рублей. Если учесть, что в 2018 году было 52 недели, то недельные продажи равны 649,2 тыс. рублей. А если умножить дневную выручку на 9 дней карантина, получится 832,4 тыс. рублей. Безусловно, это грубые подсчеты. Но примерные потери развлекательного и ресторанного бизнеса от недельного локдауна можно узнать исходя из следующих данных. Годовой доход «Махтал» равен 1,3 млн рублей, «Хачапури» - 25,2 млн, «Каре» - 77,5 млн, «Крыша» - 63,7 млн, туркомплекс «Чочур Муран» - 62 млн, центр отдыха «Гавайи» - 11,2 млн, Fitness Life – 26,1 млн, «Праздник жизни+» (холдинг Скрипина) – 278,5 млн.

Это официальные цифры, сформированные на данных налоговой службы. Кроме НДС, страховых и пенсионных взносов, налога на прибыль, обязательные отчисления бизнеса пополняют местные бюджеты. В 2018 году фактические налоговые доходы городского бюджета составили 7,1 млрд рублей. В этом году запланировано получить более 8 млрд рублей.

Мнение большинства предпринимателей о том, что не стоит надеяться на господдержку, высказывает бизнес-консультант Любовь Прокопьева. По ее мнению, меры, предусмотренные правительством в условиях режима самоизоляции, малоэффективны. Чтобы получить кредитные каникулы, заемщик должен подтвердить, что его доходы упали на 30% и предоставить больничный лист о том, что болел коронавирусом. Отсрочка по налогам предоставляется при наличии справки об обстоятельствах непреодолимой силы, выданной Торгово-промышленной палатой. Власти запретили предпринимателям увольнять работников. Чтобы оплачивать зарплату во время простоя, бизнесу предложено оформить беспроцентные кредиты.

Любовь Прокопьева

«То есть вообще здорово, сначала запретили увольнять, а теперь заставляют взять кредит на 6 месяцев, а через 6 месяцев из чего он будет возвращать? А если не сможет? Не забывайте, что ИП отвечает всем своим имуществом, и на ООО можно "подтянуть" субсидиарку, а банки церемониться не будут. Я не хочу критиковать правительство, но хочу сказать, что рассчитывать на господдержку бесполезно», - говорит Любовь Прокопьева.

Саша АЛЕКСАНДРОВА

Sakhaday.ru