Памятники жертвам авиакатастроф в Якутии
Во время посещения старого Вилюйского кладбища наш проводник Павел Геннадьевич Погодаев, знаток истории города Якутска, обратил наше внимание на один участок. Здесь похоронены авиаторы и пассажиры, погибшие в авиакатастрофах.
Мы обратили внимание на обелиск, выполненный в виде бетонных квадратов.
В центре его надпись: «Здесь похоронены трагически погибшие 29 апреля 1949 года». И внизу 11 фамилий. С трудом, но можно прочитать некоторые: Наливайко, Григорьев, Морозов, Рафиков. Остальные прочитать трудно, буквы со временем стерлись.
В интернете можно найти когда, где и при каких обстоятельствах разбился самолет.
29 апреля 1949 года из Якутска вылетел пассажирский самолет Ли-2 Якутского управления Гражданского воздушного флота при Совмине СССР. Самолет выполнял рейс по маршруту Якутск-Киренск-Красноярск-Новосибирск.
В те годы поршневые пассажирские самолеты выполняли рейсы с пересадками и дозаправками. Погода была облачной, но без осадков. Сильного ветра на маршруте отмечено не было, самолет благополучно пролетел Олекминск и Витим.
Но до своего промежуточного пункта - Киренска, он не долетел. Ли-2 врезался в склон горы Окунь в 117 км восточнее аэропорта Киренска.
На момент катастрофы всего в самолете было 24 человека. Погибли 11 пассажиров, среди них один грудной ребенок. Погиб командир воздушного судна, пилот-инструктор и штурман.
Выжили 10 человек. Место катастрофы и самолет обнаружили 1 мая. Но выжившим предстояло почти неделю провести рядом с разбитым самолетом. И только 8 мая к ним был сброшен парашютный десант, который оказал пострадавшим медицинскую помощь. Все это время, выжившие пользовались уцелевшей на борту самолета маленькой аптечкой и подручными средствами.
Вот что написал про эту катастрофу Владимир Пестерев кандидат исторических наук, ветеран авиации Якутии, отмеченный знаком «Отличник Аэрофлота» в своей книге «Хроника авиации Якутии»:
«Для оказания помощи была организована и сброшена в тайгу парашютная группа из 6 человек. Для эвакуации людей и ценного имущества с самолета дополнительно направили наземную группу, которая прошла более 100 километров вверх по бурной горной реке, затем пешком 17 км по тайге».
Напомним, это произошло в 1949 году, когда в Якутии еще не было вертолетов, они только испытывались, а из средств связи были только тяжелые и громоздкие радиостанции.
Еще одно место на старом Вилюйском кладбище также привлекло наше внимание. Здесь в одной ограде, рядом похоронены отец и сын Сабуркины: Геннадий (Степан) Матвеевич 1936 – погиб – 1973 и Геннадий Степанович 1971 – 2011.
По фамилии старшего Сабуркина и года его смерти, помня при этом, что оба были авиаторами, можно установить следующее.
В октябре 1973 года недалеко от Магадана разбился грузовой самолет Ан-12 Якутского объединенного авиаотряда. На его борту было 10 человек: 8 членов экипажа и 2 пассажира. Всего погибли. Среди них – старший бортмеханик Степан Матвеевич Сабуркин...