Парень из якутской глубинки пожал руку Сталину и видел труп Гитлера: «Никуда он из осажденного Берлина не убежал»
В Якутии автобиографическая книга фронтовика Василия Иванова «Я вернусь...» произвела фурор еще в 2012 году. С тех она была переведена на якутский язык, перепечатана и оцифрована. А сейчас потомки Василия Давыдовича задумываются об экранизации. Парень из якутской глубинки прожил удивительную жизнь – козырял Сталину и Жукову, видел труп Гитлера, а после войны работал милиционером и строил город Мирный. Его приключений бы хватило на добрый сериал, передает SakhaDay.
Мало кто знает историю написания культовой книги «Я вернусь...» Внучка Василия Давыдовича Маргарита Попова нашла авторов – своего одноклассника Василия Решетникова и его жену Марию Павлову. Во многом на совсем молодую Маргариту повлиял депутат Ил Тумэн Александр Жирков, он же поддержал выход первого тиража.
В 2011 году Мария Павлова встретилась с Василием Давыдовичем в Реабилитационном центре на Рихарда Зорге в Якутске. За две встречи он впервые в полном объеме рассказал кому-то о своей жизни.
– Утром перед нашей встречей Василий Давыдович неудачно упал и сломал ребра. Но никому об этом не сказал. Я предложила перенести нашу встречу, но он ответил: «Я потерплю. Я чувствую, что мы с вами больше не встретимся.» Я была поражена его выдержке!
Как вспоминает Мария, книгу она написала легко и быстро. Военную часть дополнил ее ныне покойный муж, хорошо знавший историю Великой Отечественной войны.
Отец проиграл в карты
Мальчик Вася родился в местности Чочу Вилюйского улуса 24 ноября 1923 года пятым ребенком. Его отец был заядлым картежником из-за чего семья жила в бедности и горе. И даже проиграл 3-месячного Васю в карты…
Но этот случай стал счастливым билетом в жизнь! Приемная мама Матрена Томская души в нем не чаяла и всегда советовалась, поэтому сын рос уверенным, что ему все по плечу. К несчастью, приемный отец погиб на охоте, когда Васе было 3 года. И чтобы поднять сына, Матрена Семеновна выйдет замуж дважды.
– Василий Давыдович с самого детства много раз был на грани жизни и смерти. Он был настоящим счастливчиком. Его ясновидящая родственница Дарья предсказала ему долгую жизнь, – поделилась Мария.
В четвертый раз Матрена Семеновна выйдет замуж по любви за невысокого Давыда, которого Вася сначала будет ненавидеть за излишнюю мягкость и кротость. Повзрослев, он поймет, что Давыд любил его так, как некоторые родные отцы не любят сыновей. И в благодарность он поменяет отчество на Давыдович.
Ушел на войну вопреки
Война застала Василия во время студенчества в Якутске. Тогда ему было 17, а на фронт забирали с 18 лет. В военкомате он соврал, что родился в 1922 году, но медкомиссию ему не удалось провести – вручили белый билет. Тогда он отправился домой на Вилюй.
«С этой поры с пропитанием в Якутске стало очень тяжело. Сразу ввели карточную систему. Вся наша стипендия уходила в фонд обороны страны. Но никто не сетовал, не роптал. Нам, приезжим деревенским мальчишкам, в такую суровую пору жить в городе стало невозможно.
Но гораздо больше, чем пищи наши юношеские сердца жаждали попасть на фронт. Я бредил армией, рвался на войну с первых минут начала Великой Отечественной», – вспоминает Василий Иванов в книге.
Дома он подговорил другого мальчишку вписать его имя и в список призывников. Так, он отправился в военкомат Вилюйска, откуда его несколько раз прогоняли, пока над ним не сжалился председатель комиссии. У Василия было слабое зрение, он не видел буквы. Тогда председатель попросил сосчитать сколько роликов на проводе над зданием почты. То, что роликов двенадцать, наш герой знал с тех пор, как в первый раз приехал в Вилюйск!
Василий ушел на фронт в июне 1942 года. Мама провожала в слезах, уверенная, что он там не выживет со слабым здоровьем. Но он обещал ей, что обязательно вернется...
Граната стала верным товарищем
Долгая дорога была полна приключений. Василий до призыва отрастил себе шикарные волосы и наотрез отказался стричься. Его ловили по всей бане… А за драку поместили в вагон-карцер. Затем он отправился и на три дня слег в больнице. Тем не менее смог догнать своих земляков и прошел учения.
Василий проявил себя в первом же бою за Сталинград, когда уничтожил вражеского корректировщика, переодетого в женскую одежду. За это командир вручил ему трофейную трубку.
Как рассказывает автор книги Мария, на передовой Василий из-за слабого зрения полюбил больше гранаты, а не прицельное оружие. Он говорил ей, что граната дает больший урон и никогда не подведет. На третий день, вызвавшись принести воду солдатам из Волги, он совершил подвиг – уничтожил стратегический объект с двумя пулеметными точками, за что командир ходатайствовал ему орден «Боевого Красного Знамени».
«Вышел на берег возле недостроенного кирпичного дома. Едва надел штаны, как услышал чей-то смех из дома и уже знакомую неприятельскую каркающую речь. В доме засели немцы! По неторопливой, спокойной беседе, смеху, я понял, что фрицы меня не заметили.
Пригнувшись к земле, я бесшумно подбежал к дому. Благо не успел еще обуться. Вначале схватился за автомат, но через мгновенье передумал и вынул проверенное в первом бою средство – гранату. Ввернул запал, выдернул чеку. Забросить в недостроенный дом гранату оказалось не сложнее, чем закинуть кусок сахара в чашку с чаем. Раздался взрыв, свистнули осколки, а потом все стихло, даже не стонал никто. Подождав какое-то время, я осторожно заглянул в дом. Четыре фашиста были убиты наповал…» – вспоминал Василий Иванов.
Но в штабе решили, что боец Иванов слишком молод, ему всего 18 лет от роду и на фронте он всего три дня. Зелен еще для «Боевого Красного». Решили ограничиться медалью «За отвагу». Подписал наградной лист сам командарм Чуйков. Эта награда нашла его лишь в 1970 году…
Он был уверен, что Гитлер не бежал
Незадолго до Победы, когда Василий в очередной раз бежал из госпиталя на фронт, чтобы не комиссовали, ему поставили условие: арест или вступаешь в ряды НКВД. Он выбрал второе. В составе группы наш герой осматривал здание Рейхстага. Они нашли потаенную дверь, которая вела в бункер Гитлера.
«Мы охраняли пешеходную дорожку и тайный бункер Гитлера, рейхсканцелярию, труп Геббельса во дворе министерства иностранных дел, архивы вермахта, НДАСП и СС, личный штандарт фюрера.
Вот труп Геббельса был страшен. Изо рта у него шла пена, ведь перед тем, как застрелиться, он выпил яд…
Во дворе рейхсканцелярии были ямы, где лежали сожженные трупы. Говорят, там и лежали Ева Браун с Гитлером, их после отравления эсэсовцы выволокли и подожгли, облив бензином. Особисты, наши коллеги из НКВД, нашли стоматолога-немца, водили его среди этих сожженных тел, все голову Гитлера искали, по зубным протезам хотели опознать. Наконец нашли через два дня, поездом в Москву отправили, срочным маршрутом. Лично это тело видел и с тех пор твердо уверен – это сам Гитлер, никуда он из осажденного Берлина не убежал», – отрывок из книги «Я вернусь!»
Василий Давыдович рассказывал детям и внукам, что когда он охранял высшее руководство, Сталин вдруг заметил его, остановился и спросил, откуда он родом. Когда солдат отрапортовал, то Иосиф Виссарионович пожал ему руку. После легендарного рукопожатия он долго не мыл руку, однополчане завидовали ему. Василий шутил, мол, он один узкоглазый в карауле, вот Сталин и удивился.
Отметим, что Василий Иванов является единственным из Якутии участником Потсдамской конференции, Нюрнбергского процесса, он охранял трибунал и главных лиц, одним из первых вошел в бункер Гитлера и по новым данным (сейчас идет работа с подтверждением) первым обнаружил документы Вермахта.