×

Петр Чиряев о споре с Минкультуры России: «Покупать голливудские технологии кинопоказа это как покупать „пустые“ айфоны»

12:01 - 27.2.2024
Петр Чиряев о споре с Минкультуры России: «Покупать голливудские технологии кинопоказа это как покупать „пустые“ айфоны»

В тгк «Brief» всплыла переписка гендиректора Якутской киноплатформы «Экстра Синема» Петра Чиряева и Минкультуры России. Петр Александрович в своем письме упрекнул Минкультуры в провале импортозамещения систем кинопроката с использованием отечественного кинопроекционного оборудования. Он рассказал корреспонденту SakhaDay, в чем суть «терок» с федеральным министерством.

Поясним, что в Якутии с 2018 года началась разработка отечественного оборудования для кинотеатров. На сегодняшний день в республике в пилотном режиме работают 27 сельских кинозалов на проекторе «Экстра Синема».

Якутский продукт был поддержан председателем Правительства Якутии Михаилом Мишустиным и президентом Владимиром Путиным.

Как Голливуд "давил" российское кино

– Проблема всей России, что кинотеатры работают по голливудским технологиям. Почему российское кино никак не могло выбраться за 20 лет цифровизации? Существует мощнейшая мировая монополия, созданная Голливудом. Если разобраться, то DCI (Digital Cinema Initiatives) – это консорциум семи крупных голливудских студий. Это коммерческая организация, которая дает лицензии производителям проекционной техники, то есть они разработали свою технологию кинопоказа, куда входит проектор, свои внутренние стандарты. Они распространили свои проекторы по всему миру, в том числе в нашей стране более по их технологии работают более 2 тысяч кинотеатров в крупных городах. Их коммерческая составляющая не позволяет приходить в сельскую местность, поэтому в селах до сих пор нет кинотеатров.

Помимо технологии по стандарту DCI есть система дистрибуции, то есть они продвигают свои фильмы семи голливудских студий. После СВО эти семь студий объявили санкции нашей стране и ушли. И кинотеатры остались без контента. Что делает наша страна? Начинает производить большое количество фильмов, создаются дистрибьюторские компании, которые поставляют фильмы в кинотеатры. Российские фильмы собирают миллиардные сборы, а все почему? Потому что ушли голливудские фильмы.

Лоббисты Голливуда мешают

– А наша задача пойти еще дальше. Перестать покупать оборудование, которое находится под санкциями, которое невозможно нормально отремонтировать. Как только в кинотеатрах DCI ломается сервер – следуют большие расходы. Например, в селе Майя ремонт сервера стоил 1 миллион рублей. Одна лампа для такого проектора стоит 1000 евро, которую нужно регулярно менять. То есть дорогостоящее оборудование без голливудских фильмов нет смысла закупать.

Фото: запуск пилотных сельских кинозалов

Но наше государство до сих пор по нацпроекту «Культура» покупает эти проекторы и тратит ежегодно 1 миллиард рублей. Это же неправильно! Мы в Якутии создали свою технологию показа, которую представили президенту и председателю Правительства России. Владимир Владимирович и Михаил Владимирович все поняли и решили поддержать. Но есть определенные барьеры ниже, которые нужно сейчас преодолеть. Есть сторонники, есть противники, которые на стороне DCI. Думаю, со временем все поймут, что покупать голливудские технологии кинопоказа это как покупать «пустые» айфоны без возможности скачать приложения, – рассказал Петр Александрович.

Петр Чиряев отметил, что со стороны Минкультуры России нет никаких активных действий в сторону импортозамещения. Он пояснил, что есть круг людей, которым финансово выгодно лоббировать голливудские технологии кинопоказа. Он также добавил, что в 2023 году прошла якобы экспертиза проектора «Экстра Синема». Парадоксально, что на экспертизу позвали сторонников DCI.

Виктория Тарабукина, Sakhaday.ru