×

Писатель Виталий Егоров: «У кого черная душа, лучше Чочур-Муран обходить стороной»

9:30 - 21.3.2025 / 6570 просмотров
Писатель Виталий Егоров: «У кого черная душа, лучше Чочур-Муран обходить стороной»

Гора Чочур-Муран – излюбленное место отдыха жителей и гостей Якутска. Но всем ли известно, где на самом деле находится эта чудесная гора, какими легендами она овеяна, и того, кто приходит на это священное место с недобрыми намерениями, неминуемо ждет возмездие?

Об этом корреспондент Sakhaday.ru Ксения Авера беседует с якутским и российским писателем, лучшим сыщиком Советского Союза, полковником милиции в отставке – Виталием Егоровым, автором захватывающих мемуаров, основанных на реальных событиях.

В мрачные 90-ые на Чочур-Муране (по-якутски Чочур-Мыраан) произошла череда страшных преступлений, совершенных бандитами Якутска.

«Одним из самых громких убийств, единственный в своем роде – породивший целое общественное движение, представители которого требовали от властей прекратить разгул преступности и наказать нерадивых правоохранителей, прямо и косвенно виновных в допущении беспредела со стороны криминальных группировок» было убийство только что назначенного директора Центрального рынка и его друга. Их тела были обнаружены в распадке Чочур-Мурана. Все преступники, причастные к убийству, были неумолимо наказаны строгой, но доброй и справедливой горой… Об этой жуткой истории Виталий Егоров повествует в своем мистическом детективе «Проклятая гора», о котором и пойдет сегодня речь.

Рыночные войны

«Отгремела первая половина 90-ых годов – апогей смутного времени. Уже не рыскали по городам и весям откровенные бандиты, упивающиеся своей беспредельной вседозволенностью и с высокой колокольни плюющие на стражей порядка.

Разграбленная под видом «приватизации» страна лежала в руинах. Заводы и предприятия, созданные несколькими поколениями отцов и дедов, в одночасье оказались в руках ушлых предпринимателей и всевозможных дельцов. Те, в свою очередь, расплачивались жизнью, чтобы удержать в своих руках награбленное, - пошел очередной виток передела собственности» («Проклятая гора»).

- Виталий Михайлович, что творилось в 90-ые на Центральном рынке?

- Рыночные войны шли в целом по стране во время передела собственности, когда государственные активы переходили в частные. В 90-ых рынки были еще государственные, но там хозяйничали бандиты и ушлые коммерсанты, которые взимали деньги с торговцев и прикарманивали их себе, государству не перепадало ни копейки. Например, Крытому рынку нечем было платить за тепло, поскольку денег в кассе не было, и об этом постоянно говорили на планерке в мэрии.

Положение резко изменилось, когда главой города стал Михальчук. Он убрал хождение наличности на рынке (имеется в виду за торговые места), торговцы стали платить в кассу, контролерам запретил взимать деньги за место, а следить только за порядком. Позже рынки и вовсе приватизировали. Хорошо это для горожан или плохо – не мне судить. Одним словом, Михальчук, выражаясь юридическим и экономическим языком, устранил причины и условия совершения бандитских разборок на рынках. В этом не исключительная заслуга Михальчука, а пришли другие времена, когда вместо бандитов у руля встали беловоротничковые бизнесмены.

- Расскажите про убитого директора Центрального рынка и его друга.

- Это были хорошие, честные парни, которые хотели навести там порядок, но, как я говорил выше, причины и условия совершения преступлений на рынках оставались, и они не смогли это перебороть. В то время главой города был Спартак Борисов, его заменил Михальчук, и пошли преобразования на рынках.

- Их убийство было «глухарем», на раскрытие которого ваш главный герой, якутский сыщик, «отдал много сил и часть себя». Кто является его прототипом, жив ли он, ведь вы говорили, что многих оперативников уже нет в живых, хотя все они гораздо младше вас?

- Он соткан из нескольких оперативников, не все живы. Работа на износ в 90-ых, сверхчеловеческие напряжения, конечно же, не лучшим образом отражаются на здоровье человека.

Голодные и злые

- Каков образ классического бандита 90-ых?

- Бандиты 90-ых вышли из Советского Союза, были голодные и злые, отчаянно боролись за место под солнцем. А теперешних и бандитами-то назвать сложно, но вокруг них денег крутятся в разы больше, чем у их предшественников. И сейчас в Якутске есть преступные организации, но они не так опасны, как в 90-ые. Эти группировки у горожан на слуху, о них неоднократно писали в СМИ.

- А в каких годах прекратился разгул преступности?

- В фильме Алексея Балабанова «Жмурки» бывший бандит приезжает в провинцию и интересуется у местных братков:

- А вы че, ребята, все стреляете?

- А че?

- А то, что уже не стреляют. Сейчас по-другому бизнес делают.

Вот точно такой же случай произошел с нами в начале 2000-ых. К нам приехал бывший опер, который жил в Москве и занимался бизнесом, и буквально спросил:

- Ребята, у вас все стреляют?

- Стреляют. А че, у вас в Москве – нет? – спрашиваем мы.

- А то, что не стреляют, - отвечает он. – В Москве сейчас по-другому бизнес делают.

А фильм Балабанова вышел только в 2005 году, режиссер все брал из жизни. А мы отстаем от Москвы на два-три года, так что 2003-2005 годах здесь бандитизм стал угасать. Я не говорю, что он полностью искоренился, но того дикого бандитизма уже не было.

- В 90-ые в бандитскую группировку входили и спортсмены. Вспомнила, как в 90-ые поговаривали, что спортивное сообщество «Кут-сюр» имело отношение к преступным организациям.

- В 90-ых бывшие военные, милиционеры, спортсмены, молодежь, комсомольские активисты оттеснили криминалитет, который придерживался старых воровских традиций, и взяли бразды в свои руки, создавая жестокие банды. Например, лидер «Ореховских» Буторин был военнослужащим. Да, банды из «спортиков» в нашем регионе были, и мы ликвидировали их не одну. В книге «По следу якутского Хейга» как раз про одну такую банду.

Но, насколько мне известно, «Кут-Сюр» никогда не был бандитской организацией, а спортивным объединением. Отдельные его представители совершали преступления, но эти злодеяния не были объединены общим умыслом преступной организации. В то время молодежь собиралась в группы в основном по принципу землячества. Это и понятно – если будешь ходить один, тебя забьют.

Неминуемое возмездие

«Священней места в долине Туймаада, чем Чочур-Муран, нет. У его подножия одно время жил якутский царь Тыгын Дархан. Однажды убили его сына от седьмой жены, еще младенца. Убийцу так и не нашли… А этого сына Тыгын берег как зеницу ока, как наследника престола. Тыгын жестоко наказал воинов, которые должны были охранять любимого сына, и после этого объявил Чочур-Муран священной горой.
С этого времени совершать злодеяния в ее окрестностях запрещалось. У кого черная душа и злые намерения, лучше обходить стороной. Тех же, кто ослушается и нарушит волю победителя, неминуемо будет ждать погибель» («Проклятая гора»).

- И вправду всех преступников настигла кара – они были умерщвлены.

- На этой горе ничего криминального не случалось в послереволюционное время, и вдруг там в 90-ых произошла череда страшных преступлений (в советское и постсоветское время, кроме описанных мною событий, убийства там не происходили). В одном из таких дел убийцы, зная священность горы, специально подбросили трупы своих жертв к ее подножью, чтобы все испугались и приняли это как должное, покорившись злой силе. Но гора не потерпела такого отношения к себе и наказала виновных в гибели людей. Не иначе, как чудом это не назовешь, когда все убийцы кончили жизнь плохо – кара горы их настигла всех. Да, мы, сыщики все эти дела раскрывали, но чувствовали, что нам кто-то оказывает содействие. Не знаю, может быть, я не молод и в силу возраста предался мистицизму, но это было так.

Пусть кто-то, может быть, посмеется над моими утверждениями, но такие места имеют свой дух, и тревожить его плохими поступками нельзя. А если у человека светлые помыслы и добрая душа, Чочур-Муран всегда радостно примет его в свое лоно. Впрочем, это относится к любой природе, и к его бережному отношению испокон веков учат нас наши предки. Думаю, Чочур-Муран является самым таинственным и загадочным местом в долине Туймаада.

- Когда вы там бываете, ощущаете что-нибудь «особенное»?

- Когда бываешь в окрестностях этой горы, чувствуешь ее энергетику и силу, которую не чувствуешь нигде в других местах Якутска. Да и очертания горы указывают на то, что она особенная – остроконечная сопка, вызывающая трепет и благоговение. В старину сопка почиталась якутами как священная гора, потому что здесь Эллэй Ботур, по преданиям, впервые организовал ысыах, и именно с этого места распространились по центральной Якутии якуты как этнос.

В дореволюционные годы Чочур-Муран – место революционных маёвок и сборов, которые проводили здесь многочисленные ссыльные революционеры, прибывшие из центральной России. К слову сказать, наш первый президент Михаил Николаев посещал Чочур-Муран, чтобы отвлечься от насущных проблем, отдохнуть душой и телом, набраться сил для дальнейшей работы, а уж он-то прекрасно знал историю этого священного места.

- Чочур-Муран в вашем произведении находится в другом месте.

- Люди часто ошибаются, называя Чочур-Мураном гору, у подножья которой расположен
ресторанный комплекс «Чочур-Муран» или же гору «Катюшу», где имеется смотровая площадка Сопки Любви. На самом деле гора Чочур-Муран находится там, где у ее подножья расположен Ботанический сад.

Злодеям не позавидуешь

- Неужели Чочур-Муран требует жертв, а потом успокаивается на десятилетия, как о том говорят ваши герои?

- Главные герои думают, что гора через какое-то время обязательно требует жертву. На самом деле это не так, а люди предполагают, что гора карает тех, кто совершает в ее окрестностях тяжкое преступление, убийство. Карает милиция, а люди думают так. По крайней мере, тот, кто совершил там убийство, сам был убит или погиб в результате несчастного случая.

Думаю, что в обозримом будущем в этой местности не будут совершаться кровавые преступления, и до конца столетия на горе будет спокойно, но я уже не буду свидетелем этого. Но если что-то и случится (тьфу, тьфу, тьфу!), я не завидую тому злодею, кто сотворит это.

«Соревнование»

- Когда в вашей книге трупы увозили с Чочур-Мурана, пошел дождь. - Гора плачет по убитым, она все чувствует, – сказал сыщик Димов.

- Как вспоминают очевидцы, хоронили великую якутскую певицу Екатерину Захарову в ясный солнечный день. Во время панихиды со стороны Чочур-Мурана вдруг взметнулся сильный вихрь и, три раза обойдя гроб с телом артистки, улетел обратно. Возможно, это был дух горы, забравший душу молодой певицы. А иные считают, что в день похорон даже природа взбунтовалась против такой великой потери: несколько минут бушевал сильный ветер, ураган. Об этом писал в своем стихотворении «Последний путь Екатерины Афанасьевны Захаровой» поэт Серафим Кулачиков-Эллэй.

Среди современников о причине ранней смерти артистки ходили мистические легенды.
Артисты и в то далекое, военное, время часто ездили на гастроли на грузовике – другого, более комфортного, транспорта тогда не было. Однажды они возвращались из Покровска и, по обыкновению, пели хором какую-то песню. Сильный, звонкий голос молоденькой Кати заметно выделялся из хора. Машина, дребезжа кузовом, подъезжала к знаменитой сопке Чочур-Муран, и на этом месте все ехавшие неожиданно услышали, что из-за горы им стал вторить чей-то сильный голос.

Все, кроме Екатерины, испуганно замолкли. Одна она продолжала заливаться соловьем. Вместе с ними ехал один пожилой артист, который стал подбадривать девушку: мол, держись теперь, с тобой соревнуется сам дух горы, ты должна его перепеть во что бы то ни стало! Но получилось, что перепеть духа горы Катюше не удалось, она закашлялась и замолчала, и тогда из-за горы раздался страшный хохот. В том же году девушки не стало: туберкулез, из-за которого она бросила учебу, вдруг вспыхнул с новой силой, и организм, ослабленный военным голодом, не смог противостоять тяжелой болезни. Так что я не первый, кто описал мистику горы.

«На второй год после смерти сына от горя умерла седьмая жена Тыгына. Он ее похоронил на Чочур-Муране, а сам покинул эти места. С тех пор жена охраняет покой сына, который захоронен там же. Говорят, видели эту женщину в тех местах, пугает людей ночами. А тех, кто совершает черные дела на этой священной земле, она наказывает» («Проклятая гора»).

- Призрак женщины и вправду ведь существовал? Не раз рассказывали, что люди видели ее.

- Конечно, не верю, что какие-то привидения там ходят, но люди много говорили об этом в 90-ых, особенно про Сопку Любви. Но это нисколько не умаляет священность Чочур-Мурана. Все-таки что-то необъяснимое есть, неужели всем тем, кому привиделась эта женщина, померещилось? А то, что в горе может быть похоронена одна из жен Тыгын Дархана или его сын, – только слухи.

Преступление и наказание

- Когда один из ваших героев, член преступной организации, пришел на Чочур-Муран просить прощения, на его лицо упали крупные капли дождя. Почему гора не пощадила его, ведь он не убивал и чистосердечно раскаялся?

- За свои тяжкие грехи преступникам всегда приходит ответ. Я из своей практики заметил, что ни один человек, совершивший умышленное (повторяю-умышленное, запланированное) убийство и не искупивший свою вину, не живет счастливой жизнью. Все они как-то плохо заканчивают. Я не говорю о тех людях, которые убили людей случайно, при ДТП или халатности, признали свою вину и покаялись. Про это не написано ни в одной юридической или криминалистической литературе, но это так. А мой герой Герасимов погиб при ДТП. Была ли это месть горы за соучастие в совершении страшного преступления, или же это было роковое стечение обстоятельств – никто не знает.

- А может ли даже самый матерый преступник прийти к покаянию и возродиться?

- Конечно. Я знаю много людей, которые порвали со своим криминальным прошлым и живут нормальной жизнью гражданина страны. Не меняются только маньяки-убийцы и педофилы. Эти нелюди, если каким-то образом вышли на свободу, должны быть под неусыпным оком правоохранителей. Я руководствовался именно такой логикой, когда во время написания книги «Нелюдь» узнал, что герой моего произведения вышел из колонии и бесконтрольно гуляет по стране и обратился к Александру Бастрыкину. Как следствие, этот гражданин был задержан за серию убийств.

- В вашей книге убийца директора Центрального рынка «скорее похож на дьявола, вырвавшегося из преисподней». Действительно, есть бездушные люди, сущие дьяволы в человеческом обличии, нелюди, психопаты. Но есть и те, кто просто в плену у дьявола из-за своей неосознанности, больного, поврежденного духа. У них есть шанс выздороветь, прийти к Богу, покаянию. А мог этот убийца встать на праведный путь?

- Такие, как он – законченные в своем развитии злодеи. Психопаты ли они, не знаю, но однозначно вменяемые и подлежащие суду субъекты. В их нутре нет места для маневра с целью исправления ошибок и встать на путь истинный, вся их сущность заполнена абсолютным злом. Такие преступники сравнимы с маньяками и педофилами и никогда не исправляются.

- Сыщик Димов назвал мистику, связанную с Чочур-Мураном, чертовщиной (ему помогал призрак жены Тыгына). Православие тоже считает эзотерику и оккультизм бесовщиной, чертовщиной. А вы какого мнения?

- Да, Церковь не приемлет язычество. Это слишком сложная тема, я не смогу на это ответить. Я не крещеный, но тяготею к православию. Душа к нему лежит, что ли…

Ксения Авера, Sakhaday.ru
Новости Якутии в Whatsapp
Читать
Прокомментировать в Telegram
Перейти

Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем cookie-файлы, а также передаем технические данные о пользователях системам веб-аналитики (таким, как Яндекс.Метрика). Продолжая работу с сайтом, вы даете нам разрешение на эти действия. Пожалуйста, ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных, чтобы узнать больше.