×

«Под сим камнем покоится…». Старинные надгробья близ Якутска

11:00 - 12.7.2023
«Под сим камнем покоится…». Старинные надгробья близ Якутска

Недалеко от села Техтюр Хангаласского улуса, рядом с трассой лежат большие желтые камни. С проезжающей машины на большой скорости их трудно заметить. Между тем, это могильные камни старинного кладбища. Здесь хоронили людей, умерших более 150 лет назад.

Старинный погост у самой трассы

Места захоронения людей 19 века находятся всего в паре сотнях метров от трассы на Покровск. Оставив машину на обочине, идем к виднеющимся неподалеку камням.
Если честно, то ранее здесь не приходилось останавливаться. Поэтому, сориентировавшись уже на месте, решаем начинать от одиноко стоящих каменных надгробий, а затем двигаться к скоплению других. И мы не ошиблись.
В поле можно насчитать десяток каменных могильных надгробий

Самое старинное надгробие относится к 1859 году

Первое надгробие, от которого мы начали осмотр, установлено в 1871 году. О чем гласит сохранившаяся надпись на могильном камне.

Старинный погост находится рядом с трассой

Это прямоугольное надмогильное навершие с текстом по периметру.

«Подъ симъ лъжитъ родовичъ октемскiй самсонъ Еремъев». К сожалению, далее буквы стерты, нечитаемы. По крайней мере, современным людям, не знакомым с церковным славянским или правописанием 19 века, трудно понять и вникнуть в смысл написанного.

Вообще, на могильных камнях хорошо сохранились даты. И спустя 150 с лишним лет после их установки на могиле, можно без труда прочитать цифры погребения: 1883, 1886, 1893, 1897.

Могильный камень 1859 года, пожалуй, самый красивый и наиболее сохранившийся. Посмотрите на фотографию.

Судя по надписи, здесь похоронен юноша, проживший и умерший на 18-м году своей жизни… Можно понять горе родителей, потерявших своего сына в столь юном возрасте.
На могильном камне можно прочитать: «Подъ симъ камънъм покоится тъло Западно-Кангаласкаго улуса октемскаго наслега Родовича Егора Егорова скончавшегося на 3е число января 1859 года въ ночи в 1 часу на свътъ пожившаго 18 лътъ» (орфография и стилистика 19 века надписи на камне сохранена).

На это старинном кладбище в поле под Техтюром недалеко от современного Покровского тракта хорошо сохранились примерно с десяток могильных камней. Под ними похоронены, в основном, жители Октемского наслега.

Здесь хоронили людей 19 века

На остатках кладбища второй половины 19 века можно разобрать два вида каменных надгробий. Это прямоугольные, как хорошо сохранившийся могильный камень с подробным текстом 1859 года. Судя по всему, такие могильные плиты укладывались на каменное же основание.

Еще одни могильные камни – фигурные и высекались из цельного массива камня. Они ставились на каменные квадратные основания. Для установки навершия в нем высекали квадрат куда оно и водружалось.

Череп - Голгофа, якорь - место последнего пристанища, по бокам - херувимы, ангелы

Могильные камни готовили к переносу?

Судя по сегодняшнему состоянию старинного кладбища, когда-то могильные камни и плиты пытались демонтировать и куда-то вывезти. Об этом свидетельствуют сколы на могильных камнях. Некоторые могильные плиты треснуты пополам. От некоторых надгробий остались только каменные основания, верхние могильные камни сдвинуты, перенесены или вовсе отсутствуют.

Теперь здесь только евражки оборудовали свои норки, около старинных могильных камней гуляют флегматичные коровы да пасутся лошади.

А к старинному кладбищу и могилам уже подступают современные жилые дома.

Рядом с могилами 19 века лежит современная железобетонная плита

Археологи: «Каменные надмогильные памятники – довольно распространенные в центральной Якутии»

А что думают про могильные камни 19 века историки и археологи? Представляют ли они какую-нибудь ценность? Можно ли старинные кладбища отнести к охраняемым историческим местам?

На эти и другие вопросы Sakhaday ответил старший научный сотрудник Якутской комплексной лаборатории археологии Крайнего Севера Института археологии и этнографии СО РАН, кандидат исторических наук Виктор Дьяконов.

«Самые ранние каменные надгробия, выявленные у нас, относятся к 1850-м годам 19 века и вплоть до 1920-х годов 20 века. Можно сказать, на них была в те годы своеобразная мода. Изготавливали каменные плиты, фигурные колонны. Обычно на таких надгробиях писали «Под сим камнем покоится тело инородца такого-то улуса, наслега» и так далее; наносили даты смерти человека и какие-нибудь эпитафии «Мир праху твоему», «Памятник сей воздвигнут скорбящей супругой» и другие подобные. Как правило, на каменных надгробиях высекали канонические православные символы: херувимов, крест, пылающее сердце, колосья, якорь и другие.

- А что обозначает якорь?

- Якорь – это православный символ и обозначает здесь место последнего упокоения, последнее пристанище покойного. Череп обозначает Голгофу. Обычно по углам вырезали барельефы двух херувимов. В общем, стандартные символы и рисунки.
Вообще, подобные каменные надмогильные памятники – довольно распространенные в центральной Якутии и не только. Иногда они лежат на деревянных помостах, внутри деревянных склепов.

- Виктор Михайлович, надо полагать, что материал для изготовления надмогильных памятников был местный?

- Да. Подобные плиты из песчаника выпиливали на местных месторождениях, заготовки привозили и продавали. В долине Туймаада мы находили места, где добывался песчаник. Там даже лежали не вывезенные заготовки. К примеру, в Якутске могильные плиты продавали чуть ли не на Гостином дворе (сейчас площадь Ленина, прим.). Это примерно так же, как сейчас на Вилюйском переулке ритуальные агентства продают надгробия, правда, уже гранитные или мраморные.

Кстати, каменные надгробия 19 века были крашенными. Это можно заметить на хорошо сохранившихся плитах, но со временем краска на большинстве из них выцвела.

Рядом со старым погостом жилые дома

«Почерк мастеров был разный. Правда, они были не очень грамотными…»

- А кто вырезал на могильных плитах слова, расписывал их?

- На некоторых высекались имена мастеров по камню, допустим «выполнил мастер якут такой-то». И почерк мастеров был разный. Правда, они были не очень грамотные.
Надо отметить, что каменные надгробия могли себе позволить, в основном, более-менее состоятельные люди тех лет. Правда, есть случаи, когда каменную плиту на могиле имитировали из цельного куска древесины, долговечной лиственницы, ели.

«Для черных копателей ничего ценного в них нет»

- А какой интерес представляют эти могильные камни? Конечно, простому человеку не придет мысль тащить его в кладовку, чтобы потом перепродать его?

- Прежде всего, исторический интерес. Можно еще сказать, некий эстетический интерес. Согласитесь, красивый камень, плита с вырезанными на ней старинными надписями.

- А для черных копателей?

- Да, нам попадались уже раскопанные старинные погребения. Но это чистой воды вандализм. И как археолог, скажу, что ничего ценного, типа золота, в них нет.

- Где еще расположены подобные каменные надгробия?

- Повсеместно можно встретить в трех великих якутских долинах. И не только. Шикарные каменные надгробия есть в Павловске Мегино-Кангаласского улуса на фамильных склепах. Много еще где по Центральной Якутии, на этой стороне Лены и в Заречных улусах, на Вилюе и в более отдаленных районах.

«В Якутске могильные плиты можно было найти в 1990-х»

В долине Туймаада мы проводили работы по картографированию старинных погребений, кладбищ и погостов. Надо отметить, что в городе Якутске все погребения были с подобными могильными плитами. В начале 1990-х годов такие плиты мы находили возле Никольской церкви. Они лежали в проточной канаве. Там было крупнейшее городское кладбище 18-го – начала 20 веков.

Недавно около Хатасс вытащили из озера каменные надгробия с места захоронения головы Хоринского наслега и его супруги. Эти колонны подняли с места погребения манипулятором и выбросили их, лишь бы выгодно продать земельные участки. Надгробия в виде колонн мы подняли из озера и установили на берегу р. Шестаковки.
Честно говоря, сейчас от старинных кладбищ мало, что осталось. Присутствует вандализм.

- В чем он проявляется?

- Люди, в основном, городские, разбивают плиты, жарят на каменных плитах шашлыки. Бывает и такое.

- Но местные жители наверняка знают о таких местах, из-за суеверия такие места обходят стороной…

- Да, можно так сказать, но до определенных моментов. Например, чтобы продать выгодный земельный участок, люди переносят, в худшем случае, разбивают могильные камни. В итоге, покупатели строят дома на могилах. Могу привести примеры, когда мы приходили на места старинных погостов и не могли на них даже попасть. А у нас же все задокументировано, все описано, есть фотографии могил... Приходим на место, а вокруг уже все застроено новыми домами.

Но есть и обратные примеры. Однажды мы выехали с комиссией Департамента по охране культурного наследия РС(Я) на осмотр выявленного старинного погоста, не буду говорить, где это. Приезжаем на место, составляем документы, протоколы осмотра и так далее. И тут к нам подъезжает джип. Из него выходит важный мужчина и говорит, что это его участок, что вы тут делаете, уезжайте. Мы объяснили ему, что тут места старинных захоронений… После этого мужчина нас чуть ли не благодарил и сказал, что откажется от покупки этого участка.

В 2014 году Виктор Дьяконов и его коллеги спасли надмогильные камни головы Хоринского наслега и его супруги. Фото Виктора Дьяконова.

- А как можно сохранить старинные кладбища с уникальными каменными плитами?

- Их можно признать памятниками археологии, памятными местами. Некоторые старые погосты я лично вносил в список выявленных памятников археологии. Потому, что по закону, таковыми они признаются спустя 100 лет после события. И их можно поставить под охрану.

А место, где вы побывали, безусловно, можно отнести к памятникам археологии.

- Наши коллеги археологи из Арктического научного центра РС(Я) предлагают сделать лапидарий – место, где соберут старинные надгробные памятники и где они будут сохранены. Такой, своеобразный музейный комплекс под открытым небом или под навесом.

Как видим, все-таки есть официальный способ сохранения старинных погостов, признать их памятниками археологии, уберечь в будущем от вандализма и разрушений... Пока есть, что сохранять.

Фото автора

Аркадий Лебедев, Sakhaday.ru