×

Подполковник в отставке из Якутии Валерий Сарай: «Пустующие квартиры находили новых хозяев благодаря «чёрным риэлторам»

11:32 - 22.2.2024
Подполковник в отставке из Якутии Валерий Сарай: «Пустующие квартиры находили новых хозяев благодаря «чёрным риэлторам»

Одним из резонансных дел, раскрытых подполковником юстиции Валерием Сарай, которого коллеги называют легендой современного якутского следствия, является так называемое дело «чёрных риэлторов». Квартирный вопрос испортил не только москвичей. Якутяне также пострадали от махинаций с муниципальными квартирами и не только.

Итак, середина нулевых. В СМИ появляется информация о «чёрных риэлторах», которые ничем не гнушаясь, оставляют одиноких стариков и другие категории незащищённых граждан без жилья. В ход идёт всё, начиная от обмана доверчивых граждан до запугивания, когда жертва «добровольно» отдаёт свою квартиру бандитам. Это в Москве, а в Якутске нашли более «гуманный», но не менее преступный способ завладения чужим жильём.

Якутские мошенники в основном занимались «прихватизацией» и последующей продажей пустующих квартир. Пустующих по разным причинам, например, владельцы скончались или долгое время отсутствовали, оставляя квартиры пустыми.

«По закону такие квартиры должны передаваться городской администрации в муниципальную собственность. Однако, как мы установили, пустующие квартиры гораздо быстрее находили нового хозяина, благодаря «черным риэлторам», а не договору муниципального найма.

Плотно занялись квартирами наши фигуранты с 2007 года. Тогда в преступную группировку входили Антон М. , Вячеслав Б. и Алексей А. Отмечу, что это не классическая ОПГ (организованная преступная группа), а ОПГ нового «модульного» типа, когда с целью обогащения объединяются люди совершенно противоположных социальных слоев, состав группы формируется под каждое преступление, функции лидера организатором передавались по мере необходимости иному участнику группы. Приговор группе мошенников был вынесен в 2013 году», - говорит Валерий Сарай.

Надо сказать, что действительно, группа была разношерстной, у каждого были свои обязанности, исходя из его «талантов и опыта», и конечно же, объединяла этих людей общая цель - нажива.

Итак, Сергей Ш. — ранее судим за кражи, освободился в 2006 году. Оказался очень полезным «черным риэлторам» благодаря своим знакомствам в криминальном мире. Не менее полезными оказались для шайки мошенников Алексей А. и Василий Г.

Алексей А. с мая 2005 по сентябрь 2006 г. работал в отделе по контролю за использованием земель ДИО мэрии Якутска. Имел доступ к базе данных, содержащей сведения о квартирах, паспортных данных собственника, наличии задолженности по квартплате.

Василий Г. в 2007 г. трудился специалистом по домовому хозяйству в Строительным округе. Был знаком с А., именно он предоставлял информацию о пустующих квартирах.

Алёна Ж. ранее оказывала риэлторские услуги, в 2008 году сожительствовала с ранее судимым Сергеем Ш., поэтому была «своей» в этой сфере. После расставания с Ш. , пыталась «работать» самостоятельно, но в итоге оказалась на скамье подсудимых еще в 2011 году .

Антон М. — на момент описываемых событий был главным юрисконсультом «Центра правовой защиты». По словам подельников, обладал лидерскими качествами, широким кругом возможностей, был опытным и грамотным юристом, без помощи которого при оформлении документов не обходилась практически ни одна мошенническая сделка.

Он очень вовремя, не дожидаясь неприятностей, ударился в бега и долгое время был в розыске.

И наконец, Андрей Н. — друг детства Антона М., который выступал как подставное лицо. А такие группе были нужны.

Как всё начиналось

Вячеслав Б., которого в начале нашей беседы упомянул Валерий Геннадьевич, был осужден еще в июне 2011 года к четырем с половиной годам колонии и заслуживает отдельного упоминания не только потому, что его показания фигурировали в деле «чёрных риэлторов». Он девять лет (!), с 1991 года проработал в органах внутренних дел республики, в том числе в должности следователя. С 2000 года бывший борец с преступностью решил заняться сделками с недвижимостью, а затем переквалифицировался в риэлторы. Между делом подрабатывал перегоном автомобилей из Владивостока в Якутск.

Эти же занимался и Алексей А. Так произошло знакомство, затем завязавшиеся дружеские отношения переросли в криминал.

Вячеслав Б., используя имеющиеся у него связи в органах внутренних дел, оказывал помощь Алексею А. с оформлением документов на приобретаемые машины. В свою очередь, А., устроившись в мае 2005 года на работу в Департаментом имущественных отношений стал предоставлять новому приятелю информацию о недвижимости, которую Б. использовал при своей работе риэлтором.

Через Алексея А. Вячеслав познакомился с Антоном М., который работал главным юрисконсультом «Центра правовой защиты граждан»

По версии следствия, эта троица поработала на рынке недвижимости Якутска с января по июнь 2007 года. А потом что-то пошло не так…

Когда первый блин не комом

Однажды от своего знакомого Василия Г. Алексей А. узнал, что после смерти хозяйки, которая скончалась ещё в 2004 году, осталась квартира на ул. Дзержинского, 7 на которую никто не претендует.

Дом на Дзержинского, 7 -самый центр, квартира в нём лакомый кусочек

Квартира в центре города – лакомый кусочек, но как её заполучить? За консультацией А. обратился к опытному юристу Антону М. Тот за свои услуги запросил 150 тысяч рублей.

Сделку провернули довольно быстро: подельники изготовили поддельный договор купли-продажи и расписку о получении денег от имени умершей хозяйки. В роли подставного лица, «купившего» квартиру и якобы передавшего деньги за неё хозяйке, выступила официально неосведомленная в делах мужа супруга Б. По её доверенности юрист направил документы в суд с исковым заявлением обязать Управление федеральной регистрационной службы зарегистрировать переход права собственности на квартиру от умершего собственника к подставному лицу, то есть супруге Б. Выиграть суд и зарегистрировать недвижимость Регпалате не составило труда. После этого мошенники сделали в квартире косметический ремонт и продали её за 1 миллион 240 тысяч рублей. Деньги разделили и истратили на собственные нужды.

По аналогичной схеме действовали «чёрные риэлторы» и с квартирой по адресу: ул. Пионерская, 16/1.

Информацию о пустующей квартире «добыл» опять-таки Василий. Он же и выступил в качестве подставного лица, которому умершая несколько лет назад хозяйка якобы продала свою жилплощадь. А дальше всё по отработанной схеме: суд, регистрация недвижимости в Регпалате. В результате квартира была продана за 370 тысяч рублей, деньги поделены.

Мошенники распорядились и квартирой на ул. Б.Чижика, 20/2. Здесь, правда, пришлось поменять схему.

Дело в том, что хозяева квартиры были живы и даже подали документы на приватизацию имущества, однако почему-то за ними не явились. Кстати, на суде их тоже не было. Изготовив поддельную нотариальную доверенность на очередное подставное лицо, мошенники смогли получить договор приватизации на квартиру.

Затем от имени отсутствующего хозяина изготовили очередную нотариальную доверенность на Алексея А. с правом распоряжаться квартирой. Тот «продал» квартиру Антону с супругой, а они, в свою очередь, перепродали её добросовестным покупателям за 2 миллиона рублей. Зачем же понадобилось перепродавать квартиру? А всё дело в законе. Неоднократные сделки по перепродаже имущества друг другу необходимы для того, чтобы заработала статья Гражданского кодекса РФ, защищающая права добросовестных приобретателей. Если спорный объект имущества переходил из рук в руки несколько раз, к конечному покупателю трудно предъявлять претензии, потому что он может добросовестно не знать, что покупает фактически краденую жилплощадь.

Он — добросовестный приобретатель, и имущество у него отобрать нельзя. Так в итоге получается юридически «чистая» квартира, о чем мошенники, конечно, знали.

Аппетит приходит во время еды

В середине 2007 года Алексей А. от компании «черных риэлторов» отошёл. Но свято место пусто не бывает: на место выбывшего пришла сладкая парочка – ранее судимый Сергей Ш. и Алёна Ж., работавшая риэлтором и знавшая в этом бизнесе многих. Она-то и свела своего сожителя Ш. с бывшим следователем Вячеславом Б.

С приходом в группу Ш., отбывавшего срок за кражи и «откинувшегося» в 2006 году, мошенники стали действовать более нагло. Теперь пустующие квартиры они уже не искали. Для того, чтобы завладеть чужой квартирой достаточно было того, что хозяин просто отсутствовал в городе или злоупотреблял алкоголем.

Так «черными риэлторами» была реализована квартира женщины, уехавшей в район и оставившей свою квартиру на ул. Кузьмина, 34/1 без присмотра. Сергею Ш. удалось узнать паспортные данные хозяйки. Затем он уговорил знакомых, с которыми вместе отбывал наказание, выступить в качестве подставных лиц. Они сразу же перепродали квартиру Б., который, в свою очередь, продал её другим покупателям за 1 миллион 430 тысяч рублей.

Полученные деньги поделили: 480 тысяч досталось Б., остальные — Ш.

Следующую сделку провернули в 2008 году с комнатой по адресу: ул. Северная, 6. В качестве компаньона Ш. привлёк знакомого — ранее неоднократно судимого Т., который в 2011 году был осужден с Б.

Чтобы завладеть комнатой, напоили хозяина и уговорили его «подмахнуть» доверенность на их имя для продажи комнаты. Пьяный мужчина согласился. Чтобы он не передумал, мошенники стали регулярно навещать его, привозили спиртное и продукты. В итоге комната была продана за 500 тысяч рублей, деньги подельники разделили. Находившийся в состоянии запоя бывший хозяин комнаты написал расписку о получении денег…

А квартира по адресу: ул. К. Цеткин, 7, которую Алёна Ж. незаконно использовала с 2003 года, подселяя туда после смерти хозяина своих знакомых, стала квартирой раздора. К тому времени Алёна и Сергей Ш. расстались. Схема использовалась уже накатанная: незаконно изготовленные доверенности, договор купли-продажи квартиры, затем — регистрация в Регпалате. Женщина, узнав, что за её спиной продали квартиру, которую она уже считала своей, пригрозила бывшему сожителю сдать его с подельниками. Но сдавать дамочка мошенников собиралась не в правоохранительные органы, а… бандитам. В результате предприимчивая дамочка получила свою долю от продажи квартиры.

В это же время «чёрные риэлторы» провернули аферу с очередной квартирой — на Сергеляхском шоссе, 7. В августе 2008 года квартира была продана за полтора миллиона рублей. Женщина с ребенком, проживавшая в квартире после смерти супруга-нанимателя, осталась на улице…

Ещё одна квартира на ул. Халтурина, 65 была продана Ш. с Б. за 530 тысяч рублей, а обосновавшегося в ней после смерти хозяйки пьющего мужчину вывезли на дачу, где какое-то время снабжали спиртным и едой, чтобы не мешал….

Но не все аферы сходили мошенникам с рук. Так, у них произошёл «облом» с продажей квартиры на Маяковского. И все благодаря бдительности и профессионализму регистратора Регпалаты, которая во время проверки документов получила справку о смерти бывшей владелицы квартиры. В итоге квартира мошенникам не досталась.

Якутск – не такой большой мегаполис, чтобы можно было бесконечно заниматься такими делами. Итог закономерен, вся преступная группа, за исключением Антона М., который ударился в бега, оказалась на скамье подсудимых. Каждый получил по заслугам: Сергей Ш. - восемь с половиной лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима, Алёна Ж. — семь лет два месяца лишения свободы в колонии общего режима, Вячеслав Б. – к четырем с половиной годам колонии, Алексей А., Василий Г., Андрей Н. отделались условными сроками.

Как сказал Валерий Сарай, Антон М. долгое время числился в розыске. «Я уже восемь лет, как в отставке, о дальнейшей судьбе М. мне ничего не известно. Но даже если его и не задержали, то участь человека в бегах очень незавидная», - говорит в заключение Валерий Геннадьевич.

Ольга Климова, Sakhaday.ru