×

«Прибывшие крестьяне изменили даже своему языку, переняли нравы, обычаи и суеверия якутов»

11:35 - 3.4.2022
«Прибывшие крестьяне изменили даже своему языку, переняли нравы, обычаи и суеверия якутов»

Напомним, в предыдущем выпуске «История» мы познакомили с лекцией о крестьянах в Якутии. Из нее известно, что крепостных в Сибири и в Якутской области не было. Они прибывали в Якутию вместе со своими помещиками или дворянами из российских губерний уже в статусе крепостных. А посвящена была лекция 50-летию отмены в России крепостного права в 1911 году. По данному случаю и событию, ее подготовил и прочитал чиновник Областного правления Андрей Иннокентьевич Попов в марте 1911 года на общем собрании в городе Якутске.

Попов - чиновник из казаков

Несколько слов о Попове. Родился в 1858 году в Якутске в семье потомственных казаков. Как и все казаки, начал воинскую службу в 16 лет. Учился в Якутской мужской прогимназии, окончил ее в 1876 г. Затем поступил в Иркутское военное училище (1878 г.).

Далее служба в Якутском статистическом комитете, исправник (начальник полиции) Якутского округа (в нее входил город Якутск и близлежащие села). Несмотря на должность главного полицейского Якутска и его окрестностей, он не был царским «держимордой». Наоборот.

В сохранившихся в архивах автобиографии Попов пишет о себе, что даже будучи исправником Якутского округа, «чисто полицейских обязанностей не знал». Дослужился до старшего советника Якутского областного правления.

В истории Якутска он остался неутомимым чиновником (в хорошем смысле этого слова), много сделавшим для преобразования родного края. Его заслуги в изучении Якутского края, пропагандировании новых знаний, помощи научным экспедициям – неоценимы.

Сколько было крестьян в Якутии в начале 20 века?

По данным Областного правления (исполнительного органа Якутской области, правительства 1900-х годов, - прим.) в Якутии насчитывалось до 10 тысяч крестьян обоего пола. Об этом подробнее – в предыдущем выпуске исторической рубрики.

Как жили якутские крестьяне, какими законами они управлялись, кто ими управлял – в окончании публикации лекции Попова 1911 года, посвященной отмене крепостного права в России.

Из бывших ссыльных – в крестьяне

«Как видим, крестьянское сословие Якутской области крайне малочисленно и почти не прибывает. А если и приращивается, то не путем естественного прироста, а благодаря причислению к селениям бывших ссыльных и, отчасти, в позднейшее время, добровольцев-переселенцев».

Андрей Попов здесь имеет в виду столыпинскую реформу 1906 года, по которой началось переселение крестьян из центральных губерний в Сибирь. Так, например, в Якутскую область были переселены крестьяне из белорусских губерний, в основном, в Амгу. Переезжали они и ранее, например, для обустройства почтовых ямщицких станций вдоль Лены и Аянскому тракту.

«Местами даже превратились в полукочевых скотоводов»

«Сословие это (крестьянское), составляющее всего лишь 4 процента общего числа жителей области, в течение двух веков подвергалось большему или меньшему влиянию подавляющей массы якутов, вследствие чего крестьяне приленские, амгинские и вилюйские изменили даже своему родному языку, переняли нравы, обычаи и суеверия якутов и местами даже превратились в полукочевых скотоводов.

Нечего и говорить, сколько зла здесь крестьянину принесли общеуголовные ссыльные, причислявшиеся к старожильческим селениям. Деморализующее влияние их всем известно».

О скопцах и уголовноссыльных

В своей лекции о крестьянах в Якутии, их жизни и правовом положении, А.И. Попов не мог не отметить роль скопцов-крестьян и уголовноссыльных в Якутии.

«Иное дело ссыльные из сектантов-скопцов, которые по признанию за ними права причисления в крестьяне, увеличили собою численность этого сословия почти на тысячу человек. Эти сыграли важную роль в развитии земледельческой культуры в крае.

Природные хлебопащцы, уроженцы преимущественно черноземных губерний, они сразу умело взялись за дело и, благодаря своему трудолюбию и трезвости доказали здесь почти на рубеже полярного круга полную возможность хлебопашества, что до того находилось под большим сомнением».

«Не знали рекрутчины и телесного наказания»

В предыдущей части, мы отметили особенность крестьян в Якутской области конца 19 -начала 20 веков. Сюда они прибывали на отбывание государственной повинности (не в наказание, а добровольно) на обустройство почтовых трактов и станций; согласно государственной реформе крестьянства, добровольном переселении их в отдаленные губернии Сибири и Дальнего Востока для обживания территорий и развития там сельского хозяйства. А чтобы привлечь к этому население, власти решили освободить переселенцев от призыва в армию, рекрута; предоставлялись налоговые льготы и другие послабления. Собственно, за этим, за свободой, крестьяне и переезжали в Сибирь.
«Хотя якутские крестьяне не были прикреплены к земле долго, не были ограничены и в пользовании ею, они могли свободно заниматься промыслами, торговлей и вообще не были лишены прав личности, как члены русского общества, не знали рекрутчины и телесного наказания, в виде домашней меры исправления. Тем не менее, экономическое положение их даже при поддержке со стороны правительства, выигрывало от того немного и в общем они все-таки беднее аборигенов».

Отметим, что здесь скорее подразумевается сравнение с якутами, имевшими коров и лошадей, покосы и пастбища.

Также Попов объясняет это неприспособленностью к условиям здешнего земледелия, отсутствием свободных средств, в первую очередь, денег.

«Многие поэтому давно уже перешли от земледелия к скотоводству или же ведут смешанное хозяйство», - делает вывод лектор.

Напомним, Андрей Попов возглавлял статистический комитет при Областном правлении, он много ездил по улусам, как уроженец Якутска, знал и разбирался в особенностях ведения хозяйства.

«Дела первостепенной важности решались на общем сходе»

Одним из интересных моментов лекции 1911 года можно отметить общественное управление якутских крестьян начала 20 века. Вот как описал ее областной чиновник Попов.

«Одно или несколько обществ (здесь, поселений, - прим) были подведомственны Мирской избе (орган сельского общественного управления) из старосты и старшин, по одному от каждого поселения. Обязанности старосты… соответствовали должности волостного головы.

Дела первостепенной важности разрешались на общественных сходах, куда являлись представители по одному или два от каждого сельского общества.

Суд в маловажных делах составлялся из старосты и старшин. Такая форма управления была у крестьян амгинских, нюрбинских и олекминских».

«Приленские крестьяне Якутского округа имели особенное управление, не регламентированное ни одним законом, а устанавливаемое обычаем.

Крестьяне, проживавшие в 20-ти селениях (почтовых станциях) избирали из своей среды старосту на три года, именовавшегося старостою крестьян 20 станций Иркутского тракта. В помощники избирали двух старшин по одному из 10 селений, из числа наиболее многолюдных.

Дела, касавшиеся одинаково всех селений, как-то: разверстка казенных податей, отбывание земских и мирских повинностей, содержание почтовых станций – разрешались сходом, «трактовым съездом».
Особого состава суда не было. Староста, а также старшины, каждый в отдельности, разбирали возникшие среди крестьян дела.

Недовольные решением старшин иногда жаловались старосте, который и решал дела окончательно».

При подготовке использованы материалы ж. «Якутский архив»
Фото – приленские крестьяне 19 века из фондов Якутского государственного музея истории и культуры народов Севера им.Ярославского.

Sakhaday.ru