×

«Разделение на улусы – это симптом роста народа»

10:21 - 31.10.2019
«Разделение на улусы – это симптом роста народа»

Однажды после гастролей в Москву и Петербург наш народный любимец Якутии, артист Театра эстрады Алексей Григорьев-Эрчим журналисту Sakhaday пожаловался на «алаасное мышление» якутов, что «они не умеют мыслить масштабно, дальше своего алааса не видят, завистливы и любят принизить других».

«Мне обидно за наш менталитет, - вздыхал тогда Эрчим. – Наверное, такова человеческая натура. Может, это наблюдается у всех народов. Просто якутов мало, и у нас алаасная, улуусная система мышления. У нас гордости нет, а были бы мы гордыми, как другие народы, жили бы прекрасно. Мы не умеем радоваться успехам друг друга. Надеюсь, через сто лет наш народ поменяется», - признался певец. К такому безрадостному выводу Эрчим пришел из-за негативных комментариев якутян о гастрольных концертах наших эстрадных артистов по двум столицам России.

А ведь и вправду у нас такое наблюдается, о чем рассказал Эрчим. Можно ли избавиться от этого мышления, в чем его причина, журналист Sakhaday поинтересовался у наших экспертов.

«Тупые деребасы»

По словам Еремея Габышева, ученого-историка, антрополога, выражение «алаасное мышление» появилось в 1987 году.

«Его придумал кто-то из круга первого секретаря якутского обкома партии Прокопьева. Под этим понятием подразумевалось, что якуты тупые деребасы. После того, как студенты в 1987 году прошли по улице до площади Ленина, потому что хотели решить проблему межнациональной розни на корню, поднялся шум на весь СССР. Прокопьев испугался, что его снимут, вот и начал бочку катить на якутские улусы. Началась политика советского интернационализма. На вопросы о том, что в промышленность и рабочий класс тоже надо направить якутов, сказали, что у якутов «алаасный» менталитет и там они не смогут работать», - сообщил историк.

Провинциальный синдром

В свою очередь, профессор СВФУ, доктор философских наук Виктор Михайлов объясняет, что в более широком контексте мышление, которое характеризуется как «алаасное», близко к провинциальному синдрому, к которому склонны не только якуты.

«В этом плане не только саха, но и все россияне подвержены такому мышлению. Провинциальный синдром помимо узости кругозора, ограниченности взглядов, консервативного мышления, выражает ощущение фатальной отсталости и бесперспективности. Все это так или иначе порождает навязчивое желание уехать из тех мест, где они проживают», - сообщил профессор.

По его словам, жить в провинции и быть провинциалом – разные вещи.

«Провинциал непременно ищет смыслы не там, где проживает, а в притягивающей его чувства и мысли «центровой» жизни. Для якутского провинциала, к примеру, таким «центром» представляется Москва, Санкт-Петербург, для московского – европейские или американские просторы, в которых он жаждет обосноваться», - рассказал ученый.

По его мнению, «алаасное мышление», о котором сетует Эрчим, другое.

«Скорее всего имеется в виду низкая мобильность, слабая креативность, крайняя консервативность. Алаас – замкнутое пространство, формирующее естественную ограниченность. Ныне выражение «алаасное мышление» не более, как метафора. Тем не менее оно чревато двумя одинаково негативными последствиями: для активных – провинциальным синдромом, а для пассивных – прозябанием, депрессией, апатией», - утверждает профессор.

Другое дело, продолжает Виктор Михайлов, если под «алаасным мышлением» иметь в виду ориентацию на реализацию народной мудрости, выраженную в поговорке: «Где родился, там и пригодился». Такое мышление порождает высокое патриотическое чувство, считает он.

Как рассказал профессор, менталитет народа является очень сложным социально-психологическим явлением, и его структура противоречива и потому очень трудно разложить «по полочкам». В нем много «наслоений» и врожденного, и приобретенного.

«Однозначно определить этническое слагаемое практически невозможно. Однако поделюсь наблюдениями, какие свойства и качества в современных условиях наиболее востребованы. Это – мобильность, обучаемость, креативность, коммуникабельность, отзывчивость. Последнее включает в себя множество нравственных качеств: совестливость, порядочность, патриотизм, гражданственность. Как педагог с большим стажем хочу, чтобы в менталитет якутов присутствовали эти свойства и качества», - поделился Виктор Данилович.

Это понятие международное

Оказывается, «алаасное» явление имеет не только узко-якутский и общероссийский, но даже международный масштаб. Об этом в свою очередь рассказал Анатолий Алексеев, профессор, академик, доктор исторических наук.

«Как-то по телевизору смотрел передачу про монголов-кочевников, а у кочевников психология индивидуалиста – они заботятся о том, чтобы много скота было у него и его семьи, остальные его не интересуют. Хотя на соседей он тоже обращал внимание, но только не с точки зрения зависти, а чтобы и у них шел приплод, но в то же время, чтобы они друг у друга не отнимали пастбища. Так что это явление оказывается не узко-якутское, а очень даже интернациональное, международное и широко распространенное, и природа его зиждется в кочевничестве, скотоводстве. У нас оно приобрело «алаасное» значение, поскольку территориально-ландшафтно у нас все было связано с алаасом: алаас - как удобное место для разведения скота, и, следовательно, там же делалось поселение людей», - объясняет профессор.

По его словам, это понятие возникло в Якутии в 40-50-ых годах. «Явление, которое у нас любят называть алаасное, еще в советские времена появилось, где-то в недрах партийных кругов. Алаасный патриотизм, алаасный национализм… Как нечто узколобное, ущемленное. Но на самом деле люди, если даже вот так и мыслили, в этом совершенно не виноваты. Виновата жизнь, развитие», - считает Алексеев.

С одной стороны, алаасное явление – это анахронизм, с другой стороны, оно возникло из-за отсутствия урбанизации, крупных мегаполисов, продолжает профессор.

«Не то, что такие, как Нью-Йорк или Москва. Если бы в XIX веке были поселения хотя бы с 10-15 тысячами жителей, то менталитет и психология людей были бы совершенно другими, даже такого термина, возможно, и не существовало бы. А у нас городов не было, поселений больших тоже. Они образовались тогда, когда все-таки появились колхозы советской власти, причем, отчет идет не с 1917 года, а позже – с середины 20-ых. К концу 20-ых урбанизация по-настоящему начинается сперва в виде маленьких деревушек, а потом деревни стали разрастаться и появляться районные центры. Конечно же, статус городов имели и Жиганск, и Среднеколымск, и Вилюйск, и прочее, но посмотрите, Жиганск, Среднеколымск, Вилюйск – до сих пор очень маленькие поселения», - рассказывает академик.

Менталитет якутов возрос

По мнению Анатолия Алексеева, сейчас якуты больше не мыслят алаасно – период прошел, и в целом менталитет народа саха очень сильно изменился, возрос.

«Не уходя в глубь истории, просто как очевидец, хотел бы сказать, что, когда Михаил Ефимович Николаев стал первым президентом республики, за этот период произошла очень большая перемена в людях, народе. Изменение шло очень тихо, медленно, и тут появился катализатор, который ускорил это процесс. Якутия, как самостоятельный регион, начала больше и больше двигаться, и это тоже продвигало и прогрессировало самосознание народа, но потом наступили 2000-ые, и наш Ил Тумэн в течение нескольких лет привел все свои законы в соответствии с российскими, то есть началась вертикаль власти и прочее, и суверенитет совершенно понизился. Хотя после Михаила Николаева регресса в развитии народа не было, что очень хорошо иллюстрирует демография, которая, начиная с 90-ых годов, остается положительной», - считает профессор.

По его мнению, если еще один такой толчок, то народ полностью сложился бы. «Не было бы тогда улусного и другого делений, а просто – мы якуты», - предполагает профессор. На вопрос, станет ли таким катализатором наш Ил Дархан Айсен Николаев, профессор ответил: «Айсен Николаев только начал свою деятельность и прогнозировать невозможно, потому что это зависит от многих факторов, тем более в условиях вертикали власти».

«Мы, нюрбаканы»

Профессор Алексеев деление на улусы связывает с проблемой роста, становления нации, народа, этноса.

«Этнос, когда развивается, чувствует себя единым целым. Якутский народ, в первом рождении которого участвовал целый калейдоскоп, мозаика этносов, пока еще находится в развитии. Он не стал совершенно окончившим свое становление этноса. Все народы беспрерывно развиваются. Возьмем самый крупный народ в Европе, как русские. Даже он продолжает развиваться. Даже он не сложился окончательно, а промежуток становления якутского народа всего 900-1000 лет, а это очень маленький период», - считает академик.

Деления на улусы, по его мнению, это этап консолидации, и самые его истоки кроются в том, что в сложении народа саха участвовало очень много составляющих.

«Ведь территория Якутии на протяжении многих веков была настолько большой, а население было настолько маленьким. Из века в век было очень мало людей, и те композиты, которые вошли в состав народа саха, все время пытались сохранить свой суверенитет. Они все время говорили, например, «мы, нюрбаканы», «мы, хангаласцы», «мы, мегинцы», «мы должны всегда всех побеждать, обеспечить себя скотом» и так далее. Это постепенно переросло в улус, и это закономерный процесс, и не надо из-за этого впадать в какую-то горесть. Это симптом роста. Этот этап нужно очень быстро миновать без негативных последствий. Чем быстрее он будет преодолен, тем будет лучше для народа, чтобы он принимал себя как единое целое», - утверждает профессор.

По его предположению, через век-другой народ саха совершенно преобразится, и якуты станут воспринимать друг друга как родных, подобно другим сложившимся народам, например, узбекам.

«Мои коллеги-узбеки однажды признались мне, что по внешним признакам делятся только малочисленные народы, и что мы еще не сложились, как народ, и явно малочисленны. Они мне поведали, что народы наоборот должны притягивать к себе и делать из них своих, как сделали это они, узбеки», - вспоминает Анатолий Николаевич.

Немаловажным фактором в становлении народа и изменении его менталитета, по его мнению, служит религия.

«Когда идет консолидация народа, то происходят острые разговоры насчет веры, идеологии, к какой вере примкнуть. Я слышал выступление ученого из Бурятии, которая в докладе сообщила, что у них многие не говорят на бурятском языке, но, тем не менее, самоидентификация бурят, как носителей бурятской нации, не изменилась, потому что буддизм объединяет. По ее словам, язык в сравнении с религией находится на вторых-третьих ролях. Религия больше сплачивает, чем язык», - рассказал профессор.

«Свой-чужой», «тупой, но свой»

Принижение успехов других, о котором говорил артист Эрчим, по словам профессора Виктора Михайлова, есть следствие противопоставления улусов.

«Улуус – административно-территориальная единица. Он сформировался как отражение родоплеменного расселения народа саха. Первоначально улуус выражал родовую общность – «мы такой-то род». В социально-психологическом плане чувство «мы» непременно предполагает реальное или мнимое «они», часто порождая междоусобицы разного характера. Восхваление «своего» и принижение успехов «чужого» - следствие этого противопоставления. В последующем улус обретает «надплеменной» смысл, но постепенно в его недрах вызрело такое явление, как «клановость»», - объясняет философ.

По его словам, в современных условиях разделение людей по принципу «свой-чужой» и по его крайнему выражению «тупой», но «свой» становится тормозящим фактором.

«Ныне требуется ориентация на компетенцию, а не на земляческие иные другие показатели. Плодотворен подход Дэн Цяо Пина: «Не важно, какого цвета кошка, лишь бы мышей ловила». Объявление текущего года «Годом консолидации» в республике, инициированное Ил Дарханом Айсеном Сергеевичем Николаевым, преследует эту цель», - говорит Виктор Данилович.

Это космос!

Государственный советник Якутии, режиссер Андрей Борисов не видит в алаасном мышлении ничего негативного и даже связывает его с космосом.

«Алаасное мировоззрение - это космогония, которая не до конца изучена. Думаю, надо разобраться в великой простоте алааса, поскольку его ландшафт и пространство очень космогоничны и связаны с космосом, космическим мышлением. С одной стороны, алаас – это малая родина, наша локальная история. С другой стороны, алаас дает очень много размышлений о космогонизме якутского эпоса Олонхо. Думаю, якутский эпос Олонхо возник и оформился в результате алаасной культуры», - таково мнение Андрея Саввича.

По его словам, менталитет Саха, как река Лена-Илиэнэ. «То мельчает, то расширяется, то накрывается льдом… Но всегда течет с юга на север в море студеное», - поделился режиссер.

Ксения Авера

Источник фото

Sakhaday.ru
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Комментарии
Сахабын
11:07 / 31.10.2019

Разделение по улусам, это федеральная политика России. Противопоставлять, сталкивать лбами и управлять ими это- политика. Как грится разделяй и влавствуй!

8
Оннук
11:28 / 31.10.2019

Ученые что то размахнулись. А что скажут про соперничество в селах - улицами, в улусах -селами, а в учреждениях- отделами, спорткомандами.

1
кырдьык
13:54 / 31.10.2019

кому как бо

0
крот
14:29 / 31.10.2019

"После того, как студенты в 1987 году прошли по улице до площади Ленина, потому что хотели решить проблему межнациональной розни на корню, поднялся шум на весь СССР" расскажите пожалуйста по подробнее про это мероприятие и что сподвигло народ такому шествию. Вот всегда где то вскользь упоминают но достоверно никто не рассказывает что да как . Очень интересно

5
Да
15:25 / 31.10.2019

Чтобы пришлому люду интегрироваться с местными , используется давно известная политтехнология "разделяй и властвуй".

9
Николай
22:11 / 31.10.2019

Что за ересь несут наши ученые. Особенно так называемые академики. Такое ощущение, что д.и.н. Алексеев не читает труды даже сотрудников своего института.

1
турист
1:42 / 1.11.2019

свою тупость, трусость и леность можно называть как угодно, и рассуждать об этом "умно" бесконечно.

0
123
8:16 / 1.11.2019

Когда в республике меньшинство начинает управлять большинством вбивается клин между этим большинством и вуаля:)

2
Судургу
20:39 / 31.10.2020

Бука бу биһиги ыарыыбыт буоллаҕына, тоҕо сахалыы ырыппакка нууччалыы ырытыы барарый бастакытынан. Иккиһинэн дьиҥинэн көннөрү дьон улууһунан улаханнык арахсыбаттар, ону салайар араҥабыт, үөрэхтээхтэрбит элиитэ дэммит интеллигенция буола сатыыр, биллэ көстө сатыыр дьон улуустаһыы баар диэн соруйан искусственно көбүтэ сатыыллар. Билигин Госдума быыбара чугаһаан, онно ананан оҥоһуллубут улахан туһата суох баары биллэрэ сатаан тэриллии буолбут.

0
Загрузка...