×

Руководитель «ОПОРЫ России» по просьбе главы Якутии толкает ФАС на противоправные действия

20:25 - 22.11.2017
Руководитель «ОПОРЫ России» по просьбе главы Якутии  толкает ФАС на противоправные действия

В Якутске президент «ОПОРЫ России» Александр Калинин на площадке II независимого форума предпринимателей республики предложил ФАС ввести регулирование стоимости проезда по вдольтрассовым и технологическим проездам (ВТП) проходящих по территории Якутии нефтепроводов компаний «Транснефти» и «Сургутнефтегаза». Глава «ОПОРЫ» отметил в выступлении, что данную проблему ему озвучил глава Якутии Егор Борисов во время официальной встречи.

Егор Борисов сыграл ловкую шутку с главой «ОПОРЫ». Дело в том, что согласно «Правилам охраны магистральных трубопроводов» и в соответствии со ст.9 116-ФЗ вдольтрассовые и технологические проезды относятся к сооружениям, входящим в состав линейной части магистральных нефтепроводов, и должны использоваться исключительно для обеспечения безопасной эксплуатации магистральных нефтепроводов, их обслуживания, ремонта и охраны. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц. На любые действия лиц на территории опасных производственных объектов, включая передвижение вдоль магистрального нефтепровода, существует особый порядок оформления разрешительной документации.

Утвердить тариф на проезд по ВТП – фактически, отменить запрет на «проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц». Т.е. де-факто глава «ОПОРЫ России» предложил ФАС грубо нарушить российское законодательство.

Проблема проезда по ВТП, особенно по вдольтрассовому проезду вдоль нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», неоднократно становилась поводом для конфликтов и бурных обсуждений в Якутии. Трассу «Вилюй», которая должна связать Иркутскую область с Якутском и отдаленными районами республики, строят… точной даты найти не удалось. Известно только, что в октябре 2005 года была сдана в круглогодичную эксплуатацию первая часть дороги — 1184 километра от Мирного до Якутска. Без должной поддержки дорога скоро пришла в негодное состояние, в котором находится до сих пор. Любой желающий может найти в сети фото этой, с позволения сказать, «дороги». Зимой по ней еще можно проехать, если, конечно, ее расчистили от снега, а летом это опасное приключение для смелых духом на крепких вездеходах. Один из смельчаков выложил фото трех погнутых амортизаторов своего джипа – впечатляет.

Нефтяники не обязаны, точнее, им запрещено, пускать на ВТП посторонних. Но куда деваться, если власти Якутии обещают достроить «Вилюй» не ранее 2030 года (!). Автомобили местных жителей пропускаются на ВТП бесплатно по предварительным заявкам, правда, с официальной оговоркой «в исключительных случаях при отсутствии альтернативных путей сообщения» (которых, отметим, нет и не предвидится). Бесплатно ездят по ВТП машины медиков, местных властей, силовых структур. За проезд грузовиков, разбивающих грунтовые дороги, нефтяники берут плату. Она определяется индивидуально на основе заявки на проезд.

Но коммерсантов не устраивает один принципиальный пункт – по ВТП запрещено провозить спиртное. В этом, а вовсе не в стоимости проезда причина дипломатической хитрости Егора Борисова – не может же глава Якутии официально требовать разрешить провоз по дороге вдоль ВСТО машин, загруженных водкой. Как-то неудобно, знаете – одной рукой бороться с употреблением спиртного, другой ратовать за коммерсантов, ввозящих в регион фуры с водкой.

Вот и спихнул Ил Дархан на доверчивого Калинина проблему перевозки водки под видом защиты предпринимателей от слишком высоких цен на проезд по ВТП. Авось прокатит.

Но даже если предположить, что ФАС решит «впрячься» за коммерсантов, плохо будет всем. В итоге платить за проезд придется и местным жителям и чиновникам и тем же коммерсантам, и не факт, что для последних это будет дешевле.

 Константин Махнык