С вещами на выход. «Обыски, следственные действия - стандартная схема увольнения руководителей медучреждений в Якутии»
В апреле прошлого года Sakhaday сообщал о следственных действиях в кабинете главврача НПЦ «Фтизиатрия». Несмотря на то, что вина не подтвердилась, Александр Кравченко был переведен на должность замруководителя своего детища. По некоторым данным, сейчас над ним вновь сгущаются тучи.
По мнению многих, это стандартная схема избавления от руководителей крупных медучреждений в Якутии.
Одним из наглядных примеров служит ситуация с увольнением главврача РБ№2-ЦЭМП Бориса Андреева. В 2018 году Минздрав не продлил трудовой договор с Андреевым, который "рулил" больницей с 2005 года. При этом заслуги руководителя были очевидны. Благодаря его усилиям были открыты Региональный сосудистый центр, Травмоцентр I уровня на базе РБ№2, внедрены новые методы диагностики и лечения.
С Андреевым боролось Министерство здравоохранения, которое, конечно же, одержало победу. В конце 2018 года без предъявления каких-либо претензий к главному врачу, без объявления причин коллективу РБ№2-ЦЭМП был представлен и.о. главного врача.
Борис Андреев тогда публично заявил, что причиной расторжения служебного контракта стали испортившиеся отношения с замминистра здравоохранения Людмилой Вербицкой и с поставщиком питания. По его словам, замминистра заставила его вписать в госконтракт обязательное условие - подача питания в ланч-боксах. Это помогло бы компании выиграть закупку. Несмотря на то, что Людмила Вербицкая считает, что ее оговорили, суд над ней продолжается, а Борис Андреев до сих пор остается не у дел.
В 2019 году полиция пришла в якутский республиканский центре по профилактике и борьбе со СПИД и изъяла иностранную валюту и документы. Операция прошла в рамках расследования уголовного дела о картельном сговоре при закупках лекарств и мошенничестве. Ничего в итоге не нашли, а руководитель Анатолий Кожевников потерял кресло. Его заслуги также общеизвестны. Именно при его участии была завершена структурная перестройка всех спецучреждений по профилактике со СПИД, организованы экспресс-лаборатории. Сейчас Анатолий Александрович занимает должность замглавврача.
В марте 2021 года был уволен гендиректор Национального центра медицины Николай Лугинов. На его место был назначен Станислав Жирков. Лугинов сейчас работает заведующим рентген-отделения НЦМ.
По некоторым данным, и Лугинов, и Кожевников были уволены по делу картеля, связанного с депутатом Владимиром Чичигинаровым. Чем закончились обыски и были ли они обоснованы, неизвестно. Остались невыясненными и вопросы о причастности к картелю.
Фактически на мировой уровень поставил диагностику и лечение в Офтальмологической больнице Якутска бывший главврач Анатолий Назаров, но и он был уволен и отправлен в Сунтарский район. Именно при нем больница не раз признавалась лучшим республиканским лечебным учреждением не только в республике, но и в стране. Анатолий Назаров возглавил ее в 2007 году, и в прошлом году неожиданно покинул должность. Говорят, уволили из-за очага коронавируса в больнице в самом начале пандемии. Новый руководитель офтальмологии Иван Луцкан при назначении подчеркнул, что Анатолий Николаевич подготовил отличную команду.
Для многих стал неожиданным уход из детского туберкулезного санатория Василия Старостина. Вдвойне обидно, что он долгое время добивался строительства нового здания, а как только справили новоселье был уволен. Вначале его перевели в детский дом, потом его следы затерялись.
Также неизвестно, куда и по какой причине ушел главврач Якутского психдиспансера Леонид Слепцов, освободив в 2018 году место для чиновника Минздрава Олега Припузова.
Вернемся к Александру Кравченко, который точно так же уступил место руководителя научно-практического центра «Фтизиатрия» бывшему замминистру здравоохранения Егору Прокопьеву.
Кем является Кравченко знают все причастные к медицине. Именно с ним связано становление туберкулезной службы. Благодаря его организационным способностям наблюдается снижение заболеваемости этой страшной болезни. Специалисты уверены, что его уход станет еще одним камнем по уничтожению лучшей службы на Дальнем Востоке.
Не можем не привести классический пример экс-министра здравоохранения Вячеслава Александрова, которого в 2011 году обвинили в коррупции, а затем реабилитировали. Почему это произошло он рассказал в интервью Sakhaday:
"В моем случае некие люди оговорили меня, заявили то, чего не было. И на основании этих заявлений следствие возбудило уголовное дело. Я по этому поводу высказывался в СМИ: следователю хотелось громкой славы. Думаю, что, может быть, кто-то из нашей внутренней среды был заинтересован, чтобы было возбуждено уголовное дело на меня, каким-то образом хотел наказать меня".
В 2016-м году прокуратура принесла ему официальные извинения.
"Главврачей якутских медучреждений нужно беречь"
Недавно в Sakhaday обратилась сторожил здравоохранения, которая поделилась своим мнением по поводу скандальных увольнений руководителей медучреждений. Наша собеседница обратила внимание на то, что многие увольнения были связаны с аукционами и закупками.
«Главврачи должны выполнять единственное требование – лечить больных. Они не финансисты, не специалисты по закупкам. Раньше врачи занимались только лечением. Избежать претензий иногда невозможно, как бы ты ни был чист, все равно найдутся завистники и недовольные. Почему бы закупками, как и раньше, не заняться Минздраву?
Многие специалисты, всю жизнь посвятившие медицине, безмолвно уходят, боясь перечить руководителям, боясь потерять служебное жилье. А ведь 50-60 лет нынче не возраст. Мы полны сил и желания работать дальше. Что уж говорить о руководителях, которые к такому возрасту накапливают колоссальный управленческий и врачебный опыт, и могут его передать своему преемнику, который бы продолжил традиции руководства.
Главврачей якутских медучреждений нужно беречь, это люди, которые посвятили всю жизнь медицине, помощи людям, смогли создать и организовать работу, а с ними расстаются как с преступниками: проводят обыски с обязательным освещением в СМИ, позорно увольняют, или предлагают для отвода глаз должности, на которых они не задерживаются. Почему не пользуются опытом таких людей, которые еще могут принести пользу республике? Если так хотите распрощаться, то можно с почетом проводить, выразить благодарность. Ведь они этого заслужили.
Сейчас такие времена, что каждый сам за себя. Зачастую руководители покорно и без борьбы увольняются и сдают свои места, боятся дать комментарий в СМИ, за них не вступается коллектив и медицинское сообщество. Но ведь это неправильно. Такое впечатление, что заслуженных людей используют и затем «выкидывают» на обочину. Надеемся, что новый министр здравоохранения сможет переломить этот печальный тренд».
(Вся информация по публикациям в СМИ и релизам правоохранительных органов)