×

Сахамин Афанасьев ответил на вопросы об установлении границ зон затопления в населенных пунктах республики

8:30 - 25.11.2020
Сахамин Афанасьев ответил на вопросы об установлении границ зон затопления в населенных пунктах республики

В адрес Минэкологии Якутии посредством соцсетей поступают вопросы, касающиеся определения границ зон затопления в населенных пунктах республики. Ранее ведомство сообщило, что анализ территорий населенных пунктов, попадающих в зоны затопления показывает, что в 93 населенных пунктах требуется строительство защитных сооружений. На интересующие вопросы граждан ответил министр экологии, природопользования Республики Саха (Якутии) Сахамин Афанасьев, сообщает пресс-служба Минэкологии Якутии.

- Сахамин Миланович, скажите пожалуйста, всвязи с чем установлены зоны затопления населенных пунктов?

- Проблема затопления территорий в России и в республике существовала во все времена. Однако в конце XX – начале XXI века она приобрела значительные масштабы в результате проведения стихийной застройки речных пойм как отдельными строениями, так и целыми населенными пунктами. Размещение строений в пределах пойм, водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в настоящее время является повсеместной проблемой. Несоблюдение водного законодательства, размещение населенных пунктов в зонахзатопления зачастую приводит к возникновению значительного ущерба от затопления населенных пунктов.

Результат – унесенные и разрушенные стихией жилые дома, хозяйственные постройки, объекты социально-производственного назначения, возникновение риска для жизни и здоровью граждан, а также погибшее поголовье скота. После нанесенного паводком ущерба, предстоит целый комплекс аварийно-восстановительных работ, выплата материальной помощи и многое другое.

С целью уменьшения влияния последствий наводнений было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года № 360 (в редакции от 17 мая 2016 года) «Об определении границ зон затопления, подтопления» (вместе с «Правилами определение границ зон затопления, подтопления»), которое отсылает к ст. 67.1 Водного кодекса РФ о запрете капитального строительства в зонах затопления. Постановление устанавливает правила определения границ зон затопления, подтопления, приводятся основные органы исполнительной власти, которые определяют и несут ответственность за реализацию проекта: «Границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления...».

Министерством экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) на основании данных МЧС РФ о затопляемых территориях и муниципальных образований, территории которых подвергются затоплению, проведена работа по определению границ зон затопления на территории Республики Саха (Якутия). Результаты инженерных изысканий и гидрологических расчетов прошли несколько этапов согласования: с Росгидрометом, Росприроднадзором, Министерством чрезвычайных ситуаций России, Росреестром.

- Каким органом федеральной исполнительной власти утверждены сведения?

-Сведения о зонах затопления внесены в единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) приказом Федерального агентства водных ресурсов.

- Возможно ли гражданам узнать, относится их участок к зоне затопления? Можно ли проверить эти сведения?

- Сведения о зонах затопления внесены в единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) приказом Федерального агентства водных ресурсов. В порядке информационного взаимодействия, одновременно с внесением сведений о зоне с особыми условиями использования территории, в реестре недвижимости формируются сведения об обременениях на земельные участки или их части, попадающие в границы такой зоны. Зоны затопления относятся к зонам с особыми условиями использования территорий и отображаются на всех видах документации, разрабатываемой при планировании развития территорий.

Это необходимо для того, чтобы на данных территориях соблюдался определённый режим в целях предотвращения негативного воздействия на них. Это важно, поскольку затопление может привести к большим имущественным потерям. Наивысшие расходы воды и уровни наблюдаются во время половодья. Затопление обычно происходит из-за заторов во время прохождения весеннего половодья в силу гидрологического режима и метеорологических условий в этот период. Картографические материалы с координатами зон затопления и сведения о них направлены в Управление архитектуры при Главе Республики Саха (Якутия) в целях внесения данных в градостроительных документах.

- Принимают ли участие органы местного самоуправления в определении границ зон затопления?

- Да, органы местного самоуправления принимают непосредственное участие в этом вопросе. Так как в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года № 360 органы местного самоуправления при определении границ зон затопления предоставили сведения о попадающих под затопление строений, количество населения. Также они будут вносить изменения в генпланы поселений. Заинтересованность органов местного самоуправления в охране рек, протекающих по территории муниципальных образований, предотвращении их загрязнения и засорения вполне объяснима, поскольку этот вопрос тесно связан с собственными полномочиями органов местного самоуправления по решению вопросов благоустройства, организации отдыха населения, водоотведения. Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ зоны затопления, подтопления отнесены к зонам с особыми условиями использования территорий.

С внесением границ зон затопления в ЕГРН эти зоны относятся к ЗОУИТ, то есть к зонам с особыми условиями использования территорий. Зона затопления с вероятностью 1% обеспеченности - это зона возможного катастрофического затопления, в которой ожидаются или вероятны, что пострадают люди, а также возможны повреждение или уничтожение имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества. Такие наводнения происходили на территории Якутии в 2013 и в 2018 годах, в Иркутской области - в 2019 году. А в полномочиях ОМСУ, в соответствии с федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Выделяя участки в границах зон затопления, ОМСУ будут заранее подвергать население ЧС, невозможности вести строительство. Также необходимо отметить, что всем Администрациям 123 населенных пунктов, где установлены границы зон затопления, еще до внесения границ зон затопления в ЕГРН для учета при вводе новых построений, были направлены картографические материалы с указанием этих зон затопления.

- То есть на этих участках, которые включены в зону затопления, нельзя вести строительство?

- В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 67.1. Водного кодекса Российской Федерации в границах зон затопления запрещается строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких объектов от затопления. При этом, информация о сооружениях инженерной защиты должна содержаться в территориальных комплексных схемах градостроительного планирования. То есть, объект должен иметь защитное сооружение, которое вносится в документы территориального планирования. Тогда вносятся изменения в границы зон затопления.

- Почему границы зон затопления населенных пунктов республики были установлены в этом году? Могут ли эти внесенные данные измениться в последующие годы?

- Отмечу, что начиная с 2016 года ведется работа по установлению границ зон затопления. В 2017 году установлены по 9 населенным пунктам, в 2018-2019 годах по 35 населенным пунктам, в 2020 году с выходом поручения Президента РФ завершены работы по всем 93 населённым пунктам. Согласно п. 19 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 № 360, границы зон затопления могут быть изменены при внесении соответствующих изменений в документы территориального планирования, градостроительного зонирования и документацию по планировке территорий муниципальным образованием при строительстве новых сооружений инженерной защиты от затопления.

- Сахамин Миланович, ведется ли сегодня строительство инженерных сооружений в республике в зонах затопления? В каких районах есть функционирующие инженерные сооружения для защиты сел от затопления?

- Строительство защитных сооружений требует больших финансовых затрат, которые предоставляются из федерального бюджета в виде субсидии. Построены защитные сооружения в г. Ленске, Олекминске, с. Ытык-Кюель, г. Якутске. Построенные защитные сооружения г. Среднеколымска, с. Намцы и Едейцы, в 2021 году должны быть внесены в документы терпланирования и будут изменены границы зон затопления. В настоящее время бюджетная заявка направлена в Росводресурсы по финансированию строительства Инженерной защиты г. Верхоянск. При получении федерального финансирования в размере около 1 миллиарда рублей (1 025 502,620 тыс. рублей) строительство объекта начнется с 2022 года.

Источник

Sakhaday.ru