Самоубийство амгинского политссыльного, Или злой дух абаасы
Эта печальная история произошла в начале 1880-ых в Амге. Однажды политтсыльный Александр Павлов, гуляя по амгинскому лесу, нашел какие-то игрушечные деревянные сани с таким же деревянным седоком. Он показал находку своим товарищам-ссыльным. Те расхохотались, восприняв ее как курьез. Как раз к ним заглянул якут и, увидев сани с седоком, пришел в настоящий ужас и стал убеждать Павлова отнести фигурки обратно, при этом сомневаясь, удастся ли избежать беды.
«Оказалось, что это талисман. Когда якут заболевает, шаман завораживает духов болезни и уносит их в тайгу. Значит, Павлов принес с собой враждебных духов. Мы, разумеется, только смеялись над этим суеверием. Но мне показалось, что Павлову не по себе: крестьяне вологодских лесов тоже имеют дело с инородческими колдунами», - писал Короленко. Начиная с этого момента, Павлов постепенно стал невыносимым и неузнаваемым, страстно заговаривал о побеге.
Предчувствие
Он будто предчувствовал трагедию. Политссыльный Ромась, живший с ним в Болугурском наслеге под одной крышей, начал жаловаться, что Павлов становится невыносимым и неуживчивым в общежитии. Ромась приходил в слободу к ссыльным и проживал там целые недели, оставляя Павлова одного. Приходил в слободу иногда и Павлов, но оставался недолго, уходя в свою одинокую избушку. Отныне веселые беседы втроем за рыбной ловлей и разговоры с якутами кончились…
В последний раз, когда видели Павлова в его мрачном жилище, его поведение показалось странным: потолок был расчерчен, в некоторых местах вбиты крепкие гвозди, и на одном из них висела веревка. Кроме того, Павлов с политсыльным Орловым, заглянувшим к нему в избу, заговаривал о самоубийстве. «Я в тот день очень устал, так как целый день пахал на огороде и не обратил на предостережение Орлова достаточного внимания. Мне казалось, что самоубийцы не предупреждают об этом товарищей», - писал Короленко.
Между тем в слободу приехал новый сожитель, политссыльный, врач Осип Васильевич Аптекман, знакомый Павлова. Бедный и измученный Павлов отправил ему записку с просьбой срочно приехать к нему. Аптекман был с дороги уставший и потому отказал, предложив ему самому явиться в слободу. В эту же ночь Павлов застрелился…
Об этом случае рассказал в «Истории моего современника» писатель Владимир Короленко, с 1881 по 1884 год в Амгинской слободе отбывавший ссылку за отказ от индивидуальной присяги новому царю Александру III. Несчастный же Александр Павлов был петербургским рабочим, родом из Вологодской губернии, из семьи крестьян, великоросс; был членом Северного рабочего союза, учеником Степана Халтурина, «того самого», который под видом плотника осуществил в 1880 году террористический акт в Зимнем дворце.
Что было причиной трагедии Павлова? Возможно ли, что она кроется в деревянных санях с седоком?
Эмэгэт
Вероятно, речь идет о скульптурном изображении эмэгэт, связанном с шаманской практикой и традиционными верованиями, заявляет профессор, доктор исторических наук, наш постоянный эксперт Розалия Бравина. По ее информации, одной из основных функций сибирских шаманов считалось исцеление от разнообразных болезней.
«Из дерева, бересты вырезали фигурки, часто антропоморфные, предназначенные для вселения в них шаманом духов абааhы болезней, которых стремились умилостивить, принося им жертву часто лошадь или рогатый скот определенной масти, зависимо от рода болезни. Затем фигуру уносили в лес и там оставляли», - рассказывает профессор, добавив, что эмэгэт и сегодня можно найти в таежных уголках.
По ее словам, эмэгэт представляет собой скульптуру малых и средних форм от 15 до 70 сантиметров в высоту. Как размер, так и материал, из которых изготавливали эмэгэт, зависели от их назначения, в основном роль небольших зооморфных и полиморфных фигур заключалась в лечении определённой болезни путём шаманских действий над эмэгэт.
Депрессия
Что произошло с Павловым? Как называется состояние, в которое он впал? «Я не психолог, не медик, но допускаю, что он впал в депрессию – психическое расстройство, проявляющееся устойчивым снижением настроения. Сама обстановка ссылки «на краю земли» может стать причиной хронического стресса. К тому же автор отмечает, что Павлов – из крестьян вологодских лесов, которые тоже имеют дело с инородческими колдунами», - объясняет Розалия Бравина.
По ее словам, в славянской культуре присутствует так называемая «низшая» мифология, то есть поверья, связанные с нечистыми персонажами (домовые, лешие, русалки) и не будет преувеличением сказать, что жанры, родственные как якутским «страшилкам», так и русским быличкам, искони существовали у всех народов, во всех культурах и ныне существуют в виде рассказов. В Сети сейчас обосновался «страшный» фольклор – тексты крипипасты (от англ. creepy — жуткий), где описанный выше сюжет остается одним из распространенных, говорит профессор.
Вселилась душа шамана
Возможно, ссыльный Павлов обнаружил фигурки в лесу на кэрэх-мас, и в нее был заключен ёр шамана, то есть душа покойного шамана, чтобы в нужное время внедриться в потомка с целью передать свои духовные способности, заявляет ученый-историк, этнолог СВФУ Людмила Егорова.
Дух болезни. Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера)
По ее словам, сюр шамана, то сеть его духовное тело, остается в биосфере двенадцать поколений. «Может, игрушка предназначалась для его потомков, а ссыльный Павлов случайно нашел ее, и, таким образом, активизировал и попал в пограничное состояние. Когда в живого человека внедряется духовное тело покойного, человек оказывается в пограничном состоянии и сходит с ума. Павлов же не содержал тот генотип, который был у того шамана, поэтому он не мог стать его последователем. Просто он сошел с ума. В принципе, даже не рассудка лишился, а не смог выдержать пограничное состояние», - утверждает этнолог, при этом добавив, что в таком состоянии человек испытывает постоянную тревожность от непонимания того, что с ним происходит, видит энергетический мир как реальность, замечает странные явления как наяву, так и во сне.
Если бы ссыльный врач Осип Аптекман внял просьбе Павлова и пришел к нему, то удалось бы избежать трагедии? «Он бы только усугубил положение. Его мог спасти только шаман. В то время в Якутии на них происходили гонения, но подпольные шаманы все же существовали. Вот они могли бы его исцелить. И сейчас есть различные ритуалы, но их могут совершать только редкие люди, то есть те, кто не испугается и у кого хватит сил», - говорит этнолог.
Поскольку Павлов был из вологодских крестьян, он, возможно, верил в колдовство. «Не зависит от того, верит ли человек в магию или нет. Здесь главное духовная сила. Духи одолевают только духовно слабого человека. Игрушка – тоже духовное тело, и, если человек слаб духом, она за него зацепляется», - заключает этнолог.
Вещи с могилы шамана
Короленко описал реальный случай, утверждает профессор кафедры всемирной истории и этнологии СВФУ, известный ученый-историк, этнограф, шаманолог, тунгусовед и наш постоянный эксперт Анатолий Алексеев. По его мнению, ссыльного Павлова мог спасти только сильнейший шаман, но, поскольку он не вернул вещь обратно, его выздоровление было сомнительным.
«Возможно, ссыльный Александр Павлов нашел игрушку на могиле шамана или на могильном лабазе араҥасе, либо на священном дереве кэрэх-мас. Рассказывали, что в Саккырырском и других улусах некоторые школьники брали вещи с могилы шамана и не могли найти обратную дорогу, блуждали по лесу, иногда путь им преграждал шаманский духовный огонь. Некоторые даже сходили с ума. Только после возвращения предмета на место они могли исправить положение. С захоронений шаманов, кэрэх-мас, аранаса, кладбищ брать предметы нельзя ни в коем случае. Вообще, вещи мертвых – это черные предметы. Это касается и сэконд-хендов», - предупреждает профессор.
Чтобы навести на человека порчу, болезнь, привлечь беду и даже вызвать смерть, некоторые прибегают к услугам черных магов. «Маги, колдуны с целью причинить человеку вред, наговаривают на игрушку, куклу, одежду, да даже на еду. Но это «не бесплатно» - крайне опасно не только для жертвы, но и главным образом для мага и заказчика. Так что это меч обоюдоострый. За такие дела они все равно будут наказаны, не физически, так духовно», - уверен Анатолий Алексеев.
***
«Лицо мертвого Павлова было спокойно: ни тени страдания... Казалось, он простил нам все... Рядом со мной раздался шепот по-якутски. Я обернулся и узнал в числе понятых того самого якута, который с таким страхом отнесся тот раз к павловской находке.
- Вы тогда смеялись,- говорил он мне с укором. После вскрытия тело положили в грубо сбитый гроб и унесли его в могилу, выкопанную на берегу мрачной реки.
Я до сих пор не могу простить себе, что у меня не хватило достаточно воображения, чтобы представить себе положение Павлова в этой одинокой юртешке на берегу мрачной реки, на фоне не менее мрачного леса. Мне вспомнилось странное выражение на лице Павлова, когда ему говорили, что он принес нечистую силу... Кто знает, что говорили ему голоса ночи в эти последние часы его жизни. Может быть, он ждал избавителей товарищей. "Прозевали, прозевали...", - корил себя Короленко.
Фотографии из книги Р.И. Бравиной. Шаманы-избранники небес и духов. Якутск: Бичик, 2018.
Дух болезни. Тойбохойский краеведческий музей