×

«Сайсары. Кровь на земле»: Воспоминания жителя Якутска о детской преступности в конце 2000-х

18:40 - 21.12.2023
«Сайсары. Кровь на земле»: Воспоминания жителя Якутска о детской преступности в конце 2000-х

Сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте», снятый по роману Роберта Гараева «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970 – 2010-х», всколыхнул воспоминания якутян. До перестройки в Якутске не было преступных группировок, а последующие события еще свежи в памяти людей. SakhaDay побеседовал с человеком, который застал отголоски сайсарских группировок в конце 2000-х.

Так как главными героями популярного сериала являются подростки, то корреспондент SakhaDay решил побеседовать с Александром (имя изменено), который вступил в группировку по тому же мотиву, что и сериальные Андрей и Марат. Надоело постоянно терпеть побои и издевательства, хотелось уважения и признания.

«Постоянно в синяках»

– Шел 2007-2008 год. Я учился тогда в 6 классе 20-ой школы. Мы жили в Сайсарах, семья была неблагополучная. Быть мальчиком было тяжело, я постоянно ходил в синяках. Взрослым было все равно на нас. Например, по пути в туалет вымыть лицо от крови можно было встретить учителя в коридоре и ничего. Максимум, могли спросить: "Что случилось?" Мы отвечали, что играли или упали.

Учителя сами боялись хулиганов. В «Якутске вечернем» выходила статья, что учащиеся тыкают пальцем в очки учителей.

Тогда в 20-ой школе количество саха, русских и восточных народов было примерно одинаковое. Детей из нормальных семей родители быстро переводили в другие школы, оставались «отмороженные». У меня была подруга, которой один ненормальный парень сломал руку. К счастью, ее перевели в другую школу. Этот же парень написал в коридоре на мои кроссовки, плевался в лицо.

Помню, после 9 мая один старшеклассник пнул меня по голове за песню со словами: «Не пой, с…ка!» Я тогда упал с лестницы, у меня было сотрясение мозга.

Можно было прости идти по своим делам, как старшеклассники или дворовые молодые парни, могли сбить с ног, а потом тыкнуть шприцем, вколоть что-то. Я не знаю, что они там вкалывали, но для них это было весело.

Атаман

– Я вступил в группировку Атамана, можно сказать, по воле случая. Так вышло, что когда меня начала обижать часть класса, мои школьные друзья саха сказали мне: «Мы не будем с тобой дружить, тогда нас тоже будут бить». Я не умел давать отпор, да и не хотел причинять боль другим, поэтому всегда проигрывал в драке. Тогда я начал дружить с восточными мальчиками, они были в этом плане проще. С ними я пришел к Атаману.

Я не знал настоящее имя Атамана, главаря ОПГ. Тогда для меня он казался огромным бородатым мужиком с густыми бровями. Если ты ходил под Атаманом, то тебя особо не трогали в школе и на улице. У него был младший брат Адам, ему не было еще 20 лет, больше всего с нами коммуницировал он.

Я не оправдываю преступные группировки. Но Атаман и его товарищи не обижали детей. Это звучит не очень, но благодаря ему голодные, практически безнадзорные дети могли прокормиться.

«Детский промысел»

– Нашим основным занятием было ходить по Сайсарам и дергать ручки автомобилей. Тогда мало у какого автомобиля была сигнализация. Если машина была открытой, мы брали оттуда все что находили. Опускали заднее сидение, чтобы посмотреть что в багажники. В основном воровали видеорегистратор, сумки, сигареты. «Рукастые» пацаны выкручивали магнитолу. Все это надо было делать быстро, пока не прибежал владелец авто.

Еще воровали баулы с балконов многоквартирного дома по Чайсковского, 2/7. Мы были мелкие и легко лазили по балконам. Внутри баулов можно было найти даже фотоаппараты «Kodak». Мы знали, где живут алкоголики, которые обычно спали в пьяном угаре. Сейчас мне стыдно вспоминать, но тогда это было так весело!

Все украденное мы приносили Адаму, не глядя, что было в сумках. Только сигареты оставляли себе. Если сейчас подумать, он платил нам щедро, фиксированную сумму. Не помню сколько, но иногда у меня в кармане было целых 10 тысяч рублей! Весь свой заработок мы тратили на еду, сладости, комиксы, аттракционы в парке. Ездили всегда на такси. Однажды с кинотеатра «Лена» приехали в школу на «крутом джипе». Это была моя поездка на «крузаке».

Школьные вахтерши знали, чем мы занимаемся, и воровали у нас деньги из курток. Они знали, что мы будем молчать о пропаже «черных» денег.

В основном в группировке были дети из бедных и несчастных семей. Но иногда туда вступали по желанию мальчишки из зажиточных семей. Помню, один мажорик постоянно показывал на агитационные плакаты и говорил: «Мой дядя депутат!»

Финал

– Однажды мне и другим мальчишкам приказали перевернуть вверх дном чей-то дом. Тогда я понял, что мы ведем себя неправильно, нельзя заниматься разбоем.

Мы вторглись в частный дом. Пацаны сломали телевизор, зеркало, мебель – все что можно. Помню, женщина кричала, грозилась вызвать милицию. Я сломал окно, потому что не мог стоять в стороне, потому что тогда бы потерял уважение. В мужских кругах нет ничего страшнее потерять уважение. Кости срастутся, синяки пройдут, раны затянутся, а уважение к тебе не восстановится. В таком мире мы жили. Слава Богу, это были не 1990-ые, а только их отголоски в конце 2000-х.

Потом вскоре начался большой процесс. Многих поймали. Мальчишек отправили в детскую колонию. Все ушли на дно. Атамана не смогли поймать. Я не знаю, как сложилась его судьба. Но слышал, что Адама пристрелили, – рассказал Александр.

Наш собеседник рассказал, что участники группировки часто собирались в деревянной двухэтажке (давно снесли) рядом со школой №20. Там же рядом был магазин, где пацаны тратили свои «заработанные деньги».

Фото взято из группы ВКонтакте "Сайсары. Основание Якутска"

Sakhaday.ru