Шаманкам секс не чужд
Не так давно меня поразила кукла-удаганка мастера Василия Урантаайы «Танцующая с ветром» - это была даже не кукла, а маленькая живая женщина… Она, как признался кукольник, родилась из его любви к костру, языкам пламени. «Как будто танцуют удаганки», - признался Урантаайы.
Шаманка «Танцующая с ветром» была до того сексуальной, от нее исходил до того сильный сексуальный импульс, что на ум невольно пришел спектакль-олонхо Степаниды Борисовой по мотивам олонхо Николая Абрамова-Кынат «Удаганки». Шаманок Степаниды Ильиничны отличает такая же страстность и темпераментность. Правда, сам спектакль обладает эротичностью с элементами чего-то похлеще: например, герои и героини, благодаря мифическому дереву аар кудук мас, похожим на метлу, то и дело трогают промежность; удаганки и их мужчины показывают кое-какие позы из камасутры. Словно на метле, летая на аар кудук мас (сакральный смысл которого в объединении трех миров), шаманки Степаниды Ильиничны похожи на ведьм.
Как говорилось в пресс-релизе, в спектакле рассказывается о двух сестрах-удаганках, у которых неземное предназначение. Конфликт спектакля состоит в том – могут ли удаганки, жизнь которых простирается в трех мирах сразу, стать простыми женщинами, познав любовь и счастье материнства. Им разве чужды земные радости и чувства?
Они как все
«Неужели удаганки не должны заниматься сексом и выглядеть сексуально? Это ведь природа человека. Они, как и все женщины», - утверждает наш постоянный эксперт, тюрколог, ученый-этнолог Людмила Егорова. По ее словам, есть некоторые женщины, которые не хотят выглядеть сексуально, но природа наделила их такими чертами. «И что, теперь ей пойти и делать операцию по удалению своей сексуальности?» - вопрошает этнолог.
По ее мнению, с момента появления образов удаганок в Олонхо люди с моральной точки зрения изменились. Это, во-первых. Во-вторых, удаганка в принципе ничем не должна отличаться от обычной женщины. Она прежде всего должна быть человеком, затем женщиной и только потом специалистом, утверждает эксперт.
«Прерогатива должна исходить из этого, а сейчас, наоборот, позиционируют себя, как специалисты, теряя свои гендерные и человеческие качества, что, кстати, ведет к хаосу», - считает Людмила Ивановна.
«Продажа Олонхо»
В то же время, по ее мысли, спектакль Степаниды Борисовой «Удаганки» – продажа Олонхо.
«Я читала текст Олонхо и смотрела этот спектакль. Там сконцентрировались исключительно на сексуальных моментах Олонхо, что в принципе в нем и присутствует. Это я оцениваю, как продажа Олонхо. Они с целью заработать выпятили то, что всеядно, исходя из озабоченности людей какими-то сексуальными ощущениями. Кстати, такой подход очень подходит для либеральных взглядов, когда человек как бы должен отвечать вызовам большинства и не иметь каких-то моральных установок. Либеральность этим и отличается», - утверждает Людмила Егорова.
По ее признанию, ей было тошно смотреть на этот спектакль.
«В последних сценах я просто сидела и плевалась. Настолько это было пошло и низко. Таким образом унижать священный текст народа – это кем надо быть? Это подобно тому, как для религиозников попытка извратить Библию со сцены театра, выпячивая несоответствующую современному обществу мораль. После просмотра «Удаганок» нет желания сходить в этот театр на спектакли, поскольку не могу перебороть ощущение пошлости. Меня такая энергетика не привлекает. Считаю, что они поизмывались над образами удаганок», - заключила этнолог.
Фото куклы из профиля мастера