Стоп, дистант! В Госдуме решают, как должны учиться дети
Сегодня, 20 июля, в Госдуме рассмотрят законопроект о запрете бесконтрольного применения дистанционного обучения в школах. ТайгаПост расскажет, какие доводы «за» и «против» приводят стороны.
В июле прошлого года группа депутатов ГД из фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» во главе с председателем партии Сергеем МИРОНОВЫМ внесла законопроект, ограничивающий применение дистанционного обучения в общеобразовательных школах. Инициаторы считают, что оно возможно лишь с информированного согласия родителей, а не по прихоти или нужде администраций учебных заведений.
Уроки пандемии наглядно показали, что в определенных условиях дистант может быть некоей «палочкой-выручалочкой». Но и после отмены карантинных ограничений наших детей с пугающей регулярностью продолжают усаживать дома перед мониторами. Уже без всяких объяснений причин или, в крайнем случае, что-то вроде «школу готовят к выборам или экзаменам, и посторонним в ней не место».
В ответ на законопроект справороссов правительство России и Комитет ГД по просвещению прислали отрицательную резолюцию. Она сводится к следующему: школа автономна в выборе способов обучения детей. Иными словами с нее спрашивают лишь результат на выходе, а как она его будут добиваться – дело директора и завучей.
Что кроется за этой резолюцией? Между строк так и сквозит: нет необходимости строить новые школы, создавать нормальные условия для детей и педагогов, раз их можно развести по своим квартирам. Не надо повышать зарплаты учителям, обеспечивать социальные гарантии, когда один может быть и очень умный специалист способен из любой точки мира одновременно учить любое количество детей. Обучение здесь сводится к чему-то вроде простого просматривания YouTube – без индивидуального подхода и проверки усвоения материала.
Автономность школ неминуемо приведет к попыткам и вовсе исключить педагога из этой цепочки знаний, поручив учебный процесс искусственному интеллекту. Уже сейчас ему доверяют вычисление траектории личностного развития школьников. А кто может поручиться, какую траекторию выберет искусственный разум и как поведет по ней вашего ребенка?
Законопроект справороссов был подготовлен после многочисленных обращений родительских сообществ. Он год пролежал под сукном Госдумы, прежде чем его все же удалось довести до голосования. Интернет пестрит сообщениями о поддержке законопроекта, предлагается выразить свое мнение на почту председателя ГД Вячеслава ВОЛОДИНА. Вот, что на этот счет думают жители Якутии.
Алексей РОМАШОВ, депутат Ил Тумэна:
- Я не против новых технологий. Но нельзя ставить эксперименты на детях! Система дистанционного обучения версталась, что называется, с колес. Но это было требование пандемийного времени. Набили немало шишек, что-то, наверное, исправили. Но, в целом, школьный дистант не регламентирован какими-то глубокими научными исследованиями. Вот вам, ребята, Zoom или какая-то еще площадка – садитесь и учитесь.
У меня самого дети – школьники, и я видел, как они закрывали «шторки» на экране, и педагог не видел, занимались они или вообще ушли. Об этом говорилось много. И думаю, не вина педагогов в том, что дистанционно он не может контролировать всех своих учеников. Может быть, технические средства сделать это не позволяют. Может, ему просто не объяснили, как во время такого урока работать с доской и т.д.
Считаю, что до получения глубокого научно обоснованного анализа нельзя по любому поводу применять дистанционное обучение. Нельзя, чтобы администрации учебных заведений сами решали, как учиться детям - в классе или дома за компьютером или телефоном. Система школьного обучения выстраивалась десятилетиями и неплохо себя показала. А во время пандемийного дистанта уровень знаний у ребят значительно понизился, что признают все.
Я, как родитель, наверное, соглашусь на дистант, если мне объяснять и убедят в том, что это принесет пользу моим детям, даст им больше знаний и навыков. Это как раз и есть то, что называют информированным согласием. Ну а когда меня даже не спрашивают и переводят детей на дистанционное обучение просто потому, что так кому-то удобнее, я категорически против.