Тарас Слепцов: Стать машинистом поезда – это моя детская мечта
Сегодня в республике о железной дороге знают практически все, многие уже привычно пользуются ее услугами - отправляют и получают грузы, едут в поезде по делам и на отдых. А еще, казалось совсем недавно, приход железной дороги в центральную Якутию и открытие пассажирского движения до станции Нижний Бестях стали для якутян настоящим грандиозным событием.
Железная дорога вдохнула новую жизнь в экономику региона, став главной транспортной артерией, соединяющей Якутию со всей страной. А жизнедеятельность этого сложного транспортного хозяйства обеспечивают люди, профессия которых - железнодорожник. И среди них уже немало местных ребят, освоивших эту новую для республики профессию.
Сегодня герой нашего рассказа машинист тепловоза Тарас Слепцов. Он родом из п. Белая гора Абыйского улуса. Как мальчик, который родился в отдаленном якутском селе, мечтал сал машинистом, и как он управляет этой громадной машиной – в нашем материале.
- В 2008 году с родителями на поезде поехали в Краснодарский край на отдых. Мы ехали в поезде и когда я посмотрел в окно и на повороте увидел голову локомотива, а хвостовых вагонов не было видно, то в тот момент я понял, какая это сильная техника. Вот тогда у меня появилась желание на ней работать, как говорят, загорелся этой профессией - так и появилась мечта - рассказывает Тарас.
После окончания школы в 2011 году он целенаправленно поехал в Нижний Бестях в Транспортный техникум, о котором уже слышал, и поступил на курс «техническая эксплуатация подвижного состава».
В 2012 году его, как и многих его сверстников, призвали в армию. Срочную службу проходил в войсках специального назначения города Уссурийска. После демобилизации продолжил учебу по ранее выбранной специальности. В 2015 году по окончании учебы устроился на работу в Акционерную компанию «Железные дороги Якутии» помощником машиниста. В 2020 году Тараса направили в учебный центр в г. Тында, где он полгода учился на машиниста тепловоза. И вот после четырех месяцев дублирования с опытным машинистом и так называемой «обкатки» для отработки практических навыков, руководство допустило его к самостоятельной работе. Так сбылась его детская мечта – он стал машинистом тепловоза.
Тарас до сих пор помнит свою первую самостоятельную поездку:
- Это был короткий рейс – из Алдана до Томмота, было очень волнительно, но при этом благодаря полученным знаниям и опыту была даже уверенность в своих действиях, отлично съездил. Вроде все как обычно, но из кабины машиниста я уже вышел другим человеком - уже чувствуешь огромную ответственность
Он говорит, что первое время было сложно, но потом появляется опыт, и уже привыкаешь и к сложностям и к такому графику работы. Работу свою очень любит и рад, что не ошибся с выбором профессии. В качестве помощника машиниста он водил пассажирские поезда, а сейчас работает машинистом в грузовом движении.
О том, как устроена его работа Тарас рассказывает:
- Явка на работу у нас по вызову нарядчика депо. В указанное время нас собирает дежурная машина и увозит в локомотивное депо. Первым делом проходим предрейсовый инструктаж, узнаем какие есть новые вводные на участке обслуживания, изучаем материалы по безопасности движения на текущие сутки, приказы и распоряжения, затем проходим медицинский осмотр. У нас измеряют пульс, давление, температуру, проходим через алкотестер. Это наша обязанность. Затем начинаем приемку локомотива, осмотр наиболее важных узлов и деталей, проверку всех систем, устройств безопасности, тормозов. Время на все эти процедуры строго регламентировано до минуты. После выполнения всех проверок выезжаем на станцию, прицепляемся к поезду, совместно с работниками вагонного хозяйства проводим проверку тормозов, получаем все необходимые документы, получаем разрешение на занятие перегона и в рейс. Смена длится 12 часов, после этого отдых в вагоне для локомотивных бригад. Так как поездка составляет почти двое суток, пока одна бригада работает, другая отдыхает. Коллектив у нас отличный, со всеми хорошо общаемся и помогаем друг другу в тех или иных ситуациях.
Работа машиниста сложная, он обязан хорошо знать устройство локомотива, участки обслуживания по которым ему необходимо водить поезда, как действовать в аварийных и нестандартных ситуациях. Если возникает неисправность, то устраняют по пути следования своими силами. При возникновении серьезных неисправностей тепловоз ремонтируют в депо. Но лично у Тараса таких серьезных неисправностей и внештатных ситуаций пока не было.
- В целом управлять тепловозом не сложно, главное, чувствовать поезд всеми своими клетками, так скажем спинным мозгом и знать, где у тебя находится голова поезда, середина и хвост, на подъеме или на спуске, чувствовать, как ведет себя поезд. Работаем в двух направлениях Алдан - Нерюнгри и Алдан - Нижний Бестях.
На вопрос, не скучно ли в поездке, ведь маршруты эти изучены, пейзаж за окном, наверно, уже приелся, Тарас говорит:
- Вид из окна мне не надоедает. Я люблю нашу якутскую природу. Да и скучать нам некогда. Меняются времена года, погода бывает разная. Зимой бывают туманы. В таких условиях все время нужно быть начеку, едешь в постоянном напряжении, готовый в любой момент остановиться. Да и состав бывает разный по весу, по длине, от этого тоже меняются условия ведения поезда, но с годами уже очень хорошо чувствуешь поезд, как идет, как набирает скорость. Я очень люблю управлять тепловозом, считаю, что у меня очень интересная работа. Так что этот процесс мне не надоедает. Да, и частенько по трассе встречаются животные: олени, медведи, зайцы, лисы, почти как в зоопарке
В 2017 году Тарас женился. Семье поначалу было сложно из-за вызывного графика работы, но потом привыкли. Дочке шесть лет и в этом году семья ждет пополнения.
Тарас является членом Всероссийского общества «Союз Десантников России», в составе которого занимаемся патриотическим воспитанием молодежи, поддержкой участников специальной военной операции.
В свободное от работы время обучается ковке национальных ножей и в этом году даже принимал участие в национальной выставке «Дархан Уус», который проходил в г. Якутске.
- Так что, напряженный график не мешает нормальной жизни, при желании можно все успевать – и работать, и отдыхать. А начинающим машинистам хочу пожелать крепкого здоровья, уверенности в себе и в своих действиях. Машинист - это профессия, в которой холодный ум, точность и знания играют большую роль при принятии решений, когда счет идет на секунды.
Пресс-служба АО "АК"Железные дороги Якутии"