Ценности мастера вечны
В Музее музыки и фольклора народов Якутии состоялось открытие выставки «Без прошлого нет будущего», посвященной 110-летию со дня рождения заслуженного артиста ЯАССР, постановщика народных танцев, одного из непревзойденных знатоков якутского фольклора, писателя и живописца Иоакима Дмитриевича Избекова-Уустаах.
Он окончил фабрично-заводское училище в Якутске, но стал одним из первых артистов Национальной театральной студии, потом в составе первых посланцев республики поехал учиться в Москву в Щепкинское театральное училище.
Иоаким Дмитриевич известен как автор ряда драматических произведений, книг, художественных полотен, вошедших в кладезь якутского искусства. Большим успехом у зрителей пользовались его драма о великой любви «Сыгый Кырынастыыр», а также спектакль для детей «Оотуй и Тоотуй», поставленные на сцене Якутского драмтеатра. Также в собрании Национального художественного музея республики хранятся картины «Колхозное стадо», «Шаман», «Первые шаги», «Из прошлого» и другие, в которых Избеков как художник отобразил красоту родного края, обычаи народа саха, неприхотливый сельский быт.
Кроме того, одаренный артист был консультантом народного танца, особенно популярными стали такие постановки, как «Узоры», «Посвящение в воины». Он был духовным отцом и мудрым наставником. Именно Уустаах (Мастер) Избеков дал путевку в жизнь молодому, начинающему балетмейстеру Василию Винокурову.
Время показало, что ансамбль народного танца под руководством Василия Винокурова оправдал свое громкое и святое для каждого якута имя «Кыталык» («Стерх»). Сегодня уже можно сказать, что «Кыталык» - один из немногих коллективов, который добился любви родного зрителя, и признания профессионалов и успехов вдали от родины, за рубежом.
Также в дар потомкам он оставил старинные музыкальные ударные инструменты «иирэр дьаган» и «дьелекей купсуур», получившие второе рождение благодаря его заинтересованности и умелым рукам.
Еще одна сфера деятельности И.Д.Избекова – шаманизм. В детстве он был кутуруксутом, то есть учеником и помощником шамана. Но время распорядилось так, что он стал мастером сцены, народным умельцем, художником. В то же время он сохранил в памяти то, что было заложено во время общения с настоящими шаманами. Он запомнил на всю жизнь песни-заклинания, песни-благословления.
В начале 1990-х годов мне довелось побывать на знаменитой усадьбе Иоакима Дмитриевича в местности Маандай, что недалеко от Нижнего Бестяха Мегино-Кангаласского улуса. В свое время этот этнографический комплекс был местом паломничества иностранных туристов и соотечественников. Огромный жизненный путь стал кузницей творческого наследия - бесценного сокровища, подаренного потомкам.
Мы приехали вместе с американскими журналистами из «Нью-Йорк Таймс» и «Крисчен Сайенс Монитор». Все, начиная с калитки и заканчивая амбаром, было сделано умелыми руками деревенского мастера. Рога сохатого, горного барана-чубуку висели по стенам. Огромный табык - бычья шкура, натянутая на раму, на живописном дереве - эмэгэты - деревянные куклы, символизирующие этапы полета-перехода шамана на небо, - все это напоминало атрибуты жилища настоящего шамана.
Бывая с гастролями в разных уголках республики, Избеков по крупицам восстановил суть знаний о сэргэ, из рассказов старожилов почерпнул сведения о значении символов. Благодаря ему стали известны сэргэ табуна, невесты, дома, воинов, плодородия. Он собственноручно изготовил каждую коновязь и установил во дворе. А в центре - восьмиствольное дерево счастья Аал-Луук Мас.
Войдя в дом, нам навстречу поднялся старик и стал знакомиться, разговаривать. Его внешний облик был необычен, он производил впечатление сильного человека. С седыми косичками, обветренным, с рельефными морщинами, лицом, он и вправду был похож на шамана, таинственного и загадочного. Это был хозяин дома, которого называли Шаманом - за то, что он сумел сохранить память о поверьях своего народа.
Мы в тот день услышали и увидели «живьем» камлание шамана. Американские журналисты были в шоке. Так я впервые встретился с человеком, который если сам и не был практикующим шаманом, но во всяком случае хорошо был знаком и с обрядами, и пением шамана. А потом были и другие встречи, но эта первая оставила неизгладимое впечатление. И мне иногда кажется, что я слышу его хрипловатый и глухой голос, поющий о небесных силах, удары его бубна и звон побрякушек на его шаманском костюме, каждая из которых имеет свой тайный смысл...
Участвовавшая в открытии выставки дочь Иоакима Дмитриевича, известный журналист и писатель Альбина Избекова подчеркнула, что отец главным своим делом считал игру на сцене Якутского драматического театра им. П. А. Ойунского, которому отдал сорок лет жизни. «Этнография была для него любимым увлечением, но его вклад в восстановление культурного наследия саха трудно переоценить. Вот почему драмы, танцы, картины Уустаах Избекова и воссозданные им музыкальные инструменты до сих пор живут и радуют людей совершенством и красотой», - сказала она.
Народная артистка РС(Я), кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры России, директор созданного ею Музея музыки и фольклора народов Якутии Аиза Решетникова восторженно отозвалась о наследии Иоакима Избекова: «У него было три главных постулата в жизни, необходимых для настоящего человеческого счастья – свободный дух, многогранный талант и уникальная трудоспособность. Созданные им сценические образы, литературные произведения, танцы навсегда вошли в сокровищницу культуры Якутии».
После ухода Иоакима Избекова в страну предков жизнь усадьбы Маандай стала понемногу угасать. Место, куда съезжались сотни людей подпитываться энергией дерева Аал-Лук Мас, играть на старинных инструментах, танцевать на древней земле, сегодня будто затаилось в ожидании.
Заслуженный работник культуры РС(Я) Надежда Толбонова мечтает, чтобы Маандай вновь наполнился гостями. Но своими силами это сделать практически невозможно. Всю этнографическую работу Иоаким Дмитриевич проводил без поддержки государства. Теперь государство должно помочь создать его музей. Маандай может вновь стать местом, куда будут съезжаться гости со всей планеты.
Георгий СПИРИДОНОВ
SakhaDay.ru
(Опубликовано в "АиФ на Севере")