Цыганская «Бычья голова» в Якутии
В 70-х годах прошлого века в столице автономной республики весьма часто проходили Дни российской литературы и искусства в Якутии. Проходили они, без всякой иронии, на славу. В Якутск приезжали известные писатели и поэты, знаменитые актеры театра и кино.
В 1974 или 75-м году нас посетила группа во главе с председателем Союза писателей РСФСР Сергеем Михалковым. Вместе с такими известными актрисами, как Лариса Лужина, Зинаида Кириенко был и звезда советского экрана, исполнитель роли Яшки-цыгана в блокбастере всех времен «Неуловимые мстители» Василий Васильев. Выступления знаменитостей проходили на стадионе «Спартак», ныне «Туймаада». Узнав о приезде соплеменника, на концерт пришло такое количество цыган, какого ни до, ни после в Якутске мне видеть не приходилось.
Выкрадут вместе с замками
Цыгане в Европе и Америке называют себя ром, в Сирии и Палестине дом. Исходя из этого, большинство ученых придерживается версии, что предками цыган является народность дом из северо-западной Индии. Действительно, согласно исследованиям, предки цыган вышли из Индии в VI веке и первоначально осели в Передней Азии на территории современного Ирана и в Египте. Затем они продвинулись на Балканский полуостров и далее в Европу. На протяжении многих столетий в Европе господствовало заблуждение, будто цыгане – это египтяне. Так и закрепилось за ними английское gypsies, от искаженного еgyptians.
Якутию цыгане начали посещать еще с 1930-х годов. Приезжали они обычно летом с Иркутской области на пароходах и баржах. Женщины занимались гаданием, а мужчины древним ремеслом – конокрадством.
Уводили лошадей цыгане по отточенной веками схеме. В архивах сохранились сведения, как орудовала в 1931-33 годах в окрестностях Якутска банда цыган «Бычья голова», получившая сие название по кличке ее главаря.
Вначале они высылали разведчиков, которые должны были выяснить количество сторожей и собак, что из себя представляет сама конюшня: жеребцы там стоят или кобылицы, состояние замков. За двое суток слежки за конюшней одного из пригородных колхозов было установлено, что охраняли коней ночью два конюха, которые имели обыкновение за полночь и до рассвета употреблять «горькую». Помимо этого, конюшню сторожили два свирепых кобеля.
Все получилось как пел тот же Яшка в «Неуловимых…»: «На семь замков запирай вороного, выкраду вместе с замками!». Коней увели в одну из ночей, когда конюхи крепко уснули. Собакам швырнули два полых коровьих рога, набитых обрезками мяса и мелкими костями. Цыганская практика: получив такой подарок, любой пес на свете моментально забывает о своем собачьем долге. После того, как жеребцы должны были сослужить табору «мужскую службу» – обгулять кобылок, их должны были потаенными тропами отогнать в Иркутскую область и далее в степную зону. Ну а степь – это как тот свет: оттуда возврата нет.
По свидетельству историка Евгения Копылова, до того как банду «Бычья голова» изловили в конце 1933 года, они сумели украсть не только лошадей, но и коров на огромную по тем временам сумму – 64 000 рублей.
Цыганская «белая кость»
Веками цыгане в России воспринимались как бродяги, конокрады и женщины-гадалки. Однако отношение к цыганам не было враждебным, ибо большинству народа импонировала лихая удаль этих вольных детей степи. Что касается времен СССР, то советская власть предпринимала неоднократные попытки приобщить цыган к «трудовому образу жизни». Был издан ряд постановлений ЦИК и СНК СССР, в том числе от 1 октября 1926 года «О мерах содействия по переходу кочующих цыган к трудовому и оседлому образу жизни». 5 октября 1956 года был издан указ Президиума Верховного Совета СССР «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством». Однако серьезного успеха эти меры не возымели. Как поется в цыганской песне: «Ведь цыган без лошади, что без крыльев птица»…
Газета «Автономная Якутия» в начале 1930-х годов писала: «Цыгане кочуют от села к селу таборами и всегда оставляют о себе у жителей неприятные воспоминания. Обыкновенно через небольшой промежуток времени из деревни, около которой устраивались цыгане, исчезают две-три лучшие лошади, разыскать которых почти никогда не удается». Справедливости ради надо признать, что таким воровским промыслом занимались не только цыгане, но и местные жители.
Разумеется, не все цыгане – мошенники. И, кстати, профессиональные воры у цыган относятся к сословию «черни». Цыганки звонят в квартиры и просят «напиться». Стоит приоткрыть дверь, как они начинают показывать свои фокусы. Мало кому удавалось уследить, в какой момент из квартиры исчезают драгоценности и деньги. Ни одна цыганка не выдаст напарницу, иначе ее семья должна будет содержать семьи тех, кто по ее вине попал за решетку.
Суд им заменял так называемый цыганский сход. На нем провинившегося могли приговорить к смерти. Правит судом «баро», как называют цыгане своего уважаемого старшего. Слово «баро» похоже на слово «барон», откуда и возникло заблуждение о том, будто у цыган имеются свои «бароны». Высшим сословием цыган являются «колдерари» – «белая кость», они имеют право выбирать «баро», являются хранителями традиций, и именно их женщины якобы владеют гипнозом и умеют хорошо гадать.
Веселый поселок
Цыгане обычно заканчивают начальную школу, научатся писать и считать, затем забрасывают занятия. В 1960-х годах предпринимались меры для того, чтобы заставить цыганских ребят продолжить обучение хотя бы до 8-го класса. Заместитель народного просвещения ЯАССР Александра Захарова вспоминает, что они ходили по цыганским домам, упрашивая родителей отдать детей в школу. И, действительно, в первое время их можно было встретить в классах, но потом они все равно уходили. Наверное, трудно было удержать за партами пацанов, сознание которых настроено отнюдь не на получение классических знаний.
Цыгане в Якутске жили по всему городу. Район улиц Шавкунова и Пушкина почему-то одно время называли «цыганским поселком», хотя там в деревянных домах барачного типа проживало всего несколько семей. С таким же успехом «цыганской слободой» можно было обозвать и самый центр. Рядом с проспектом Ленина, примерно, на месте нынешнего ювелирного салона «Киэргэ», также в деревяшках проживало несколько цыганских семей. Я это хорошо помню, потому что жил в доме напротив №11 по проспекту. Непременным атрибутом их «прикида» был нож, заткнутый за голенища сапог. С нахальным видом они разгуливали перед началом киносеансов в «Центральном», наводя страх на некоторых «маменькиных сынков».
Свободные, веселые и хитрые –
Прогресс и век не смог их изменить!
Не клевещите на цыган: они такие,
Какими общество им позволяет быть.
Развод на трассе
С приходом новых демократических времен в начале 1990-х годов цыгане из города куда-то исчезли. Но к концу «нулевых» они снова заявили о себе. Приятель столкнулся с такой «разводкой» на алданской трассе, когда гнал «японку» из Владивостока.
На обочине он заметил две или три машины с несколькими мужчинами, женщинами и кучей детей. Один из мужчин проголосовал. Наш земляк как нормальный человек остановился. К нему подбежал чернявый мужик и на английском начал объяснять, что он иностранец, протянул какой-то заграничный паспорт и купюры, которые потом, как выяснилось, оказались деньгами одной из бывших союзных республик. Далее он на ломаном русском сказал, что не может разменять деньги, а у него бензин закончился, просил помочь. Приятель дал 500 рублей, а тот начал просить на вторую машину, на покушать детям и т.д. В общем, стало понятно, что начали разводить на деньги. В тайге отбить обратно свои кровные было опасно. Оставалось только дать по газам…
В прошлом году в районе паромной переправы в Качикатцах тоже был замечен табор цыган, которые скупали старые аккумуляторы и продавали электроинструменты – дрели, болгарки. Чем закончился их вояж в Якутию неизвестно.
Якутский цыган Борис Гумер-Оглы
Как нам сказали в Министерстве по внешним связям и делам народов Якутии, в республике проживают около двухсот цыган. Естественно в это число вошли только те, кто ведет оседлый или полуоседлый образ жизни. Одним из самых известных из них является знаменитый кузнец, не раз проводивший свои выставки в столице республики Борис Гумер-оглы.
В Якутию он приехал в 1975 году с Кубани. Гумер-оглы – кузнец в пятом поколении: «Мои предки ковали кареты для князей и графов», – говорит он с гордостью. Они жили в Анапе, там и сейчас проживают его сын и отец. О сыне Борис Смаилович рассказывает тоже не без гордости: «Сына я обучил кузнечному делу, как отец в свое время меня. Он выучился на хирурга, работает заведующим отделением городской больницы, но умеет и все то, что умею я».
Поначалу Борис Смаилович устроился работать кузнецом на ЯПАП № 1, параллельно учился заочно в машиностроительном вузе. Потом работал на Якутском заводе землеройной техники: сначала кузнецом, затем – начальником кузнечно-термического участка. Теперь вот уже более десяти лет возглавляет кузнечное предприятие «Грасс».
Есть у него одна мечта: привезти в Якутск цыганских артистов. И она потихонечку начинает сбываться. Недавно он разговаривал по телефону с Президентом цыган России, доктором исторических наук Надеждой Георгиевной Деметр. Также он встретился с артистом театра «Ромэн» Николаем Лекаревым, исполнителем роли Баро в телесериале «Кармелита». Он выразил готовность приехать в Якутию с культурной программой, но все упирается в финансы. Может, кто-то откликнется из бизнесменов и порадует якутян обворожительным искусством цыганского пения и танца?!
Георгий СПИРИДОНОВ, SakhaDay
НА СНИМКЕ: Снимок кочующих цыган из газеты «Автономная Якутия» 1932 г.