×

«У якутской лошади своеобразный характер», - тренер по конному спорту из Анапы

9:00 - 28.6.2021
«У якутской лошади своеобразный характер», - тренер по конному спорту из Анапы

У нас в Якутии гостит 18-летняя София Фефелова, тренер по конному спорту, фотограф из Анапы. Девушка родилась в Мирном, и самая первая лошадь, увиденная ею в детстве, была именно якутская. Корреспондент Sakhaday поговорил с ней.

Живя в Мирном, София училась плаванию, танцам и рисованию. Окончила музыкальную школу по классу «театральное искусство». «Моя мама занималась конным спортом и в детстве много рассказывала про лошадей. Я любила их рисовать, собирала наклейки, календари с ними. Мы ходили на конные прогулки, что мне очень нравилось», - рассказала собеседница.

Переехав в Тулу вместе с родителями, она начала заниматься конным спортом, по специализации конкур. В 13 лет пришла в конный клуб и, взяв всего одно занятие по верховой езде, осталась там надолго. Сейчас София живет в Анапе, и в свои 18 лет работает тренером и инструктором по конному спорту, обучает новичков и сопровождает походы верхом.

Примерно три года назад занялась фотографированием, особенно с лошадьми и собаками, в чем старается развиваться.

Если говорить про породы лошадей, то Софии нравятся многие и любит она всех лошадей, с которыми занимается и занималась, и старается никого не обделять. Конечно, больше всех она любит своего 10-летнего коня Бокарди Боя, по-домашнему Бублика, очень красивой савраса-буланой масти, в которого вкладывает больше сил, и потому отношение к нему особенное.

Якутская лошадь

К лошадям София ездила в Москву, Подмосковье, Краснодар, на Байкал и вот приехала в Якутск.

По ее признанию, якутские лошади ей понравились, особенно внешне. «У них разнообразные интересные масти, достаточно своеобразный характер, но при этом они с удовольствием идут на контакт, что радует», - рассказывает София. Своеобразность характера якутских лошадей, по ее словам, проявляется в том, что они достаточно упрямы и сложно обучаемы, как ей объяснили местные коллеги.

Якутская лошадь – аборигенная порода лошади, выведенная народной селекцией под сильным влиянием естественного отбора. Она коренастого сложения, с относительно короткими ногами и большой головой; наиболее морозостойкая. Выносливая и сообразительная, хорошо ориентируется на бегу по пересеченной местности, говорится в источнике.

Лошади чувствуют страх

На практике Софии было много случаев с лошадьми: и падений, и ударов, и укусов, и побегов лошадей, всего не перечислить.

Вспомнился местный случай, как однажды в якутской деревне знакомый мирно шел по полю, и вдруг, отсоединившись от своего табуна, за ним погналась лошадь, что он, будучи легкоатлетом, еле добежал до забора и этим «спасся».

Таких ситуаций на практике не встречалось, говорит София. По ее словам, просто так лошадь не будет гнаться за человеком с агрессией, даже если она дикая. Причиной может послужить то, если человек ее как-то спровоцировал, либо нарушил ее пространство или начал играть с лошадью, а она решила без плохих намерений с ним тоже поиграть. Как вариант, человек накормил животного, а лошадь захотела еще поесть и побежала за ним, объясняет София.

По ее словам, бояться лошадей вполне нормально, особенно для людей, которые не знакомы с животными. Лошади не предсказуемы – могут и укусить, и ударить, и еще они чувствуют страх человека, и, если человек боится, то лучше не стоит связываться с ними, советует тренер.

Кстати, как рассказала корреспонденту Sakhaday ученый, врач-психиатр Якутского республиканского психоневрологического диспансера Мария Яковлева, боязнь лошадей – гиппофобия – является одним из симптомов обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР) и возникает исключительно из-за перенесенного чувства сильного страха, связанного с лошадьми, причем, сам человек об этом может и не помнить. К слову, в Якутске пациенты с таким симптомом доктору Яковлевой не встречались.

«Когда ко мне приходят клиенты на фотосессию или тренировки и начинают бояться, я их успокаиваю, объясняю им, что лошадь не станет нападать или кусать, так как они у нас обучены, мы знаем их характер. Естественно, мы проводим инструктаж, что можно делать рядом с лошадью, а чего нельзя, чтобы не спровоцировать на какие-либо агрессивные действия», - рассказывает София.

По ее словам, рядом с лошадью надо быть уверенными в своих действиях. К ней нельзя подходить сзади, так как она может пнуть; нужно правильно давать еду с ладони; не совать ей пальцы в рот; правильно вести в поводу и не делать никаких резких движений, не кричать, не пугать ее.

Лошадь – моя семья

Какой гостеприимный якутский стол без жеребятины и кумыса. Мясо жеребенка считается очень вкусным, питательным и экологически чистым, а кисломолочный напиток кумыс (получаемый из кобыльего молока) – не только вкусным и тонизирующим, но и целебным.

«Меня угощали жеребятиной, но я отказалась, - призналась София. – Я не ем мясо лошадей, так как они для меня друзья, моя семья, но при этом я не имею ничего против тех, кто все же их ест. Это личный выбор каждого. А кумыс я пила».

Культ коня, его идеализация прослеживается во многих мифологических системах народов мира, занимая видное место не только в материальной, но и духовной культуре древних тюрков, однако у народа саха к коням сложилось особое отношение, говорится в труде ученого Ольги Пашкевич. Конь выполнял важную роль в жизни кочевников: был средством передвижения, продуктом питания, служил помощником всадника во время сражений.

Древние якуты считали лошадей животными небесного происхождения, которым покровительствует божество Джесегей, что нашло отражение в героическом якутском эпосе олонхо, где представлен идеализированный образ коня, мудрого животного, как верного друга богатыря. В этом и заключается отличие верований народа саха, подчеркивает Пашкевич.

Культ коня проявляется и в почитании якутами коновязей (сэргэ). Столбы коновязей считаются священными, с ними связывают счастье дома. В наши дни сэргэ ставят при въезде в населенные пункты и в память о знаменательных событиях.

Конь считался защитником некоторых родов. Конем называли шаманы свой бубен, а колотушку – была-айах кнутом для шамана. «Бубен для шамана — крылатый конь, на котором он ездит по трехмерному миру», - пишет Пашкевич.

По ее информации, конские волосы приносятся в жертву духам – иччи, ими украшают свадебные деревянные кувшины для кумыса, кожаный мешок и кожаное громадное ведро в праздник ысыах. Из конского волоса, который имеет целебные свойства и прогоняет злых духов, делают головные уборы, махалку, обереги. Это если коротко о культе коня.

София с местной этнографией знакома и планирует перед отъездом приобрести амулет из конского волоса, потому что любит обереги.

Фото @sofia_ph16

Ксения АВЕРА, Sakhaday.ru