×

В старину в Якутии закрывали лица исключительно невестам и покойницам

16:16 - 10.10.2023
В старину в Якутии закрывали лица исключительно невестам и покойницам

В соцсетях распространяются фотографии, где якутские девушки запечатлены в якутских нарядах и с маской на лице. В комментариях некоторые якутяне возмущены таким поведением, нововведенный элемент в одежде они сравнивают с хиджабом и опасаются за потерю идентичности.

«Вообще странно, что появляются подобные элементы, напоминающие арабские», «Что это означает, когда лицо закрыто?», «Что за маски появились в национальных нарядах, наподобие хиджабов. Якутские женщины никогда не закрывали лица», - пишут пользователи соцсетей.

Sakhaday спросил мнения у наших экспертов. В чем смысл ношения этого атрибута.

Фото мастера Сайи Яковлевой @sayakvlv

* — соцсеть запрещена в РФ и признана экстремистской

Возрождение исламской культуры

Тут прослеживаются явные следы ислама, считает наш постоянный эксперт, ученый-историк, антрополог СВФУ Еремей Габышев. «Девушки попали под влияние ислама. Но исламизация связана с возрождением исламской национальной культуры. И еще, может быть, девушки часто стали выходить за представителей исламской веры», - сказал историк.

По мнению профессора, доктора исторических наук, нашего постоянного эксперта Розалии Бравиной, с хиджабом и якутской маской смыл одинаковый – лицо женщины должен видеть только муж, все-таки культура такая вещь, что очень много параллелей бывает.

«В традиционной якутской культуре XVII-XVIII веков встречается в погребениях. Есть специальный якутский термин - «аннах танас», то есть лицевое покрывало, довольно часто встречающееся в женских погребениях. Также это покрывало невесты надевали на свадьбе, чтобы закрыть лицо от старших родственников мужа. А то, что сейчас изображены на фотографиях, – бисерные маски – я воспринимаю как модернизированный элемент якутской одежды», - прокомментировала профессор.

Аннах

Здесь нет никакой исламизации, в свою очередь заявляет кандидат исторических наук, доцент СВФУ Светлана Петрова. По ее словам, в архаичной культуре Якутии примерно в XVII-до середины XVIII века был обряд «избегания», то есть «кийииттиир». Девушка, впервые выходящая замуж, не должна была показывать свое лицо мужчинам мужниного рода, особенно своему свекру. Важным атрибутом этого обычая и обязательным дополнением одежды невесты действительно было лицевое покрывало, которое играло особую магико-охранную функцию в свадебной одежде.

«Великим грехом для невесты считалось показывать свое лицо свекру, но, если нельзя было избежать встречи, то женщина опускала на лицо покрывало – аннах. Этот предмет называется еще лицевой завес, что-то типа паранджи, меховой маски. В некоторых случаях невестка его носила от трех до семи лет, а то и всю жизнь. Это был очень строгий обряд. Кроме того, невеста во время свадебного обряда носила аннах до половины своей дороги, где должна была совершить обряд «сиэл ыйааhына», - рассказывает доцент.

Пережиток группового брака

По ее словам, обычай «кийииттиир», или «избегания», относится к пережиткам группового брака, и имеет этнокультурные параллели с обычаями избегания у многих народов, к примеру, у северных и южных алтайцев. Сноха не могла называть свекра по имени, находиться с ним с непокрытой головой, босиком, здороваться за руку, садиться на его постель.

«В иной раз на время прихода невесты в дом родителей мужа место от двери до камелька завешивали шубами и одеялами, чтобы при входе ее случайно не увидел свекор. Невеста должна была показываться домашним и переодеваться в домашнюю одежду только через три дня после свадьбы, но не должна была снимать шапку, а в старину совершенно не показывалась мужчинам, родственникам мужа. А зять в Момском улусе всю жизнь не снимает перед тещей и старшей сестрой жены шапку и всегда носит длинную рубашку, достигающую до колен так, чтобы не было видно его наколенников», - сообщает доцент Петрова.

Якутская женщина в одежде тангалай и маске

«Открывание лица»

По некоторым источникам, невеста должна была показываться после специальной церемонии «открывания лица», продолжает историк. Подобная церемония открывания лица «беш атар» на третий и четвертый день после свадьбы наблюдается у казахов (этнографических параллелей у якутов с казахской культурой очень много), а у народов Грузии момент, когда невестка начинала разговаривать со свекром, называется примирением «шеригеба». Киргизские невесты закрывались покрывалом «бюркэнчик». Избегания между невесткой и родственниками мужа прослеживается у народов Кавказа. У таджиков еще в середине XIX века были лицевые завесы «руибанд» из домотканой ткани и сеткой для глаз. Аннах имет аналогию и у казахов, и у бурят, сообщает Светлана Ивановна.

Хоронили в масках

По ее словам, маски использовали и в захоронениях – с целью защиты от всяких нечистей, абаасы. К примеру, маски были из шкурок. Также покойной закрывали паховую часть, чтобы защитить от нечистой силы. В археологических раскопках встречается очень много таких захоронений. Надевать аннах – это еще была и защита от сглаза.

Соболь и бисер

По информации доцента, материал, из которого шили лицевое покрывало, зависел от достатка родителей невесты. У самой богатой его шили из шкуры соболя, невесте среднего достатка – из рыси, беднее – из бобра, а у самой бедной невесты они бывали из лоскутов кобыльей кожи. Бывали покрывала из ровдуги (вид замши). У богатой невестки лицевое покрывало декоративно украшали, даже прорези для глаз вышивались бисером. Иногда вместо покрывала лицо невесты закрывали шкурками горностая, сообщает Светлана Ивановна.

Дань моде

«Ношение масок в настоящее время началось с якутских очков «чарапчи», которые надевали в старину. Это сетка для глаз в виде очков, сплетенная из темных волос срезанных кончиков ушей лисьей шкуры. Их было очень много у якутов. Также их изготовляли методом плетения из конского волоса, бересты, серебра. Чарапчи защищали от яркого солнца, снега. Раньше их носили охотники и богатые. Молодежь сейчас очень увлекается этникой, и увлечение масками – не соблюдение какого-то обряда, а просто мода», - сказала доцент.

В коллаже использовались: ЖЖитель: путешествия и авиация

Молодая женщина в женской маске из конской шкуры. Э.Крубези, А.Алексеев, Мир древних якутов, Якутск, 2012 г. С.102.

Справа: девушка из Республики Саха (Якутия) в традиционной свадебной маске. Фото: Alexander Khimushin / Проект “The World In Faces”.

Ксения Авера, Sakhaday.ru