×

В Якутии сохранились трибуны, с которых выступал Ойунский

12:24 - 24.6.2023
В Якутии сохранились трибуны, с которых выступал Ойунский

Удивительно, но в республике сохранились трибуны, с которых выступал сам Платон Ойунский, один из основателей ЯАССР, ученый-филолог, основоположник якутской литературы. Деревянные трибуны, построенные в конце 1930-х годов специально к приезду Ойунского, сохранились до наших дней. Сколько их – об этом в материале рубрики «История».

Трибуну Ойунского в Черкехе построили в 1924 году

На сегодняшний день известно о шести трибунах, построенных в улусах Якутии в разные годы. И вряд ли количество деревянных сооружений изменится – в 1938 году Ойунский был репрессирован и умер в тюремной больнице г.Якутска.

Наиболее известная из трибун сейчас находится в Намцах. Ее построили в 1937 году в год 15-летия основания Якутской АССР. Тогда в июне, в день национального праздника Ысыах с нее выступил Платон Алексеевич Ойунский. В 1937-м он - директор созданного им Института языка и литературы при Совнаркоме ЯАССР.

Трибуна в Намцах. Фото конца 1950-х годов

Спустя 85 лет, трибуну Ойунского в Намцах вновь отреставрировали в год 100-летия ЯАССР.

И после реставрации, 2022 год

А самая старая трибуна, с которой выступал Ойунский, была построена в 1924 году в Черкехе. Но она не сохранилась. Ее можно увидеть только на картине одного якутского художника. Об этом подробнее ниже.

Та же трибуна, фото наших дней

«Сохранилась надпись от строителей 1936 года»

Рассказывает научный сотрудник Литературного музея им. П.А.Ойунского Ефросинья Ноговицына:
«Каждый год в ноябре, мы отмечаем день рождения Платона Алексеевича Ойунского. В 2020 году Литературный музея провел фотоконкурс для школьников «Память народная». На конкурс свои работы присылали и взрослые. Так, свою работу прислал Николай Николаевич Пономарев из Чурапчинского улуса. В ней он рассказал и описал восстановление деревянной трибуны Ойунского в местности «Сантараат» Чурапчинского улуса. Эту трибуну построили в 1936 году.

Деревянная трибуна в Чурапчинском улусе до реставрации, 2020 год

На одной из досок чудом сохранилась дата: 23 июня 1936 год. Ее оставили, вырезали на дереве те, кто строил трибуну.

Надпись жителей Чурапчи на трибуне 1936 года. Для четкости надпись обвели цветным фломастером в наши дни

После восстановления, 2020 год

Что примечательно – работы по восстановлению провели родственники Николая Пономарева своими силами и на свои деньги. Увлекшись, Николай Николаевич провел свою исследовательскую работу – сколько трибун было построено в улусах для выступлений Ойунского перед народом».
Для этого он специально съездил в Таттинский улус, на родину Платона Алексеевича Ойунского, - продолжает научный сотрудник Литературного музея им. Ойунского.

Там, в местности «Тохтобул» и «Саппыйа» Николай Пономарев сделал фотографии сохранившихся деревянных трибун, специально построенных к приезду Ойунского в родной Таттинский улус.
«Еще одну трибуну, мы можем видеть на картине художника Федора Жегусова. Ее построили в 1924 году в Черкехе по случаю приезда Ойунского как раз в дни ысыаха. Но, к сожалению, деревянная трибуна не сохранилась. Зато чудом сохранились деревянные сэргэ, установленные рядом с трибуной в том же 1924 году. Кстати, сэргэ и трибуну тоже можно видеть на картине Жегусова».

Сэргэ или якутские коновязи сохранились благодаря директору музея в Черкехе Людмиле Николаевне Григорьевой, заведующей Музеем политической ссылки в Черкехе. Sakhaday писал об этом.

Еще одна трибуна сохранилась в селе Чаран Усть-Алданского улуса.

«Здесь известна точная дата , когда и к какому событию ее построили: 10-12 сентября 1936 года. Отмечу, что в те годы шла работа по разъяснению населению проекта новой конституции, «сталинской», как ее назвали потом. Ойунский приезжал в Усть-Алданский улус, как раз для ведения разъяснительной работы. В Чаране Усть-Алданского улуса очень чтят и берегут это место. Трибуна там сохранена», - рассказала Sakhaday Ефросинья Ноговицына.

Шестая по счету трибуна, с которой выступал Платон Ойунский, стоит в Намцах. О ней вы уже знаете, с нее мы и начали этот материал.

О чем спорят краеведы

Мы отметили, что трибун Ойунского шесть, в основном, в центральных улусах Якутии – в Черкехе, в местности «Тохтобул» и «Саппыйа», в селе Чаран Усть-Алданского и в Намцах. Всего 5 деревянных трибун. Но вот в Чурапчинском улусе, в сайылыке «Сантараат» вблизи села Сылан, Ойунский не был.
Ефросинья Ноговицына, научный сотрудник Литературного музея имени П.А.Ойунского: «Возможно, что жители Чурапчинского улуса думали, что Ойунский заедет к ним на обратной дороге из Татты и построили трибуну для выступления около села Сылан. Но Ойунский не был там. Об этом было бы известно из газетных публикаций 1936 года, но их нет. А в сентябре того же года Ойунский побывал в Усть-Алданском улусе, в селе Чаран».

Фото предоставлены Е.Ноговицыной; из открытых источников.

Фото Выступление Ойунского в Усть-Алданском улусе, 1936 год

Аркадий Лебедев, Sakhaday.ru