×

В Якутии в авиакатастрофах с Ан-2 за последние пять лет погибли 4 человека

10:00 - 26.8.2024
В Якутии в авиакатастрофах с Ан-2 за последние пять лет погибли 4 человека

24 августа в Усть-Майском улусе в лесу упал Ан-2, выполнявший рейс по заказу золотодобывающей компании. На борту находились музыканты, выступившие на корпоративе компании «Золото Ыныкчана». Ребята не успели испугаться, заявили в компании. Однако, если судить по данным о происшествиях с Ан-2 за последние пять лет, им просто повезло. Чего не скажешь о четырех погибших в результате авиакатастроф в 2019 и 2022 годах.

За последние пять в Якутии произошло 4 случая жесткой посадки самолета Ан-2. 4 мая 2019 года не долетел 50-100 м до расчищенной площадки на золоторудном месторождении «Вьюн» самолет компании «Восход». После приземления «кукурузник» ушел носом в снег.

— Система торможения не применялась (по объяснениям экипажа). Наиболее вероятно, основные стойки шасси могли попасть в проталину или столкнуться с кромкой льда озера, что привело к возникновению пикирующего момента (отрицательного угла тангажа). Правая основная стойка шасси подломилась. Развернувшись на 90° вправо, самолет остановился. КВС и второй пилот невредимы. У самолета повреждены воздушный винт, основные стойки шасси и нижняя часть планера. Он отбуксирован на берег водоема и, в связи с невозможностью его ремонта или вывоза из данной труднодоступной горной местности, оставлен на месте происшествия, — говорится об этом инциденте на AirDisaster.ru.

В том же году, 30 августа, произошла вторая катастрофа с Ан-2, выполнявшим рейс с пригорода Якутска до села Суордах Верхоянского улуса. На борту находились 2 члена экипажа и пять пассажиров. Судно упало в 15 км от озера Силян-Кюель. Двое пассажиров погибли, пилот получил тяжелые травмы.

Комиссия, расследовавшая причины крушения самолета, заключила, что командир воздушного судна не выдержал безопасной высоты полета в горной местности. Это привело к попаданию судна при полете над подветренной стороной горного хребта в сильные нисходящие потоки воздуха, неконтролируемому снижению и столкновению с вершиной горы, сделали вывод эксперты.

Выяснилось, что экипаж не подготовил перед полетом аварийный радиомаяк. Он был включен принудительно вторым пилотом лишь через 9 часов после аварийной посадки. Это сказалось на результатах поисково-спасательных работ. Одна пассажирка скончалась от травм непосредственно перед прилетом спасательного вертолета, а другая — во время доставки в больницу.

Также расследование показало, что самолет был заправлен автомобильным бензином с октановым числом менее 95, что привело к уменьшению мощности двигателя. Кроме того, командир судна был допущен к полетам в отсутствие процедуры восстановительных навыков управления Ан-2. До этого он пилотировал подобным типом судов 15 лет назад.

Этот самолет принадлежал компании «Техсервис», услугами которой не раз пользовалось АО «Прогноз» (Silver Bear).

Именно по заявке этой компании в июне 2022 года авиакомпания «Восточный ветер» выполняла рейс с Ус-Хатына до участка Вертикальный прииска Эндыбал в Кобяйском улусе. На борту Ан-2 находились два члена экипажа, пассажир, который перевозил 1000 кг груза.

Самолет упал в районе озера Себян-Кюель. Пилоты погибли, пассажир Павел Кривошапкин выжил и смог покинуть горящий самолет. По его словам, погода резко ухудшилась после пролета над озером. Судно попало в сильный туман, пилот пытался то поднимать, то опускать самолёт — и в итоге он врезался в гору.

Кривошапкин выживал в лесу 10 дней. Он нашел домик рыбака, питался оставленным там дошираком. Нашли выжившего, когда тот махал палкой, обмотанной оранжевым спасательным жилетом.

Четвертый инцидент с Ан-2 произошел в прошлую субботу. В лесу упал самолет, летевший из поселка Солнечный в Якутск. На борту судна находились три члена экипажа и восемь музыкантов московской группы «Монако Джем». Артисты выступили на мероприятиях, связанных с 90-летия образования золотодобывающей промышленности Усть-Майского улуса.

— Конечно, мы с ними на связи, самочувствие у них отличное. Мы не только с ребятами общаемся, мы их забрали, разместили в нашей гостинице сразу. Некоторых у себя в квартире приняли. У них даже синяков нет. Им ничего не требуется. Ребята молодые, они сказали, что даже не успели испугаться, потому что это [вынужденная посадка] произошло практически сразу после взлета, — заявила SakhaDay заместитель генерального директора по общим вопросам компании «Золото Ыныкчана» Оксана Давыдова.

Предварительная причина падения самолета — отказ двигателя. По факту вынужденной посадки воздушного судна возбуждено уголовное дело по статье 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта).

Виталина Коренева, Sakhaday.ru