Власть Якутии: себе – Крузак, многодетным – УАЗик
В Якутии очень любят поговорить о социальной справедливости и поддержке социально незащищенных слоев населения. Как выглядит эта самая «социальная справедливость» в понимании якутских властей, показал на примере журналист сайта Yktimes.
Сегодня на официальном портале Республики Саха (Якутия) мне бросилось в глаза такое правительственное сообщение:
Министр труда и социального развития Якутии Александр Михеев вручил ключи от автомобиля многодетной семье Слепцовых из Верхоянского улуса. Людмила Дмитриевна и Александр Христофорович воспитывают 11 детей: 2 студентов, 8 школьников и 1 дошкольника.
Многодетной семье якутские чиновники подарили автомашину марки УАЗ-микроавтобус, в простонародье называемую «санитаркой». При этом в правительственном сообщении не забыли напомнить, что
согласно Постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 октября 2012 года N461 государственная социальная помощь оказывается многодетным и приемным семьям, имеющим 10 и более несовершеннолетних детей, включая совершеннолетних детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения, для приобретения транспортного средства на основе социального контракта.
Чтобы народ не забывал, кого благодарить за столь щедрые подарки. В Якутии власть предержащие любят рассказывать о важности материнства вообще и своей поддержке многодетных семей. Букавльно на днях, 7 марта 2018 года, вручая награды многодетным, Егор Борисов сказал:
«Когда езжу по республике, всегда стараюсь найти время и зайти в гости к многодетным семьям. Бывает, в семье двенадцать детей, видно, как что не всё просто. Но на вопрос «Как живёте?» они отвечают: «Всё хорошо. Живём своим хозяйством, воспитываем детей, чтоб отучились и пригодились своей родной земле». Женщины-матери дают своим детям нравственные ориентиры, закладывают позитивное отношение к жизни, растят их для будущего».
Не отстает от главы и спикер Ил Тумэна Александр Жирков.
«Статус матери, семьи в России и в Якутии был всегда на особом положении, а на сегодняшний день сохранение семейных ценностей, укрепление семьи, ее благополучие являются приоритетными в политике нашей республики мы должны совместно прилагать все силы для поддержки материнства, семьи и детства», – подчеркивает Александр Жирков.
Но, глядя на счастливых многодетных родителей, самодовольное лицо чиновника, и этот несчастный УАЗик, мне вспомнилось нечто другое. А именно – с каким страхом и недоверием те же якутские власть предержащие относятся к подобным машинам.
Напомним, глава Якутии Егор Борисов, в ходе своей встречи с блогерами в 2011 году, объяснял потребность властей в покупке именно дорогостоящих джипов тем, что затраты на них, со временем, окупаются за счет техобслуживания.
«Если бы мы покупали, например, «УАЗ», то после каждой поездки в улуc приходилось бы серьезно тратиться на ремонт этих машин, а «Land Cruiser» в этом плане выглядит намного выигрышнее», – заметил тогда глава.
А в конце 2015 года, когда Ил Тумэн покупал себе два джипа «Toyota Land Cruiser Prado» и четыре комфортабельных седана «Toyota Camry» в навороченных комплектациях, представители депутатов и автобазы главы и правительства в один голос ругали российского производителя:
«Эти «УАЗики» через год эксплуатации начинают разваливаться на ходу и их содержание становится дороже японских внедорожников». «По дороге в дальний улус «Патриоты» ломаются прямо на дороге» и т.д.
Владимир Кожевников, руководитель управления делами главы и правительства Якутии, тогда заявил:
«Наша главная задача – обеспечение безопасности на дорогах, особенно во время дальних командировок. Я, как хозяйственник, понимаю, что дело не в «крутизне» машины, а в ее надежности. Для сравнения, три года назад мы обновили «Prado» и закрепили за одним из министерств. Пробег за это время составил почти 300 тысяч километров по бездорожью по всей республике – и ни одного серьезного ремонта, так, только масло поменять. Теперь возьмем новые «UAZ Patriot», приобретенные в октябре прошлого года. В этом месяце у восьми из них во время отчетов правительства вышла из строя ходовая часть. Машины ломались в Томторе, Вилюйске, почти везде. Каждый раз приобретать деталь, которая стоит в среднем 30 тысяч рублей, отправлять туда механика – «Patriot», несмотря на свою невысокую цену, в конечном итоге обходятся намного дороже, чем «Prado»».
Представители аппарата Ил Тумэна и автобазы главы и правительства аргументировали закупку «Prado» тем, что будут использовать их в основном в дальних поездках по улусам республики.
«Для этого нужны надежные и проверенные автомобили, чтобы избежать возможных ЧП на трассе по среди зимы».
А почетный депутат Ил Тумэна Александр Уаров прямо заявил:
«Я даже слышать не хочу про «УАЗ»! У меня сын погиб из-за того, что тормоз отказал на «Патриоте». Известный писатель Николай Лугинов попал в ДТП из-за этой машины. Не говорите мне про «УАЗ»! Сколько кругом воруют? Вы думаете, в республике коррупции нет? Я вам скажу, есть! Глубже надо работать, вот, где надо копать. Один из этих «Prado» я себе буду просить, потому что заслужил, 23 года на госслужбе работаю».
Как позже выяснили якутские журналисты, один «Prado» действительно условно закреплен за Александром Уаровым, хоть официально и является «командировочным».
И вспоминая все это, поневоле напрашивается вопрос – если якутские власти и «народные слуги» так любят и ценят многодетных, то чего дарят им такие плохие, ломкие и дорогие в обслуживании УАЗики? Неужели мировой автопром не производит хороших и качественных микроавтобусов сравнимых по надежности и дешевизне обслуживания с «Toyota Land Cruiser» или «Toyota Camry»?
Ведь если верить словам якутских чиновников, то одаривая многодетную семью Слепцовых УАЗиком-санитаркой, они просто элементарно подвергают опасности жизнь и здоровье 11 детей а также счастливых родителей. Верхоянский улус очень далек от благ цивилизации и там очень нужен «проверенный и надежный» автомобиль. Да еще и дешевый в обслуживании.
Как же так, уважаемый власти – себе получше, а многодетным похуже? Ну и где же вся ваша и «любовь и поддержка»?
Или дело в другом. В том, что для ваших начальственных задниц УАЗ просто не по статусу, а все ваши речи о «надежности и надежности» это просто отговорки? А на самом деле вам важен только престиж и комфорт и плевать на все остальное.
Владимир Нифонтов, Yktimes