Водитель-наставник аэродромной службы аэропорта «Якутск» Аркадий Роньжин: «Главное в работе – любовь к профессии»
Аэродромная служба аэропорта «Якутск» отвечает за содержание летного поля в постоянной эксплуатационной готовности. Благодаря своевременной и качественной уборке, ведущейся в круглосуточном режиме, обеспечивается бесперебойное функционирование воздушной гавани в любое время года. Для быстрой и эффективной уборки территорий от снега служба использует более 30 единиц разнотипной техники: снегоуборочные машины, шнекороторные снегоочистители, грейдеры, ветровые машины, погрузчики и др. В аэродромной службе работают универсальные водители высокого класса, которые легко могут пересесть за любую технику из автопарка службы, и Аркадий Геннадьевич Роньжин – один из них.
Трудовая династия Роньжиных
Аркадий Геннадьевич – представитель трудовой династии Роньжиных, общий стаж в авиационной отрасли которых насчитывает более 900 лет. Семья включена в Книгу Почета лучших трудовых династий Республики Саха (Якутия).
Все началось, когда родители Аркадия, Геннадий и Клавдия, приехали в Якутию из Башкирии. В Якутске молодую семью встретил сам командир Якутского объединенного авиаотряда, Заслуженный пилот СССР, ветеран Алсиба Валерий Ильич Кузьмин, который предложил им работу в аэропорту. Отец работал грузчиком, а мать сначала устроилась в детский сад при авиапредприятии, затем 42 года проработала в гостинице аэропорта администратором, старшим администратором. Родной дядя, брат матери, приехавший следом за сестрой, проработал более 40 лет в аэродромной службе. Он и познакомил племянника Аркадия с профессией водителя – да не простого, а аэродромных машин.
«Поэтому вопроса, кем стать и где работать, передо мной не стояло, - рассказывает Аркадий Роньжин. – Все мое детство, можно сказать, в аэропорту и прошло. К дядьке на работу постоянно бегал, меня знали все работники. В 1995 году, остлужив в армии, трудоустроился в аэропорт официально. Конечно же, в аэродромную службу. Аэродромка всегда считалась элитным подразделением. Став ее частью, не мог не чувствовать гордость».
Родная аэродромка
Свои нюансы есть в каждой работе. Вот и в уборке летного поля от снега есть свои тонкости.
«Технология работы для очистки взлетно-посадочной полосы, стоянок воздушных судов, рулежных дорожек и перрона – разная, - поясняет Аркадий Геннадьевич. – Во-первых, есть очередность. Первоочередная важность – это ВПП и рулежки, а перрон и стоянки – это уже вторая очередь. Во-вторых, важно знать назубок схему аэродрома в общем и схему светосигнального оборудования в частности. Нужно производить уборку так, чтобы при этом не засыпать снегом фонари. Кстати, в этом году в арсенале службы появилась новая техника со специальным отвалом для очистки светосигнальных огней на рулежных дорожках и ВПП. Вверенную нам территорию, свой аэродром, мы, водители, знаем буквально до каждой трещинки».
Рабочая смена у Аркадия Геннадьевича начинается с осмотра техники – такая у него обязанность как у старшего водителя. В это время инженер аэродромной службы совершает объезд ВПП и аэродрома, и по итогам осмотра ставит перед водителями общую задачу, обозначает фронт работ, предварительно согласовав их с РП (руководителем полетов).
«Как выполнить поставленную перед нами задачу, мы решаем уже сами, распределив между собой машины, - продолжает свой рассказ Аркадий Роньжин. – Но в уборке снега не обойтись без машин МАЗ АСВ с широкими отвалами и высокоскоростными щетками. Вместе они составляют колонну, которая очищает аэродром, двигаясь кругами. Я застал время, когда в аэропорту еще были тяжелые «дэшки» (советская техника ДЭ-224) – так вот, по сравнению с ними нынешние машины очень комфортные. Хотя новичку они покажутся сложными, ведь одновременно нужно управлять и рулем, и джойстиком, с помощью которого задаешь скорость и направление щеток, количество оборотов, управляешь отвалом и т.д. В этом году ряд снегоуборщиков пополнила новая плужно-щеточная машина. Ее особенностью является наличие продувочного устройства и магнитного сепаратора для уборки металлического мусора».
«Кто первый снег встречает – тот целую зиму и попадает» - говорят в аэродромной службе. И говорят не просто так: смена Аркадия Геннадьевича отработала все снегопады не один год.
В период снегопадов служба работает беспрерывно – взлетно-посадочная полоса всегда должна быть в пригодном состоянии, снегоуборка производится в «окна» между рейсами, как правило, 30-40 минут хватает для полной расчистки ВПП.
После того, как по территории прошлась колонна снегоуборочных машин, сместив снег к краю, в дело вступает шнекороторный снегоочиститель, который откидывает валы снега в сторону.
«Каждая зима разная, например, прошлогодняя была очень снежная, давно так не работали, как тогда. Эта же зима в начале была теплая, ее особенностью стали сильные перепады температур, - рассказывает опытный водитель. - У нас в Якутии при особо низких температурах осадков не бывает, только изморозь покрывает полосу. В этом случае, при температурах ниже -45, мы используем ветровую машину. Она обдувает полосу порывами с температурой в 300-400 градусов, так что мгновенно высушивает поверхность ВПП. А так как ныне сравнительно теплая зима, мы ею пользуемся мало».
«Две месяца в поле, один в гараже» - по такому принципу проходит зима для водителей аэродромки. Ведь они занимаются ремонтом сами, чередуя друг друга посменно.
«Водитель должен уметь ремонтировать свою машину сам, - убежден Аркадий Геннадьевич. – Так, как водитель чувствует свою машину, не чувствует никто».
Водитель-наставник
Идут годы, в службе происходит постепенная смена поколений – водители старой закалки уходят на заслуженный отдых, на их место приходят молодые ребята. Аркадий Геннадьевич много лет работает как наставник. Водителей, которых он подготовил, не счесть:
«Передаю опыт молодым, как передали и мне в свое время. Конечно же, у вновь прибывшего водителя возникают сложности, и мы помогаем ему с ними справиться. Подготовка занимает примерно 1 месяц. Но все зависит от человека – кто-то быстрее усваивает информацию, кто-то чуть медленней. Новые водители сначала проходят теоретическую подготовку, потом возим с собой, показываем, что да как, а они наблюдают. Я лично к обучению нового водителя подхожу очень обстоятельно. Стараюсь дать информацию дозированно. Сначала посмотрю, как он в ремонте. Потом обучаю его вождению без использования джойстика, чтоб он привык к аэродрому, движению по путям следования. Затем уже ввожу и работу с джойстиком. А еще нужно знать специальные обозначения, сокращения, номера стоянок – очень много всего. Поэтому обучение провожу поэтапное. Мой опыт показывает, что в первые два-три выезда водителям очень сложно, они тут же теряются. Несмотря на это, есть молодые состоявшиеся профессионалы, и это меня сильно радует».
Водителю участка аэродромной техники аэродромной службы нужно иметь категории В, С и Е. Если у соискателя не хватает нужных категорий, предприятие направит его на обучение.
К профессии с любовью
Каждая машина разная, даже если они одной модели, имеют свой характер и темперамент, считает Аркадий Геннадьевич.
Водители аэродромной службы должны уметь ремонтировать и водить все типы техники. Но у каждого водителя все равно есть своя любимая машина.
«Для меня это ветровая машина. Быстрая, мощная. Выполняет большой объем работы за короткое время. Многие ее боятся почему-то. Может, из-за реактивной турбины, но меня это только восхищает», - улыбается Аркадий Геннадьевич.
«Работа на аэродроме требует высокой ответственности и внимательности. Ведь мы обеспечиваем работу аэропорта, полеты. Работа тяжелая, да, но если любишь ее – любые трудности будут по плечу» - заключает Аркадий Геннадьевич Роньжин.
Пресс-служба АО «Аэропорт Якутск»
Фото: Саргылана Сандар