Якутия: политические итоги 2018 года
Политтехнолог, директор региональных проектов Центра ПРИСП Антон Садкин подводит политические итоги минувшего года в Якутии.
Минувший год для Якутии ознаменовался серьезными изменениями политического ландшафта, которые стали закономерным итогом развития социально-политической ситуации в республике и стране.
В начале года произошли события, которые повлекли за собой значительные последствия не только для ведущих политических акторов, но и всего населения крупнейшего субъекта Российской Федерации. Не секрет, что тогда еще действующий глава РС (Я) Егор Борисов, начиная с победы на выборах 2014 года, на которых он набрал немногим более 58% голосов избирателей, медленно, но верно терял популярность и авторитет, как у жителей республики, так и у федеральной власти. Так, еще по итогам 2016 года социологи зафиксировали, что он стал первым руководителем республики, деятельностью которого было недовольно, прежде всего, сахаязычное население – 36 % против 32 % также критически оценивавших деятельность Ил Дархана русскоговорящих жителей республики. Тенденция к снижению рейтинга главы Якутии укреплялась, и к началу 2018 года Егор Борисов занимал 81-е место среди 85 руководителей российских регионов в Национальном рейтинге губернаторов.
По мнению экспертов, причинами этого стали череда провалов «Единой России» на местных выборах и непростая социально-экономическая ситуация. В частности, аналитики отмечали, что Якутия стала одним из лидеров в масштабах России по росту задолженности (+5,3 млрд. руб.), тогда как большинство регионов ее уменьшало. А этот критерий сегодня считается одним из важнейших показателей в оценке эффективности работы руководителей регионов. К тому же, руководитель Счетной палаты РФ Татьяна Голикова, докладывая президенту России об итогах 2017 года, именно Якутию приводила в качестве примера финансовых нарушений и недоработок региональных властей. Отмечались аварии на электростанциях, вопиющие проблемы с расселением из аварийного жилья, провалы с туристическим кластером «Северная мозаика», напряжение вокруг жизненно важной для республики компании "Алроса" после аварии на руднике "Мир", где погибли люди, а также одно из последних мест в рейтинге эффективности региональных госзакупок Аналитического центра при Правительстве РФ.
Однако большинство отрицательных оценок в адрес Егора Борисова оказались сформированы его политической ролью и политической обстановкой в республике. Чем дальше, тем более очевидной становилась деградация кадровой и внутренней политики в регионе, что не могло не сказаться на социально-экономическом самочувствии населения и уровне его доверия и поддержки Ил Дархана. Так что к началу 2018 года разговоры о неминуемой отставке главы Якутии уже не были сенсацией. В феврале случился громкий скандал с участием Егора Борисова и авиакомпании "Аэрофлот", который привлек пристальное внимание региональных и федеральных СМИ. Этот инцидент стал катализатором роста недовольства якутян, как своим руководителем, так и властью, как таковой. Особенно отчетливо это проявилось в ходе подготовки к главному политическому событию года – выборам президента Российской Федерации, в организации и проведении которых традиционно высока роль руководителей регионов.
В марте 2018 года Якутия "отличилась", хуже всего проголосовав за действующего главу государства Владимира Путина – 64,3 % на фоне 76,7 % в целом по стране. При этом его соперник от КПРФ Павел Грудинин получил в республике самый высокий в регионах России результат – 28 %. Такие итоги президентских выборов в Якутии стали своеобразным взрывом политической бомбы, который не мог остаться незамеченным. Многие эксперты, в том числе и лояльно настроенные к Егору Борисову, анализируя итоги президентских выборов, пришли к неутешительному для него выводу. Избиратели республики во многом голосовали не «за» кандидата от КПРФ, и не «против» президента страны, а в надежде на то, что такая форма протеста будет воспринята на федеральном уровне и станет поводом к отставке действующего главы региона.
В ходе президентской кампании аналитики отметили ощутимое снижение влияния в Якутии традиционных СМИ, которое сформулировали емкой фразой «Ватсап победил телевизор». Основными каналами получения информации, в том числе, политического характера, для значительной части избирателей стали социальные сети и мессенджеры. Даже несмотря на невысокий уровень доверия к последним из-за обилия недостоверных сведений, а то и просто слухов, циркулирующих в них. Потребление информации стало коллективным процессом за счет обмена мнениями: каждый может написать комментарии и внести свой вклад в формирование общественной и информационной повестки. Это стало новой формой социальной активности, реально влияющей на общественное мнение.
В новой информационной реальности сформировались и новые лидеры, ставшие таковыми за счет активной передачи информации. Это и блогеры, и простые граждане, не стесняющиеся высказывать свое мнение, которое может не вписываться в рамки понятий политической культуры. Транслируемая ими информация может быть и правдой, и ложью. Главное, что она поступает от знакомого и ею можно поделиться с таким же знакомым. Так в народ уходят фейки – короткие, зачастую не соответствующие действительности, но крайне эмоционально окрашенные сообщения. Большей частью они носят негативный характер. Но люди нередко доверяют такой информации, поскольку она несет в себе некие угрозы, которые инстинкт самосохранения не позволяет игнорировать. И она мотивирует их на определенные, порой нерациональные действия. Результаты выборов главы государства в Якутии – наглядное тому подтверждение. И это еще один политический итог года, который предстоит осмыслить и власти, и обществу. Игнорировать его уже не получится.
Последовавшие после президентских выборов перестановки в Правительстве РС (Я) и повышенная активность на праймериз ЕР, которые в Якутии проходили раньше, чем в остальных субъектах Российской Федерации, и где якутяне традиционно показали один из самых высоких в стране результатов, не смогли компенсировать провал главного политического события 2018 года. Вслед за этим репутационные удары по Егору Борисову нанесли задержания и домашний арест его давних соратников – народных депутатов Госсобрания (Ил Тумэн) Якутии. А в начале мая прокуратура Республики обнародовала данные расследования в отношении одного из министров правительства Якутии, что также не добавило популярности высшему должностному лицу. Этим неприятности Ил Дархана не закончились: в регионе случилось уникальное событие, получившее федеральный резонанс, – голодовка сотрудников одной из пожарных частей. Сложно припомнить, чтобы где-то ещё кроме Якутии госслужащие прибегали к такой форме протеста.
Так или иначе, негатив в отношении Егора Борисова достиг критической массы и обернулся для Республики вторым мощным политическим взрывом 2018 года: 28 мая он объявил о том, что обратился к президенту России с просьбой о досрочном сложении своих полномочий. К этому времени глава Якутии занимал уже предпоследнее, 84-е место, в Национальном рейтинге губернаторов. Владимир Путин эту отставку принял, и в тот же день назначил временно исполняющим обязанности главы Республики Саха (Якутия) мэра столицы региона Айсена Николаева.
Это назначение было позитивно воспринято и населением, и республиканскими элитами. Айсен Николаев ранее работал руководителем администрации президента и правительства Якутии, министром финансов республики, был первым заместителем председателя правительства, дважды избирался депутатом Государственного собрания Якутии, и дважды – мэром Якутска. В 2017 году на выборах главы столицы республики, где проживает треть избирателей региона, он набрал 68,41 % голосов.
Сразу после назначения Айсену Николаеву пришлось разбираться и с последствиями весеннего паводка в отдаленных улусах, и с финансовыми проблемами республики из-за несбалансированности бюджета, объем которых составил порядка 30 млрд. рублей. Активность Николаева, встречи с населением, осмотр социальных и промышленных объектов, совещания по социально-экономическому развитию районов Республики, стали резким и позитивным его отличием от предшественника. Многочисленные встречи и консультации с местными лидерами общественного мнения и экспертным сообществом, показали не только его эффективность, как управленца, но и политическую открытость. При этом Айсен Николаев смог мягко, но практически сразу отстроиться в сознании жителей и региональных элит от антирейтинга прошлой управленческой команды. В первые же дни своего пребывания в качестве руководителя региона, он сменил ряд ключевых фигур в администрации и правительстве республики, а число чиновников сократил на 7 %. На должность премьера Якутии был назначен Владимир Солодов, который до этого с 2015 года занимал должность заместителя полпреда президента РФ в ДФО.
Важное политическое заявление прозвучало и в стенах Госсобрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) во время встречи Айсена Николаева с народными депутатами. Суть его в том, что Республике необходимо стремиться к формированию профессионального парламента, который сможет эффективно создавать современную и качественную нормативно-правовую базу, необходимую для решения задач развития Якутии в стремительно меняющихся условиях. Однако настороженная, а порой и скептическая реакция региональных элит и населения на этот посыл говорит о том, что темпы изменений, происходящих в стране и мире, в Якутии еще не до конца осознаны. И это может стать препятствием на пути выхода республики на лидирующие позиции на Дальнем Востоке и в России в целом, несмотря на высокий уровень ожидания положительных перемен в регионе, как со стороны федерального руководства, так и со стороны региональных элит и населения.
Для подтверждения состоятельности своих устремлений, Николаеву предстояло пройти жесткую политическую проверку. Проверку выборами, причем самыми масштабными в стране. В единый день голосования 9 сентября, кроме главы республики, якутянам предстояло избрать 70 народных депутатов Государственного собрания (Ил Тумэн), главу Якутска и депутатов Якутской городской Думы. А еще в ходе более чем сотни избирательных кампаний предстояло выбирать глав и депутатов муниципального и поселенческого уровня. И все это – на фоне резкого роста социально-политической напряженности в стране, вызванного обнародованием планов власти по повышению пенсионного возраста, увеличению НДС и ощутимого повышения цен на бензин. Недовольство граждан, прежде всего, сказалось на уровне поддержки «Единой России», рейтинги которой стали стремительно снижаться, а ее политические оппоненты получили хорошую возможность нарастить свое присутствие во власти. Но не все смогли этим воспользоваться.
Так, кандидатом на должность главы республики не смог стать Эрнст Березкин, рассчитывавший на поддержку партии «Гражданская платформа». В 2014 году он соперничал за право руководить Якутией с Егором Борисовым, набрав без малого 30 % голосов избирателей. Четыре года спустя, федеральное руководство «Гражданской платформы», трезво оценив свои возможности и уровень поддержки Айсена Николаева, отказалось выдвигать кандидатуру Березкина на выборы Ил Дархана. Претендовавший на пост мэра Якутска предприниматель и уже бывший депутат Госсобрания (Ил Тумэн) республики Владимир Федоров также не смог стать кандидатом от партии «Родина», поддержкой которой, как ему казалось, он заручился. «Родинцы» обвинили коммерсанта в нарушении предвыборных договоренностей и отозвали его кандидатуру с выборов главы столицы Якутии.
Результаты выборов, состоявшихся 9 сентября, во многом были предсказуемы. Айсен Николаев, выдвинутый кандидатом на должность главы Республики «Единой Россией», одержал убедительную победу, набрав 71,41 % голосов при явке избирателей 50,88 %. Его однопартийцы сохранили контроль над парламентом республики, выиграв выборы в 23 из 35 одномандатных округов. Что касается голосования по партийным спискам, то в Якутии ЕР получила один из самых высоких в стране результатов – 46 % голосов избирателей. «Единая Россия» также сохранила большинство и в Якутской городской Думе, где партию представляют 19 из 29 избранных депутатов. Главной неожиданностью стало поражение кандидата от «партии власти» Александра Саввинова, который уступил в борьбе за пост мэра Якутска Сардаане Авксентьевой, выдвинутой малоизвестной партией «Возрождение России». На этом сказались и недовольство граждан реформами, продвигаемыми федеральными властями с «Единой Россией», и общественный запрос на обновление власти.
По итогам выборов эксперты констатировали сохранение доминирующего положения «Единой Россией», но фактическую остановку роста ее поддержки со стороны граждан. При этом практически повсеместно отмечен рост протестного голосования, ведущего либо к увеличению числа мандатов у представителей оппозиционных партий, либо рост уровня их поддержки населением. Но главный итог выборов 2018 года, пожалуй, состоит в развенчании мифа о невозможности вхождения во власть оппозиционных кандидатов. Выборы стали высококонкурентными. И это требует серьезного отношения к избирательным кампаниям. Поскольку полагаться в решении электоральных задач только на поддержку главы региона или даже президента страны уже недостаточно. Айсен Николаев это прекрасно понимает и умеет выстроить конструктивные отношения с теми, кто заручился поддержкой избирателей, вне зависимости от партийной принадлежности или политической ориентации. Как, например, со вновь избранным мэром Якутска.
Выборы закончились, и 27 сентября Айсен Николаев официально вступил в должность главы Республики Саха (Якутия). Наблюдатели и обыватели с интересом наблюдали за его дальнейшими шагами, пытаясь понять, насколько радикальными они будут. Однако ничего экстраординарного не произошло. Бывший глава республики Егор Борисов, обладающий немалым опытом, делегирован представлять интересы Якутии в Совет Федерации, что в известной мере обеспечивает преемственность в решении задач развития региона. Продолжилось формирование ориентированной на это правительственной команды, хорошо понимающей современные реалии. В составе республиканского кабинета министров и органов исполнительной власти появились лица из других регионов, обладающие необходимыми для этого знаниями и компетенциями.
Это понравилось далеко не всем представителям политического бомонда республики и обладателям информационных ресурсов. Причем настолько, что в адрес Айсена Николаева даже зазвучали претензии в несамостоятельности и ориентации исключительно на Москву, а не на надежды и чаяния якутян. И это еще один важный политический итог минувшего года, говорящий о наличии в якутском обществе серьезной инерции мышления, которую предстоит преодолеть. Для этого всем необходимо понять и принять то, что Якутия – неотъемлемая часть великой страны, ключевые направления развития которой – нравится это или нет – принимаются в столице государства в интересах всех субъектов РФ. И чтобы интересы Якутии были услышаны и реализованы, их надо грамотно и четко формулировать, и уметь продвигать.
По мнению экспертов, у Айсена Николаева это неплохо получается, и первые его шаги на посту главы Республики Саха (Якутия) лежат именно в этой плоскости. Пять подписанных им стратегических указов обозначили основные векторы развития республики в наиболее важных для региона сферах – социально-экономическом развитии, экологии, образовании, инновационной политике, сельском хозяйстве. Эти программные документы говорят о смене приоритетов политики региональных властей в пользу жителей Якутии и их реальных потребностей. Основной упор сделан на развитие человеческого потенциала республики и улучшение среды его обитания. Важно, что такой подход нашел понимание и поддержку федеральных властей.
Сегодня в Дальневосточном федеральном округе, наверное, больше всего в стране не решавшихся годами проблем и, соответственно, наличие протестных настроений. И здесь же Якутия выглядит оазисом стабильности, где ключевым фактором, стабилизирующим обстановку, безусловно, является фигура Ил Дархана. Неслучайно Айсен Николаев объявил 2019 год Годом консолидации в Республике Саха (Якутия). Это четкий сигнал обществу и всей палитре политических сил, приглашение к конструктивному диалогу и сотрудничеству.
За свой непродолжительный срок руководства республикой Айсен Николаев наглядно показал, что такое сотрудничество может и должно быть результативным. Сегодня Якутия сохраняет позитивную динамику развития по всем ключевым показателям и продолжает увеличивать инвестиции в основной капитал. «Газпром», осваивающий ресурсы региона для наполнения газопровода «Сила Сибири», планирует серьезно нарастить уровень газификации. Уже в ближайшее время начнется полноценная эксплуатация железной дороги на правобережье Лены до конечного пункта Амуро-Якутской магистрали. Власти Якутии предпринимают последовательные шаги, добиваясь включения проекта строительства Ленского моста в федеральные программы, и вызывая серьезный интерес к участию в нем со стороны китайского и японского бизнеса. Айсену Николаеву удалось добиться значительного – на 6,7 млрд. рублей – увеличения федерального финансирования здравоохранения Якутии, а также преодолеть серьзные, объемом порядка 30 млрд. рублей, финансовые проблемы, что позволило сбалансировать республиканский бюджет. Еще одним серьезным успехом главы Якутии стала договоренность с федеральными структурами о финансировании программы переселения жителей из аварийного жилья в объеме 60 млрд. рублей.
Всего за полгода работы в качестве руководителя крупнейшего субъекта Российской Федерации Айсен Николаев сумел серьезно укрепить позиции Якутии и вплотную приблизиться к группе наиболее эффективных руководителей регионов страны, заняв к концу года 27-е место в Национальном рейтинге губернаторов. Но главный политический итог ушедшего 2018 года состоит в том, что Республика обрела достойного лидера, способного мобилизовать и вести за собой людей на решение самых сложных и амбициозных задач развития, и выполнить свое, пожалуй, главное предвыборное обещание – сделать так, чтобы люди в Якутии жили счастливо и богато.