×

"Якутия сегодня является островом недоступности". Есть ли у республиканского туризма будущее?

9:00 - 20.5.2022
"Якутия сегодня является островом недоступности". Есть ли у республиканского туризма будущее?

Сегодня, 20 мая, Якутию посетит делегация комитета Госдумы РФ по туризму и развитию туристической инфраструктуры. Они будут обсуждать вопросы самой многострадальной отрасли. Сколько таких важных встреч и совещаний прошло - не счесть. И такое ощущение, что в этой сфере ничего не изменилось. Смелые и инициативные туроператоры решают проблемы на свой страх и риск, а чиновники продолжают заседать и совещаться.

Накануне встречи наш общественный корреспондент задал представителям туризма три вопроса, ответы на которые могли бы установить истинное положение туризма в республике.

1. Ваше мнение о сегодняшнем состоянии туризма в республике?

2. С какими проблемами сталкиваетесь в своей работе?

3. Существует ли перспектива развития туризма в республике?

"Туризмом руководят люди совершенно незнакомые с работой туризма"

Михаил Местников, директор ООО "инЯкутия", туроператор по активному туризму:

1. К сожалению, кризисы последних годов нанесли туризму большой удар и сейчас почти все предприятия туризма республики находятся в предбанкротном состоянии.

Смотрите, в позапрошлом году в самый разгар весеннего сезона к нам пришел короновирус и всей отрасли запретили работать до середины лета. Не знаю, как выжили тогда другие, но наше предприятие год перенесло очень тяжело.

В прошлом году к короновирусу добавились пожары, и нам пришлось отменить очень много туров. Из-за этого также год прошел в состоянии выживания. Надежда была на этот год, но в связи с известными событиями нарушились планы - опять пришлось отменить много туров. Плюс к этому, видимо, нам придется забыть об иностранных туристах.

Внутри республики также дела обстоят не очень: все знаете, что последние два наших министра недолго задержались на своих должностях, часто меняются и те работники госорганов, которые отвечают за развитие туризма в республике.

Сейчас правило такое, что на должность назначаются люди по знакомству или же должность в нашей сфере является очередной ступенькой в карьерном росте чиновника.

В итоге, туризмом руководят люди совершенно незнакомые с работой туризма. Они только начинают вникать в особенности этой работы, но тут происходит смена вышестоящих людей и те приводят сюда своих людей.

Как примеру, вот только недавно на должность руководителя Агентства по развитию туризма и территориального маркетинга РС (Я) назначили человека, не имеющего ни профильного образования, ни малейшего представления о туризме. При этом в конкурсе принимал участие человек, имеющий богатый опыт в работе в сфере туризма, которого и рекомендовала наша Ассоциация, но наш голос не был услышан.

Я могу сказать, что туризм в республике на данный момент держится только на энтузиазме предпринимателей.

2. Проблем очень много и для нас главная проблема - это дороговизна авиабилетов. В данное время Якутия является островом недоступности: можно за меньше половины стоимости перелета с Москвы до Якутска, добраться до Хабаровска, Владивостока, Магадана, Камчатки.

Очень высокая стоимость авиабилетов внутри республики. Все это вкупе делает наши туры проигрышными в конкурентной борьбе с туристической отраслью других регионов.

Большая проблема для нас- это расцвет нелегального туризма. Много лет как социальные сети заполонила реклама разного рода турорганизаторов. Как правило, большинство из них не имеют никаких документов для ведения предпринимательской деятельности. Они приходят в наши маршруты и объявляют цены в два раза ниже по которой работаем мы. Их легко узнать: в рекламе нет ни названия предприятия, ни адреса, ни сайта. Их работники не имеют инструкторской подготовки и соответственно, эти организаторы не гарантируют безопасность туров.

Мы неоднократно поднимали этот вопрос в министерстве, в роспотребнадзоре, обращались в прокуратуру, но в ответ только видимость деятельности на некоторое время и на этом все.

Мы видим, что эти органы не желают работать с этими "предпринимателями". На этом фоне многие из нас вынуждены уходить от созданных нами же турмаршрутов и создавать новые. На этих новых маршрутах мы от силы отработаем 1-2 года, пока на этих маршрутах опять не появятся "нелегалы". Это как игра в догонялки. В данное время в нашем предприятии держатся только самые дальние маршруты, куда они не могут добраться из-за сложности логистики.

К этому еще можно добавить такой момент: пока во время пандемии мы как законопослушные сидели в своих домах, нелегальные организаторы туров работали в полную. Также было и в пожароопасный период.

Следующая проблема - это запрет движения туристических групп по автодорогам промышленников. Все знаем, когда промышленность приходит в какой-нибудь район, улус, они обещают населению много хорошего, в том числе и строительство автодорог, но реальность оказывается другой: построив дорогу, они ставят шлагбаум и запрещают въезд на автодорогу. Попытка заключить договор с руководствами предприятий ни к чему не приводит.

Здесь нужен закон, который бы сделал общедоступными все виды дорог. Пусть будут они платными - мы согласны платить.

3. Наша республика очень большая: по территории - это одна Индия, или пять Франций, или 1/3 США, здесь более 700 тысяч рек и речек, более 800 тысяч озер, а наши горы в сумме площади превышают Гималаи в два раза. И эта территория, почти что Terra Incognito: куда не ступи - везде неизведанные места. Здесь сосредоточены тысячи уникальных природных памятников.

Если мы подойдем к развитию отрасли туризма разумно, толково, то республика имеет отличные шансы стать центром туризма северо-востока страны. А пока, увы, мы только на бумаге можем рисовать цифры 240 тысяч туристов в год, как это делает наше министерство, видимо, самоуспокаивая себя.

Реальная цифра 30-40 тысяч туристов. Но и эта цифра мне кажется немалой, если один турист в среднем оставляет в республике 100 тысяч рублей - это 4 млрд рублей, вливающиеся в экономику республики. Недавно у нас была группа из восьми человек, которая в одном ювелирном магазине купила изделия на 2,5 миллионов рублей, а в другом магазина купила меховых изделий на полмиллиона рублей. Между прочим, таких групп приезжает немало. Добавьте сюда то, что туризм открывает новые рабочие места в самых отдаленных районах республики. Где появляется туризм, у людей появляется перспектива, они начинают смотреть на жизнь по другому, меняется их подход к жизни, а это неоценимо!

"Туризм у нас может развиваться только как сопутствующее занятие к другому делу"

Вера Кесарева, директор ООО "Синяя Тур". туроператор по активному туризму:

1.Туризм в Якутии хоть и медленным шагами, но развивается.

2. Для любого туризма, для выживания и развития, необходим поток туристов.

На него влияет:

- дороговизна транспортных расходов, перелёта с центральных регионов.

- отсутствие дорог.

- хороших, оборудованных туристических баз, не только вокруг Якутска, а везде (для этого необходимы хорошие финансовые вложения, у наших туроператоров их нет), имеют возможность только те, кто имеет сопутствующий бизнес, гостиницы, кафе и т.д. И то не все, а те кто работает в городе или рядом.

- федеральные программы, гранты, субсидии не учитывают регионы. В положении условия для всех одинаковые, а Якутии сложно конкурировать с тем же Дагестаном, и с другими регионами, у которых хороший турпоток.

У наших туроператоров, чисто работающих в туризме, у большинства, если не у всех, нет постоянных работников. Так как туризм в Якутии имеет сезонный характер, в грантах Ростуризма, имеется положение и необходимость иметь постоянных работников.

Значит, туризм может быть только как сопутствующий вид к другому. Тогда он ещё, наверное, может иметь перспективу развития.

В общем, чтоб иметь что-то с туризма, надо в него сначала хорошо вложиться. И это не один- два миллиона на одного занимающегося туризмом.

Если работать без финансовой поддержки, то так и будет как сейчас. Я уже почти 20 лет в туризме , но что-то не могу сказать, что что-то с него имею. Все, что имею обратно в него и вкладываю. А о каком развитии может быть в таком случае речь.

Все, кто сейчас работают в туризме, или пенсионеры или те, кто кроме этого работают ещё где то. Чисто с туризма ты даже себя и свою семью вряд ли обеспечишь.

"Республика делает первые шаги для развития туризма"

Александр Сыромятников, генеральный директор ООО "Арыма Турс" (турбаза "Ленские Столбы"):

- На сегодня туризм в республике с огромными территориями и красивейшими местами не развит, как индустрия со всех сторон! В республике нет турбаз, которые бы смогли разместить за раз один самолёт туристов!

Турбазы ориентированы в основном на внутренний (внутри республики) туризм.

Развитие сильно зависит от неразвитой инфраструктуры (электроэнергия, тепло, вода и водоотведение, дороги). В данное время есть определенные ограничения по пропускной способности аэропортов, ограничение по классу бортов, ограничение по размещению туристов в крупных городах, в большинстве направлений и туристически привлекательных местах нет круглогодичного дорожного сообщения.

Содержание благоустроенных объектов требует от собственника во всем опираться только на самого себя (септик, очистные, фекалку, водовозку, мусоровозку и т.п.). Все это усложняет реализацию проектов по туризму.

Но все-таки мы считаем, что первые шаги для развития туризма наша республика делает в этом направлении! Благодаря усилиям Правительства, МинЖКХ, руководства Якутскэнерго, Администрации Хангаласского улуса и Тумульского наслега, местность Батамай (Туристический кластер «Ленские столбы») будет подключен к централизованному электроснабжению!

Туристическая привлекательность одного из самых узнаваемых брендов Якутии «Ленские столбы» смогут увеличить круглогодичный поток туристов в ближайшем будущем, что поспособствует развитию туризма в Якутии. Мы - оптимисты и считаем, что текущая ситуация создаст условия для развития внутреннего (внутри России) туризма, и хороший толчок для развития туризма в Якутии. Перспектива однозначно есть!

"Бизнес не верит властям и в то, что можно развивать туризм, так как постоянно меняются министры, и меняются условия и законы"

Татьяна Тымырова, руководитель Ассоциация Гостеприимства Якутии:

- Факторы влияния на нынешнее положение дел. В нашей стране, в Якутии более 20 лет было принято выезжать на отдых за границу. Так развивался российский туризм, направленный во внешний мир. Туристическая инфраструктура России - отели, рестораны, дороги, турбазы не позволяли конкурировать с развитыми туристическими странами. Популярные раскрученные направления всегда оказывались на голову выше. Они обладали комфортом.

Еще 25 лет назад местные туроператоры впервые начали вывозить якутян за рубеж. Сейчас эти компании у всех на слуху. Я говорю о турфирмах «Надежда» и «Хикари». Ведь у нас особенные климатические условия. Мы любим активно отдыхать, мы поклонники пляжного отдыха. После 8 месяцев зимы, хочется погреть тело на солнце и получить столь дефицитный витамин Д.

И наступила пандемия.

Самой пострадавшей отраслью оказался туризм. Турагенты просто работали себе в убыток. Внутренний туризм имел направления на Ленские столбы и событийные мероприятия Ысыах, Зима начинается с Якутии, а также маршрут Полюс холода.

Конечно же, все застопорилось. Потому что многие иностранные туристы активно интересовались таким экзотическим направлением, как холод. Они хотели испытать холод, почувствовать диковинку на себе. Но контракты были безнадежно утеряны.

Также в основной своей доле отели, как часть туристической инфраструктуры, получали основную загрузку именно от приезжих, командировочных. Длительные командировки, которые заказывала мэрия и правительство, их просто не стало. Загрузка в 30% это практически пустой отель.

Кроме того, упал спрос и на рестораны. За два года работы в рамках, сфера гостеприимства оказалась отброшена на 20 лет назад по развитию и доходам. Колоссальный регресс.

Затем мелькнул луч надежды. Казалось бы, заканчивался коронавирус и все надеялись на открытие границ. Та же Турция начала принимать туристов. Якутяне начали вновь планировать свой отдых.

День начала спецоперации 24 февраля мы будем помнить, как самый страшный день для туризма. Мы вновь оказались в ловушке. Все планы на мероприятия, форумы, Ысыах и фестивали рассыпались в один миг. Ведь мы уже думали о летних бронях на отели. Рестораны постепенно снимали ограничения.

Последствия действий спецоперации мы ощутили сразу. Ведь это нарушения логистической цепочки, закрытие воздушного пространства и рост цен.

В марте, в прошлом месяце стало теплеть. Единственной отдушиной для наших горожан стал отдых выходного дня. Народ начал чаще выезжать на Ленские столбы. Мы вновь воспряли духом и нацелились на внутренний туризм.

О Туристическом фестивале «Sakha Travel» 15-17 апреля 2022 года.

Единственная возможность сейчас для туристической отрасли - это развитие направлений внутри Республики и Дальневосточного федерального округа.

Немного поразмышляв, я и Мария Константиновна Андреева (проект «Бриллиантовые нотки» и турфирма «Хикари») решили развивать туристический фестиваль «Sakha Travel». Мы подумали, что это даст нужный толчок, поднимет дух, объединит всех перед предстоящим турсезоном. Даст возможность почувствовать: только вместе мы сможем выстроить нужную стратегию и получить меры поддержки, которые необходимы сейчас. Этот фестиваль был организован при поддержке Министерства предпринимательства РС (Я), ГАУ РС (Я) «Агентство развития туризма и территориального маркетинга», Национальной ассоциации рестораторов, отельеров и туризма «Ассоциация гостеприимства Республики Саха (Якутия)» и Торгово-промышленной палаты РС(Я).

Вообще, фестиваль «Sakha Travel» проводился с 2014 года. В последние годы его не организовывали. Мы, бизнесмены, решили провести все сами на площадке ТЦ «Кружало». Заручились поддержкой министерств и всех тех, кому небезразличен турбизнес Якутии. Это гостиницы, рестораторы, владельцы сувенирной продукции, обучающих курсов и ученые-исследователи. На площадке «Точка кипения» мы провели обучающие семинары для начинающих и опытных предпринимателей. Как выстраивать работу, развивать свои услуги, привлекать туристов и так далее.

На блок деловой части был приглашен министр предпринимательства, торговли и туризма Тимур Ханды. Представители бизнеса озвучили проблемы, которые испытывает наша сфера. Все общественные организации имеют очень активную позицию и консолидировано вырабатывают предложения. Это Ассоциация гостеприимства РС (Я) и Ассоциация туроператоров РС (Я), чьим идеологом является Михаил Местников компания «ИнЯкутия» и его исполнительный директор Аркадий Дорофеев.

Также на фестивале нам оказали огромную поддержку ГАУ РС(Я) «Агентство развития туризма и территориального маркетинга». Они предоставили информацию к доступу как стать туроператором и как открыть деятельность с нуля. Как нужно продвигать свои услуги, как правильно сформировать туристический продукт. На сегодняшний день именно это Агентство должно быть тем инструментом упаковки и продвижения внутреннего туризма.

На выставке «Sakha Travel» мы собрали 21 участника с целью реализовать туристический потенциал Якутии. Также организовали курсы по подготовке кадров. Подготовка работников в туристический сезон - это самая приоритетная задача. Был проведен конкурс среди всех, кто участвовал в выставке. Были объявлены номинации и выданы призы.

Резюмируя, можно сделать вывод:

1. Не хватает духа для объединения и у многих уже на все апатия из-за пандемии. Турагенты сами по себе, никому до них дела нет, туроператоры сами по себе, половина полулегальные, отели и рестораны живут своей жизнью, все выживают как могут.
2. Бизнес не верит властям и в то, что можно развивать туризм, так как постоянно меняются министры, и меняются условия и законы.
3. Как не умели продавать турпродукт, так до сих пор и не научились в большинстве своем.
4. Нет общего понимания у разных сфер бизнеса, что туризм -это драйвер развития экономики.
5. Кадров не хватает, да и обучать не кого.
6. Многие меры поддержки урезаны, а на новые денег нет.
7. Инвесторов найти и создать условия крайне сложно, так как условия в Якутии созданы только для крупных проектов от 200 млн.рублей.

Туризм и сфера гостеприимства попали в категорию пострадавших отраслей из-за всех введённых ограничений в связи Covid -19. Многие уже ушли из этой сферы. Если в 2019 году количество туристов в Якутии насчитывалось 194 тыс чел, то в 2020 только 212 тыс чел.

Так как многие туристы Якутяне планировали в 2020 году выехать на летний отдых за пределы республики, столкнулись с ситуацией закрытия границ. И многие начали требовать возврата путевок. Что происходило у турбизнеса и гостеприимства:

- Турагенты не могут вернуть деньги за те путевки, которые были проданы. Они не могут даже оплатить аренду, так как все деньги ушли на возврат. Также они не могут выдать зарплаты и потеряли большую часть обученного персонала.
- Гостиницы загружены только на 50%. В допандемийный период существовала проблема, что на любые событийные мероприятия, форумы, массовые спортивные мероприятия внезапно происходит перегруз. Правительство не учитывает загруженность отелей туристами. Все места бронируются чиновниками, москвичами.

Туроператорам просто не представляется возможным забронировать места и привезти туристов. Эта проблема, есть и сейчас. Гостиницы испытывают трудность для получении кэшбека. Не все прошли квалификацию для его получения. Ведь у многих маленький номерной фонд и нет возможности принять большие группы. Пройти квалификацию стоит немалых денег. Нужно дополнительно оснащать, вкладываться в гостиницу.

Бесплатная сертификация могла бы быть реальным выходом из этого положения.
- Турбазы, которые начали было активно отстраиваться, конечно же, вложили свои средства. Использовались все меры поддержки на строительство турбаз, глэмпингов, турдомов. Вложенные инвестиции будут иметь долгосрочный вклад. Сейчас они будут включаться в проект кэшбека. Для этого также требуется классификация домиков. Но в настоящее время является пока невозможным.

Правительство РФ старается выработать необходимые меры поддержки. Но , региональная особенность не позволяет нам, региональному бизнесу в них участвовать в некоторых из них. К примеру, выделяются огромные грантовые средства на организацию проведение событийных мероприятий, но там условия , что обязательно должны быть четырех- и пятизвездочные отели, которых у нас нет в необходимом количестве.

Наше Министерство предпринимательства торговли и туризма постоянно собирает от бизнеса предложения. Я стараюсь все собранные предложения представлять на всех площадках, где можно это озвучить. Но не на все есть регламенты, положения, средства. И очень длинные бюрократические механизмы принятия решения, многие решения, ждем подолгу. А иногда вовсе получаем отказ, из-за отсутствия средств на субсидирование.

Всеми выработанными мерами поддержки, конечно, кто мог воспользовались и благодарны хоть за это. Но есть и такие предприниматели, которые не смогли, по причине не соответствия основного ОКВЭДа и таких не мало.

Может, кто-то подумает, для чего, я все это пишу?. Отвечу: просто я наблюдаю за ситуацией, анализирую и прекрасно понимаю. Когда, перестают обращать внимание на проблемы, которые надо решать, то они не решаются. Посмотрите, что происходит. Covid-19 закончился в сми, началась спецоперация. А проблемы шлейфом тянутся, и нарастают из-за кризиса снежным комом. Многие даже не понимают, особенно те, кто работает в бюджете и получает стабильно зарплату , вне зависимости от того, есть ли работа или на карантине или на удаленке и то как трудно пришлось малому и среднему бизнесу выживать , а сейчас очень трудно оправиться и встать на ноги.

Нам остается только надеется на то, что не будет очередных ограничений и наши предложения по мерам поддержки в кризис будут дальше прорабатываться и внедряться.

"Туризма с помощью малой авиации нет, но оптимизм есть!"

Сардана Попова. ООО АТСК "ОСА", малая авиация:

1.Туризма в республике с помощью малой авиации нет! А то, что один-два раза кто-то завозит рыбаков или охотников до какой-то точки -это не туризм.

2. Проблем много. Начиная с пилотов, топлива, итд. Обсуждали на разных уровнях, ходили на бесконечные, ничего незначащие для малой авиации, мунняхи. Уже хочется, чтоб только не мешали.

3. Оптимизм есть! Ждем, когда малой авиации разрешат возить пассажиров; когда, обновят старые советские авиаплощадки, и сделают полосы для малых судов, вертолетные площадки; когда любители получат удостоверения для себя и документы для своих летающих машин; когда введут доступное обучение и доступное техническое обслуживание...

Фотографии предоставлены Михаилом Местниковым

Sakhaday.ru