Якутский фильм «Айта» собрал за выходные около 9 млн рублей
За четыре дня проката триллер якутского режиссера «Айта» собрал 9 млн рублей, следует из статистики ЕАИС Фонда кино. По словам режиссера Степана Бурнашева, на создание картины было потрачено 4 млн рублей. Фильм был снят благодаря, в том числе гранту, выделенному из фонда Арсена Томского «Синет Спарк».
Выход в широкий прокат детективного триллера, завоевавшего на российском фестивале авторского кино «Зимний» два приза — за лучшую режиссуру и лучшую мужскую роль —, стал основным культурным событием республики на прошлой неделе.
Фильм, частично основанный на реальных событиях, рассказывает о том, что происходит после гибели школьницы Айты. Девочка из благополучной семьи совершает суицид после вечеринки с одноклассниками и оставляет записку с именем. Люди начинают строить догадки, которые в конце перерастают в уверенность виновности полицейского, подвозившего девочку в тот вечер. В итоге жители деревни решаются на самосуд и, вооружившись, осаждают полицейский участок.
В якнете много положительных отзывов о новой работе Бурнашева. Якутскому зрителю триллер пришелся по душе, многие отмечают правдивость истории, некоторые — красивые кадры. Хотя есть якутяне, которые не нашли в фильме, присущее якутскому кино.
— Якутские фильмы со временем становятся всё качественнее, зрелищнее. Игра артистов правдивее. Им веришь. Сочувствуешь. Тебе больно, когда им больно. "Айта" такой фильм. Герои Иннокентия Луковцева, Андрея Фомина, Георгия Бессонова, Ильяны Павловой, Людмилы Малыкайцевой живут среди нас. Это наши знакомые, друзья, родственники. Мы сами эти герои. Поэтому всё близко. И тема очень сильная. И межнациональные отношения. И взаимоотношения родителей с детьми.
Но вот фильм не якутский. Нет якутской изюминки. Да, якутская деревня. Да, в кадре сахалар. Да, говорят по-якутски. Но нет того, чем отличается якутский синематограф от всего другого кинопроката. Не знаю. Мне так показалось. И ещё. Когда случается беда, начальник милиции идёт за помощью к криминальному авторитету и лишь потом к власти. И он просит его помочь, а главу села не берёт в расчет. Я так понял. Это ещё больше похоже на правду. И это пугает, — поделился мнением активный пользователь Сети Андрей Колодезников.
Сам режиссер по поводу картины говорил, что основная ее тема — трагедия, случившаяся с девочкой, после которой навсегда осиротел дом некогда благополучной деревенской семьи.
— В то же время мы касаемся проблемы отцов и детей, осуждения в особенности кибербуллинга. Последнее меня очень волнует. Мы идем на поводу хайповой информации, всему верим и начинаем осуждать людей, не разобравшись в ситуации, не заботясь об их чувствах и последствиях своего поведения.
Шовинизм есть везде и его причина в невежестве. Нам нужно узнавать друг о друге больше. Человек не рождается шовинистом, на него влияют установки, полученные в детстве. Ребенком он слышит высказывания взрослых о представителях разных национальностей, сохраняет их в подсознании и вырабатывает на их основе стереотипы об этой нации. Можно всю жизнь прожить в невежестве, а можно работать над собой, чтобы избавиться от него, — сказал в интервью Sakhaday режиссер Степан Бурнашев.