За счёт чего Якутии совершить прорыв?
Любая страна или отдельный её регион не могут быть успешны абсолютно во всём. Нужны отдельные прорывные отрасли, которые потянут за собой развитие территорий. В Якутии такой, по мнению Государственного советника республики Вячеслава Штырова, уже становится нефтегазовая отрасль.
В 2008 году началась разработка Талаканского, а затем других месторождений, нефть с которых идёт на внутренний рынок и на экспорт по построенному в тот же период нефтепроводу «Восточная Сибирь – Тихий океан». 2 декабря 2019 года стартовала поставка газа по газопроводу «Сила Сибири». Реализация этого проекта прошла в рамках Восточной газовой программы, одним из главных инициаторов разработки которой с самого начала 2000-х годов была Якутия.
Одним словом, у республики есть все шансы поднять свою экономику за счёт развития нефтегазовой отрасли, потому что у нас есть и наработки, и реализованные проекты, и будущие перспективы.
Новый виток развития. Становление. 2010 год. (Из интервью Президента Республики Саха(Якутия) В.А. Штырова)
- Нефтяная промышленность постепенно сравняется с алмазной по вкладу в валовый региональный продукт Якутии, по количеству занятых и налоговому потенциалу. Но газовая промышленность превзойдет их обе.
Как строится план дальнейшего развития газовой промышленности республики? Она у нас есть, существует уже более 50 лет. В районе Кысыл-Сыра действуют газовые промыслы, в городе Якутске построена первая в СССР газотурбинная электростанция, хорошими темпами идёт газификация населённых пунктов. Только за последние годы проложено тысячи километров трубопроводов, если иметь в виду не только магистрали, но и те, которые в населённых пунктах. Газопроводы уже перешли через реку Лену, и мы работаем на её правом берегу. В прошлом году подан газ в город Ленск.
Но всё это локальная система, работающая только для нужд Республики Саха (Якутия). Речь же ведётся о создании в Якутии масштабной газовой промышленности общероссийского и мирового уровня и значения. К 2020 году планируется добывать более 35 миллиардов кубометров газа в год. Это в 18 раз больше, чем мы добываем сейчас. И это газовый промысел, который по масштабам сопоставим с промышленностью ведущих газодобывающих регионов страны. К примеру, сопоставимые объёмы газа будут отправляться по трубопроводной системе «Нордстрим», которая идёт по дну Балтийского моря в Германию и о которой сейчас говорит весь мир (нынешнее название – «Северный поток-1» - ред.). Вот какой впереди у нас масштаб.
Как будет развиваться газовая промышленность на востоке страны? Предполагается, что будут созданы четыре новых мощных центра добычи газа – Сахалинский, Якутский, Иркутский и Эвенкский. На основе их продукции будут газифицированы все районы Дальнего Востока, которые находятся на юге региона, это Приморский край, Амурская область, Хабаровский край, Еврейская автономная область, а также юг Республики Саха (Якутия), центр и север Иркутской области. Предполагается также создание мощных газохимических, газоперерабатывающих производств, производств по сжижению газа, экспорт газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Четыре новых восточных центра добычи газа должны быть соединены системой магистральных газопроводов, их общий маршрут аналогичен трассе нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО). Магистраль пересечёт все газоносные районы и выйдет во Владивосток. Новые восточные центры газодобычи подключатся к этому газопроводу. На западе он выйдет на границу Красноярского края и Иркутской области, где заканчивается действующая сейчас единая газотранспортная система страны. Получается, что когда новый газопровод дойдет до Владивостока у нас будет объединенная газотранспортная система всей России от западных границ до восточных. Работа по его сооружению уже началась практически.
В рамках этого гигантского общего проекта, который получил короткое название «Восточная газовая программа», мы должны создать Якутский центр добычи газа на базе Чаяндинского месторождения и проложить магистральный газопровод Якутия – Хабаровск параллельно ВСТО. Это даже более объёмная задача, чем освоение месторождений нефти и строительство нефтепровода ВСТО, потому что газовые месторождения в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке имеют гораздо большие запасы, чем нефтяные. В Якутии все время ищем нефть, а получаем газ. Мы по запасам газа на Дальнем Востоке в лидерах.
Реализация Восточной газовой программы в Якутии уже вошла в практическое воплощение. В 2006 году завершена теория вопроса, в 2007 – начаты подготовительные работы и геологоразведка. В прошлом году в Ленске появилось отделение «Газпрома», - «ГазпромИнвестВосток». Сейчас работы ведутся в основном на Чаяндинском месторождении, которое является одним из крупнейших в Российской Федерации.
Однако требуется их усиление и интенсификация. Есть поручение Председателя Правительства России В.В. Путина от 30 ноября прошлого года о разработке специального плана дальнейших действий по развитию газовой промышленности в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Потому что это сложный комплексный проект, включающий в себя и энергетику, и дороги, и кадровые вопросы, и стыковку с нефтяной промышленностью. Такой план разрабатывается, и вчера на нашей встрече с заместителем Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Сечиным мы договорились о том, что он будет вынесен на рассмотрение правительственной комиссии. Кроме этого, мы с «Газпромом» в марте текущего года проведем совместное заседание правления «Газпрома» и Правительства Республики Саха (Якутия) или большое совещание для того, чтобы согласовать совместные действия.
Конечно, все вопросы чрезвычайно масштабные, сложные. Есть трудности, проблемы, но нефтегазовая отрасль Якутии развивается очень быстро. И это будущее экономики нашей республики. Здесь и геологоразведка, и добыча, и переработка углеводородного сырья, и сопутствующие энергетическая и транспортная инфраструктура, и решение социальных вопросов, кадры, работа для наших людей. Но нефтегазовая отрасль станет визитной карточкой республики и по масштабам, объёмам производства. Будущее Республики Саха (Якутия) за нефтегазовой отраслью.
Налоговые льготы добывающим компаниям надо отменить. 2019 год. (Из интервью Государственного советника Республики Саха(Якутия) В.А. Штырова).
- Когда мы делали расчеты, то исходили из того, что как только газовые промыслы заработают на полную мощность и на Чаянде добыча газа выйдет на уровень 35 млрд кубометров в год, республика станет бездотационным регионом.
У нас есть развитая горная промышленность, но она работает в стационарном режиме. Больших усилий требует сохранение достигнутого уровня её производства. Взрывного роста не планируется по состоянию минерально-сырьевой базы. Есть другие отрасли – сельское хозяйство, транспорт, начали развиваться новые, связанные с IT-технологиями. Они создают дополнительную базу для развития, вклад их в валовый национальный продукт будет важен, однако невелик. А новые отрасли – нефтяная, газовая, будущая металлургия и химическая промышленность в Южной Якутии должны дать новые возможности для развития республики. Они поочередно вступают в действие.
Сначала нефтяная промышленность – она сегодня уже дает 15-20 процентов доходов бюджета республики. В ней занято примерно 10 тысяч якутян. Газовая отрасль вступает в действие следующей. Когда произойдёт её выход на заданные параметры, республика расчётно должна быть бездотационным регионом. Выполненные раньше расчёты показывали именно так.
Но, к сожалению, события развиваются несколько по иному сценарию, потому что на федеральном уровне приняты решения о всевозможных льготах для нефтяников и газовиков. И те налоги, которые планировалось получать от них в республиканский бюджет – на имущество, на землю, -- теперь льготируются.
Я выскажу свою точку зрения: это неправильно в принципе.
Если предприятие занимается добычей природных ресурсов и не в состоянии платить стандартные налоги, то тогда не надо добывать природные ресурсы. Оставить их потомкам. Иначе в чём же тогда смысл всей работы? Чтобы выкачать и вывезти бесценные ресурсы, не получив от этого эффекта для их собственников – государства и его граждан. Если мы говорим о том, что есть какие-то трудности в деятельности наших нефтегазовых предприятий, надо разбираться в их внутренней жизни, в том, как у них складывается себестоимость, где эффективные затраты, а где – нет. Можно какие-то поблажки сделать, но не в таких масштабах, как сейчас.
Поэтому в современных условиях республика эффекта от работы газовых своих активов пока не получит в полной мере. Конечно, новые и весьма значительные доходы бюджета будут, но не в тех объёмах, которые изначально планировались. Постепенно объём добычи будет нарастать, выйдет на заданную полку в 35 млрд. кубов, и все равно мы, наверное, не достигнем того результата, о котором думали. Это негативный фактор, но он временной, я думаю. Придёт время, когда до конца будет создана транспортная инфраструктура, всё наладится, снизятся издержки производства. И мы можем опять поставить вопрос о том, чтобы нам вернули налоги. Только делать это надо обоснованно и настойчиво. От нас зависит много больше, чем мы обычно думаем.
Газопереработка – прорывная отрасль экономки Якутии
- Что касается будущего, то здесь ситуация, как я думаю, даёт новые возможности, если мы сумеем ими воспользоваться. На базе газодобычи открывается новый фронт работы, который должен привести к позитивным результатам в социально-экономическом развитии республики.
Во-первых, у нас действуют газовые промыслы в Центральной Якутии, сейчас надо закольцовывать их трубопроводами с Чаяндинским месторождением, чтобы обеспечить безопасность газоснабжения республики. Это очень важная задача, потому что мы живём в условиях Крайнего Севера, вечной мерзлоты и надо все время быть начеку.
Во-вторых, освоение месторождений Западной Якутии, прокладка магистрального газопровода и его соединение с промыслами в центре республики даёт возможность для газификации населённых пунктов всех Вилюйских и Среднеленских улусов, Южной Якутии. Газ в наших условиях меняет жизнь коренным образом. Представьте себе деревню, вокруг которой на много километров вырублены леса, потому что надо непрерывно топить печку. А если не топить дровами, то надо завозить дорогостоящее топливо. А тут – открыл вентиль и у тебя дома газ.
В-третьих надо создавать газоперерабатывающую промышленность. Газоперерабатывающий завод, который сейчас строится в Амурской области, изначально планировался в Якутии. Так получилось, что разместили его там. В том числе и из-за пассивности республиканских властей в своё время. Но ничего – отчаиваться нельзя. Мы все равно должны думать о создании производства синтетических моторных топлив, для того чтобы избавиться от их дорогостоящего завоза на огромные расстояния. Мы должны продолжать проект по созданию производства комплексных неорганических удобрений на базе месторождения апатитов Южной Якутии и газа, который туда придёт.
Необходимо думать и о будущем развитии газовой промышленности с географической точки зрения. Недавно мы обсуждали с Главой республики Айсеном Сергеевичем Николаевым новый проект, который надо начинать – это развитие нефтегазовой промышленности теперь на Востоке Якутии. Там есть для этого геологические предпосылки. Вообще исторически начинали искать нефть и газ в Заречных районах, а потом уже переместились в Западную Якутию. И ещё в середине 2000-х годов по нашему настоянию Министерство природных ресурсов России выделило деньги для проведения дальних геофизических работ для выявления перспектив, вернулись в Восточную Якутию. Перспективы есть. Теперь надо завершить геологию и проработать вопрос о трубопроводе к берегу Охотского моря с перспективой нового проекта поставок теперь уже сжиженного газа в страны АТР. Это перспективный проект и важная инициатива Главы республики.
Всё, о чём сказано, если хотите, технико-экономическая сторона дела, а есть же ещё и человеческое измерение. Оно поважнее. Надо сейчас очень жёстко использовать все возможности взаимодействия с газовыми, газотранспортными, газоперерабатывающими компаниями, чтобы там работали якутяне. Чтобы эти компании были укомплектованы специалистами из Якутии, а не вахтовиками. Это очень важно – важнее даже всех остальных аспектов.
Можно ли это сделать? Конечно, можно. Далеко ходить не надо, уже есть хорошие примеры работы с нефтяниками. Например, в «Транснефти» персонал, который работает на обслуживании магистрального трубопровода ВСТО, проходящего по территории Якутии – это жители Якутии. Которые специально обучались – по два года в Ангарске или Братске, в корпоративных учебных центрах. Вот, пожалуйста, хорошо оплачиваемая работа, которая требует высокой квалификации, потому что производство автоматизированное и высокотехнологичное. Или «Сургутнефтегаз». Там работает 2,5 тысячи наших якутян. То же и в других нефтяных компаниях. Точно также мы должны работать с «Газпромом», напитать его подразделения своими специалистами. Для нашей молодежи должна появиться перспектива нового профессионального роста, и, конечно, материальная составляющая важна.
Очень важно для республики в целом и для жизни всех якутян и завершение совместными с нефтяниками и газовиками усилиями и во взаимодействии с федеральными госструктурами работы по созданию общей инфраструктуры и превращению её в инфраструктуру общего пользования. Я имею в виду линии электропередачи, дороги и так деле. Это большая и хлопотная задача, но теперь её тоже можно решать.
А в целом, открываются новые отличные возможности, нефтегазовый комплекс постепенно становится и затем многие годы будет основой экономики Якутии.
Маргарита Нифонтова