×

Знакомые незнакомцы: Сибирский дед

10:15 - 28.2.2020
Знакомые незнакомцы: Сибирский дед

Когда мы идем по городу и читаем такие привычные для нас названия улиц, мы даже не задумываемся в честь кого они названы, а ведь многие из них делали все для развития нашего родного города, республики, отдали жизни для того, чтобы мы сегодня могли ступать по земле.

Вот мы и решили открыть на сайте специальную рубрику «Знакомые незнакомцы». Подтолкнули нас на это встречи с молодежью города, которые, как выяснилось, мало знают об истории страны, Якутии, Якутска. В данном проекте мы хотим рассказать об истории улиц, а именно о тех, в честь кого они названы. Если каждый из нас будет помнить и знать историю своего города, поселка, села и будет передавать ее своим детям, то никто и никогда не сможет нас назвать «Иванами не помнящими своего родства».

А начнем мы с одной из центральных улиц города, названной в честь легендарного командира времен Гражданской войны – Каландаришвили.

Время требует нового подхода к деятелям прошлого. И люди, мечтавшие утвердить на земле равноправное во всех отношениях человеческое общество, должны были быть рыцарями без страха и упрека. Многие из них таковыми и были. Легендарным воином, романтическим героем революции был Нестор Каландаришвили.

В тылу белочехов

Родился Нестор Александрович в обедневшей дворянской семье деревни Шелюкмеди Махарадзевского района Грузии. Учился в Тифлисской учительской семинарии. В 1903 году вступил в партию эсеров – социалистов-революционеров. В революции 1905–1907 годов принимал участие в восстании грузинских крестьян. Неоднократно подвергался арестам и ссылкам. К моменту Февральской революции 1917 года он находился в иркутской ссылке, принимал активное участие как "анархист-коммунист" в декабрьском вооруженном восстании просоветски настроенных рабочих, крестьян, солдат и интеллигенции.

Весной 1918 года по указанию Иркутского подпольного центра организовал партизанский отряд для борьбы против белогвардейцев и интервентов. В 1918-19 годах отряд Каландаришвили развернул партизанскую войну в тылу белочехов и колчаковских войск. С весны 1920 года вел боевые действия в Забайкалье против японских интервентов и "семеновцев". С весны 1921 года командовал корейскими войсками.

Под черным знаменем дивизиона

О том, как создавался I-й Иркутский кавалерийский дивизион он писал так: "Приступив 19 февраля 1918 года к организации кавалерийского дивизиона и не окончив еще таковой, я получил приказание выступать в Забайкалье против Семенова". Дивизион был сформирован из нескольких кавалерийских эскадронов. Знамя дивизиона было черное с надписью "I-й Иркутский отдельный дивизион анархистов-коммунистов-интернационалистов".

– В дивизионе были представители 18 различных национальностей: русские, украинцы, белорусы, грузины, татары, латыши, китайцы, чехи, венгры, буряты, корейцы и другие, – рассказал доктор исторических наук Егор Алексеев. – При отступлении красноармейских войск из Иркутска к Байкалу дивизион Каландарашвили влился в Прибайкальский фронт. Шли непрерывные бои, не раз попадали в критическое положение, иногда оказывались в кольце окружения белых. В самые критические моменты "Сибирский дед", как окрестили его партизаны, сам вел бойцов в атаку и прорывал кольцо окружения.

Нестор Каландаришвили с бойцами Иркутского дивизиона анархистов-коммунистов-интернационалистов

О Каландаришвили отзывались как о человеке незаурядном, талантливом, он всегда выделялся из среды руководителей и командиров. Обладал большой храбростью, железной волей и решимостью. Всегда простой, прямой, доступный, но, учуяв обман или нечестность, был "резок, горяч, вспыльчив".

После завершения гражданской войны в Восточной Сибири и Забайкалье Нестор Александрович со своим знаменитым кавалерийским дивизионом, с большой группой других родов войск в декабре 1921 года был назначен Реввоенсоветом 5-й армии командующим войсками Якутской области и северного края. Его считали человеком, умеющим работать с национальными меньшинствами.

Прекратить террор и расстрелы

Из Москвы Совнарком отправил Каландаришвили директиву правительства: "К местному якутскому населению, отсталому и слабо советизированному, требуется особый, гибкий и осторожный подход. Все дело руководства, кроме военного, предоставить местному руководству, помогая им и согласуя с ними все свои действия".

Отряд Каландаришвили состоял из 700 бойцов, за ним следовала 33-я рота ГПУ Мизина в количестве 300 бойцов. Затем следовал обоз из ста подвод. Так что в ведении Каландарашвили было более тысячи красноармейцев.

Большую роль должен был сыграть головной отряд под командованием Строда. На несколько суток "Дедушку" опережал его заместитель по политчасти Широких-Полянский. Он, Строд и Барахов пытались смягчить ультралевацкую политику обкома партии и военного руководства Якутии. Каландаришвили выступал перед населением, говорил о необходимости смягчения политики, прекращении террора и расстрела пленных. Два его выступления, полученные по телефону, были опубликованы в газете "Ленский коммунар".

Ценою смерти

5 февраля 1922 года отряд "Дедушки" спокойно переночевал в селе Техтюр Западно-Кангаласского улуса. Это была для многих последняя ночь в жизни. 6 марта в 5 часов утра эшелон Каландаришвили двинулся из Техтюра в Табагу. Впереди ехали штабные работники и красноармейцы, сопровождавшие их. Когда они втянулись в узкую протоку, белые начали стрелять в упор с двух берегов. Через несколько минут все было кончено. В засаде было убито более 60 человек, в том числе весь штаб Каландарашвили.

Соратники и бойцы после гибели своего любимого командира выполнили его заветы. В политическом плане Сергей Широких-Полянский вместе с местным руководством установил мирные взаимоотношения между населением и новой властью. Вместо Каландаришвили командующим назначили Карла Байкалова. Который достойно продолжил мечты и военные подвиги "сибирского деда".

Никто не забыт?

Нестор Александрович Каландаришвили, Карл Карлович Байкалов, Иван Яковлевич Строд, Сергей Юльевич Широких-Полянский, Александр Федорович Петров (Сашка-пулеметчик), Федор Шакирович Садыков и многие другие проливали кровь, некоторые остались в Якутии навечно. Может быть, их самоотверженная борьба, как пишут сейчас, была напрасной. Но их помыслы, дела, овеянные романтикой молодости, были направлены на благо человека, на его счастье и процветание.

Нестор Каландаришвили похоронен в Иркутске на входе в Центральный парк культуры и отдыха. К сожалению, многие из упомянутых героев Гражданской войны, в частности Строд и Байкалов, были незаслуженно репрессированы и расстреляны в 1930-х годах.

Добавим, что правительству Якутии пора бы подумать о ремонте памятника погибшим красноармейцам отряда Каландаришвили, который располагается на могиле героев на Вилюйском кладбише. За многие годы, он сегодня выглядит уж весьма непрезентабельно...

Георгий СПИРИДОНОВ

Sakhaday.ru