Заработная плата водителей составляет от 100 до 150 тысяч рублей и в ближайшее время, в том числе при переходе на брутто-контракты, будет только расти, сказал в интервью ЯСИА руководитель МКУ «Организатор пассажирских перевозок» Якутска Эдуард Садовников. Между тем, горожане нередко критикуют работу общественного транспорта в столице Якутии. На маршрут выходят автобусы с грязными салонами, водители не придерживаются интервала движения. В выходные и по вечерам время ожидания маршрутов достигает до получаса и часа. Например, 22 октября сервис «Умный транспорт» показывал, что на 25-м маршруте всего два автобуса.
— Работать без выходных всю неделю, а также в праздники в любую погоду с утра до вечера непросто. В этом я убедился во время наших сезонных проверок пассажирского транспорта, — сказал Садовников.
На качестве работы городского общественного транспорта сказывается дефицит водителей, говорили в мэрии. Сначала водители ушли с городских маршрутов в 2020 году, потеряв заработки из-за резкого падения пассажиропотока во время пандемии коронавируса. В 2022 году ситуация усугубилась тем, что трудовым мигрантам стало невыгодно работать в России из-за ослабления рубля в отношении доллара и валют стран СНГ.
В марте 2023 года мэрия Якутска запустила программу и начала привлекать на работу водителем местных жителей, в том числе из улусов. Недавно в прямом эфире телеканала «Якутия 24», где выступал мэр Евгений Григорьев, дозвонился водитель автобусного маршрута и на якутском языке попросил поддержать местных ребят и решить множество проблемных вопросов. Глава города ответил, что назначит время для приема.
Руководитель МКУ «Организатор пассажирских перевозок» Якутска Эдуард Садовников заявил, что мэрия проводит бесплатные курсы для желающих работать водителями автобуса. По его словам, сейчас водители получают зарплату в 100-150 рублей. Она будет расти с внедрением новой формы организации перевозок, когда муниципалитет будет заключать с перевозчиками брутто-контракты. Такая форма соглашений предполагает выручку не за количество перевезенных пассажиров, а за исполнение графиков, интервалов движения и пройденный километраж.
Пока мэрия готовится провести транспортную реформу, о которой заявила весной прошлого года, горожане продолжают испытывать неудобства. Основная жалоба на организацию деятельности общественного транспорта в столице Якутии заключается в том, что услуга не соответствует оплате.
С января 2023 года проезд в городских автобусах подорожал во второй раз с 2021 года. Оплата за наличный расчет повысилась сразу на 7 рублей и равна 40 рублям. Рост оплаты за проезд не сказывается на содержание транспорта и улучшение качество обслуживания на маршрутах.
За исключением нескольких новых автобусов, полученных в рамках 100-летия республики, в Якутске продолжают ездить старые ПАЗики с грязными, холодными зимой, душными летом салонами, со сломанными сидениями, нерадивыми водителями, которые часто нарушают график движения и нередко выставляют виноватыми пассажиров в неисправности валидаторов, требуя грубо оплатить проезд наличными деньгами или сделать банковский перевод.
При этом с 2022 года перевозчики пользуются льготами и платят налоги по ставке 2,7% с «доходов» или 6,7% с «доходов минус расходы». Мэрия Якутска сохранила эти льготные ставки для них до 2026 года.