×

Александр Акимов: В начале 2000-х годов республике был необходим кризисный управляющий

11:13 - 15.3.2021
Александр Акимов: В начале 2000-х годов республике был необходим кризисный управляющий

Телефильм «По следам Схемы-2020», который был снят как итог действия стратегического документа (Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года), вызвал живую дискуссию в обществе.

Участники тех событий, оценивая сделанное, вспоминают, в каком сложном положении находилась республика к началу 2000-х годов. Это, по мнению бывшего вице-президента Республики Саха (Якутия), а сегодня – сенатора Александра Акимова, во многом объясняет, почему так необходимо было предпринять реальные действия, чтобы вывести республику из кризиса. Но не только: задачей Схемы-2020 стало создание прочной экономической базы, а на этой основе – реализации социальных проектов.

Сделать такие масштабные шаги, по мнению Александра Константиновича, было под силу только сплоченной, подготовленной к решению самых разных задач команде.

- Александр Константинович, каковы ваши впечатления после просмотра фильма?

- Фильм, я считаю, удачный. Более того, думаю, надо делать вторую часть, где можно было бы раскрыть тот социальный эффект, который дала Схема комплексного развития производства, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года.

Конечно, в фильме можно было показать еще больше, ведь сделано было очень многое. Настолько, что в один в фильм все не войдет. Но основные моменты схвачены – показаны основные проекты, которые были реализованы; история создания совершенно новых отраслей международного значения – газовой и нефтяной. Хорошо раскрыто стратегическое видение второго президента республики Вячеслава Анатольевича Штырова.

- А как вы оцениваете результаты реализации Схемы-2020?

- Я считаю, что в основном она выполнена. Те главные цели и задачи, которые были заложены в Схему-2020, реализованы. Собственно говоря, об этом сказано в фильме – многие показатели даже перевыполнены. Конечно, есть ряд проектов, которые по объективным или субъективным причинам сделать не удалось. Тем не менее, Схема-2020 сыграла свою роль – дала толчок развитию экономики республики, стала тем базисом, на основе которого Якутия сегодня строит свое будущее.

Для того, чтобы понимать, какое значение имеет этот документ, нужно вспомнить, в каком состоянии находилась республика к 2002 году, когда ее возглавил Вячеслав Штыров.

Вячеслав Анатольевич энциклопедически образованный человек и сильный управленец, который начинал мастером и прошел путь до первого заместителя начальника управления строительства «Вилюйгэсстрой» Минэнерго СССР. Потом был вице-президентом, председателем правительства республики, руководителем компании «АЛРОСА», президентом Якутии. Это один из самых сильных управленцев не только республики, но и Российской Федерации. В Совете Федерации, Государственной Думе его очень уважают, в Правительстве России его очень хорошо знают как сильного управленца, который еще не до конца свои возможности реализовал. В развитие всего Дальнего Востока и Арктики России он внес очень большой вклад.

К сожалению, сейчас не хватает таких управленцев, которые прошли серьезную школу, подготовку. Вячеслав Анатольевич относится к плеяде очень крупных руководителей и республике сильно повезло, что он возглавил ее в очень сложное время для всей России и для Республики Саха (Якутия). Это должны все понимать – другой вряд ли бы вытащил экономику республики из того болота, где она находилась.

Вячеслав Штыров правильно в фильме говорит, что в начале 2000-х годов, когда мы были избраны (он – президентом республики, а я вице-президентом), ситуация была очень тяжелой в республике. Вячеслав Анатольевич сильно-то и не хотел переходить на новую работу, он хорошо работал в компании «АЛРОСА», но, зная его трудоспособность, волевой характер, его попросили баллотироваться на пост президента Якутии. Обращалось руководство республики, депутаты, граждане, понимая, что это единственный человек на современном этапе, который сможет вытащить республику.

- В каком положении была республика к тому моменту?

- Мы помним, и я очень хорошо знаю, в каком сложном, кризисном состоянии была Якутия, все отрасли народного хозяйства, к началу 2000-х годов. Вячеслав Анатольевич в фильме еще мягко говорит, а я по себе знаю, какие крупные коммунальные аварии происходили тогда. Я на них бывал – приезжал на месте разбираться с ситуацией – то Депутатский ГОК, то поселок Кулар. Север тогда вообще лежал на боку. В Южной Якутии тоже было очень сложно, угольщики, строители бастовали. Транспортная отрасль тоже была на боку, начиная с авиации, заканчивая состоянием автомобильных дорог. Строительство железной дороги прекратилось – строители ушли.

И народ был злой везде, очень злой.

Да и политически Якутия в тот период находилась в трудной ситуации. Многие скрывают, но тогда было очень большое противостояние между парламентом и президентом Михаилом Ефимовичем Николаевым, правительством республики. Блокировались многие принципиальные вопросы - Михаила Ефимовича не пустили на третий президентской срок, были сложности с принятием государственного бюджета, введением местного самоуправления и так далее.

Очень сложные отношения были с федеральным центром. Там тоже видели, какая ситуация сложилась в республике. Тормозилось выделение субсидий, включение Якутии в целевые федеральные программы. С Дальневосточным федеральным округом также не складывались взаимоотношения.

Все это в комплексе сказывалось на ситуации в экономике, базовых промышленных отраслях.

Одним словом, ситуация везде была авральная, за что ни возьмись. Республике остро был необходим кризисный управляющий, который мог бы справиться со всей этой сложной ситуацией. Поэтому надо понимать – в какой ситуации Вячеслав Анатольевич встал у руля республики. И надо отдать должное, он не только дал согласие стать президентом, но и воплотил в реальность надежды якутян. Со своей командой единомышленников справился со всеми сложностями и оставил такой задел, который позволил республике не только крепко встать на ноги, но начать развиваться ускоренными темпами.

Когда-нибудь напишу об этом, потому что я активно работал в тот период и многое знаю хорошо.

- Как вы считаете, какую роль в восстановлении экономики республики сыграла Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года?

- Схема-2020 появилась не случайно. Этот документ стал плодом усилий множества научных, исследовательских институтов, правительства республики. Цель у всех была одна – продумать и обосновать новый подход к развитию экономки республики. Как вы знаете, Схема-2020 была утверждена на заседании Правительства Российской Федерации и это был на тот момент единственный документ стратегического порядка по развитию региона. Это сейчас у каждого субъекта федерации есть своя программа развития, но Якутия была первой среди них.

А ведь тогда, когда мы взялись за Схему-2020, никто в федеральном центре и слышать не хотел о планировании, многие открыто смеялись. Тем более, что с такой идеей пришел регион Дальневосточного федерального округа, который тогда был вообще на периферии во всех смыслах.

Нам же приходилось доказывать, убеждать, что без планирования, без государственной поддержки, такой огромный регион как Якутия, не поднять. Да и в целом отношение к дальневосточному округу должно быть точно таким же – стратегическим, продуманным.

Нас услышали и положительно оценили задуманное в Схеме-2020 – прежде всего развитие транспортной и энергетической инфраструктуры. Это было очевидно: без железной дороги, без автомобильных дорог, энергетики – никаких сдвигов в экономики не добиться.

Но, конечно, ответственность за то, как пойдет реализация Схемы-2020, взял на себя лично Вячеслав Анатольевич Штыров. А ведь даже в республике многие были против. Я не буду фамилии называть, но это так. На федеральном уровне и сейчас некоторые говорят, что железная дорога Якутии не нужна, а тогда вообще очень многие были категорически против. Вячеслав Анатольевич аргументировано и последовательно убеждал всех, в том числе противников.

А как Штыров добивался, чтобы автодорога «Вилюй» стала федеральной? Приходилось преодолевать огромное давление – очень многие были против и внутри республики, и в федеральном центре. Но Штыров считал, что это нужно делать, потому что ситуация была очень тяжелая. Я сам из Сунтарского улуса, ездил неоднократно, видел, как автомашины буквально пробивались, а не ехали по этой автодороге.

Из-за состояния дороги «Вилюй» Вилюйская группа улусов практически не развивалась, газ хоть и рядом проходил – в населенных пунктах его не было, и никто не обращал на это внимания. А сейчас это самая развитая группа улусов. Дорога в отличном состоянии, строится и строится, начали применять электроэнергию для отопления. Нюрба, Вилюйск – совершенно преобразились. Например, на моей родине, в моей школе в селе Кюкяй Сунтарского улуса, всего около десяти детей оставалось, а сейчас – около ста человек обучается. А в целом в поселке – около пятисот человек проживает. Новая школа, детский сад – есть все условия.

Вот такие малые населенные пункты оживились, потому что отопление появилось, дороги. И люди не хотят уезжать, скот держат. Молодые ребята начали работать в промышленности. Именно тогда и молодежь пошла в производство.

Я считаю, что автодороге «Вилюй» надо присвоить имя Вячеслава Анатольевича Штырова – это было бы абсолютно заслуженно. Уверен, такое предложение поддержат жители Вилюйской группы улусов.

При Штырове началась газификация сел, поселков и городов. И Заречья – потому что по дну реки Лена был проложен газопровод, и Вилюйской группы улусов. Была проделана огромная работа по созданию единой энергетической системы республики – не так давно реализовалась вековая места энергетиков – были объединены Центральная, Западная и Южная энергосистемы республики.
Строительство нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», газопровода «Сила Сибири» - это же тоже не так просто давалось. Чтобы нефтепровод прошел по территории республики, приходилось убеждать на уровне руководства страны. Я знаю, наверху другое мнение было. Но ведь все получилось. Также и с «Силой Сибири».

Я считаю, что и мост бы давно был построен, если бы Вячеслав Анатольевич еще оставался на посту руководителя республики. Причем, на федеральные средства.

Поэтому мультипликативный эффект от реализации Схемы-2020 огромный. Но все-таки главный итог – население перестало выезжать из районов, ведь пришла большая энергетика, построены дороги, начала работу промышленность, сельское хозяйство начало подниматься. Вот он смысл – людям стало комфортно жить. По такому принципу надо и Дальний Восток развивать, вот тогда, наконец, прекратится отток населения.

В Совете Федерации Вячеслав Штыров возглавлял советы по развитию Дальнего Востока и Арктики, и у него очень много хороших, дельных предложений. Часть из них вошла в программы, стратегии, а часть пока не реализована. Но и эти предложения должны найти свое воплощение, потому что в них заложен смысл, опыт, знания. Практика показывает, что Штыров – руководитель с государственным мышлением и его мысли оказываются верны. Таким и должен быть настоящий лидер, управленец, способный принимать решения и брать на себя ответственность за них.

Маргарита Нифонтова

Sakhaday.ru
Лучший комментарий
Вопросы
11:18 / 15.3.2021

1. Почему такой гениальный руководитель бросил все эти великие проекты на полпути, досрочно уволился и убежал в Москву? 2. Откуда у этого выдающегося руководителя появились миллиардные активы?

Комментарии
Вопросы
11:18 / 15.3.2021

1. Почему такой гениальный руководитель бросил все эти великие проекты на полпути, досрочно уволился и убежал в Москву? 2. Откуда у этого выдающегося руководителя появились миллиардные активы?

9
Qwerty
11:20 / 15.3.2021

Каждый будет тянуть одеяло на себя, мол я был хорошим, он был ***. Начал Штыров, потом БЕА, НАС будут утверждать нас, какие они редетели за республику, патриоты и прочее.

5
дора
11:25 / 15.3.2021

Мы всей семьей посмотрели фильм. Так много сделано! Правильно все говорит Александр Константинович

9
Да вы что?!
11:50 / 15.3.2021

Сколько грязи льется на Штырова! А ведь это единственный руководитель который болеет за республику. Сколько он сделал для сельского хозяйства для культуры для промышленности пытаются очернить его про всякие миллиарды, но это так всегда делается. если уважаемый Вячеслав Анатольевич пойдет на выборы в Госдуму, сельчане поддержат его

6
Аксакалы
11:55 / 15.3.2021

Акимов старый казнокрад еще комсомольской закалки

8
Аксакалы
11:55 / 15.3.2021

Лубянка обратите вниманием этого казнокрадуна

9
Действительно
12:01 / 15.3.2021

Откуда 3 миллиарда у семьи этого " менеджера " ?

9
1866
12:34 / 15.3.2021

Я думаю, у Штырова много противников. Яркий руководитель, сильный управленец. Таких людей не оставляют в стороне. История про миллиарды - выдуманная. С недавних пор Штыров критиковал деятельность компании АЛРОСА. Верно критиковал. Иванов не стерпел - им нужно было во что бы то ни стало заткнуть Штырова.

2
1866
12:35 / 15.3.2021

Последний интерес АЛРОСА к Штырову был связан с информацией про Алмазы Анабара. Отсюда и цифры, мало еще написали, могли бы придумать и больше. Дальше еще больше будут наезды. Дела в АЛРОСА совсем ***

0
H
12:46 / 15.3.2021

Забыли упомянуть про строительство 2 очереди Вилюйской ГЭС и придание ЯГУ статуса федерального университета

7
«Планов громадье»
12:46 / 15.3.2021

Важны не планы, а их реализация. Вот у Хлесткова тоже было «планов громадье» 🤣 Штыров чем от Хлестакова отличается? Что грандиозного сделал, кроме строительства цирка? Ничего же. Где каскад ГЭС на Тимптоне? Где металлургический проект Тимир? Где Ленский мост? Ну?! ВСТО федералы сами построили, Штыров им только под ногами путался. Эльгу сам Мечел начал копать. Поэтому и Штыров все бросил и пустился наутёк, прихватит миллиардные активы.

5
Прально!
13:18 / 15.3.2021

Вот обещали к 1980 году построить комиунизм. Вот Горбачёв обещал каждой семье благоустроенную квартиру за счёт государства. Планировать любой умеет. Да хоть полет до центра Галактики планируйте. Важна реализация. А где у Штырова реализованные великие планы? *** аборигенам головы, *** миллиардные активы и слинял. А сейчас опять завели шарманку - ай, какие великие планы были, господа! И давай всякие казнокрады начали умиляться. Видать, снова понадобилось *** миллиарды?

4
Мне, конечно,
13:45 / 15.3.2021

всё-равно, какое кресло АК занимает. Но всегда поражался тому, что у него, мягко выражаясь, конкретный акцент и этот человек представляет нашу республику на высших *** власти. Мне стыдно за человека такого ранга, так говорящим!

6
наверно
14:06 / 15.3.2021

Штыров мог бы сделать еще больше, если бы не ушел. Мост бы у нас давно уже был, это точно

8
нуу
14:12 / 15.3.2021

За Штырова я проголосую, не жалко за такого работяги человека. Куда голосовать надо?

6
оннук
14:13 / 15.3.2021

У Штырова Федеральный уровень был. В свое время очень подошел бы вместо Медведева Председателем Правительства

6
Бугага!
14:31 / 15.3.2021

Олигарх с миллиардными активами - «ряботяга»?! 🤣 Нифонтова, писала бы *** от своего имени и более изобретательно 🤣

3
Это
14:50 / 15.3.2021

Конечно Штыров был лучшим президентом как ни крути. Поздно мы это поняли. Федералы боялись его как огня. Республика очень много добилась под его началом. Живем за счет этого до сих пор

7
уол
14:54 / 15.3.2021

Да, ШВА один из величайших руководителей Дальнего Востока. Якутия поддержит, если он пойдет на ГосДуму... Он в разы больше сделает чем Тумусов и данчикова вместе взятые.

7
Хватит
16:46 / 15.3.2021

*** дедушку! Ему пора на заслуженный отдых, но нет, будет до талого штаны протирать. Всё в прошлом! Ни *** бы он мост не построил! Что вы здесь балаган устроили...

2
Дай Бог здоровья ему !
18:34 / 15.3.2021

Штыров был и остается единственным руководителем республики, болеющим за судьбу якутского народа. Такого больше нет и не предвидится.

6
Конечно
9:01 / 16.3.2021

ШВА лучший . Никто с ним не сравнится . За немного лет сделать 3 миллиарда под красивые слова о супер -мегаразвитии .

3
Что ваш шв,
13:25 / 16.3.2021

сделал для республики? Свои карманы набил и свалил в Белокаменную!

2
Николай Седалищев
14:24 / 16.3.2021

Государственные акции ОАО "Якутуголь" 5.10 .2007 г. продал компаниям Кипра, Англии, Швейцарии за 39.8 миллиарда рублей и деньги в нарушение ст.93.1 БК РФ не зачислил в государственный бюджет РСЯ. С тех налог в госбюджет от угольного актива не поступает. 2) В нарушение Указа 2004 №1009 Президента РФ о федеральной доле акции 32% в АК АЛРОСА увеличил до 50%+1 акция. 3) 82% акции ОАО "Якутгазпром" подарил ООО "Славия" страна происхождения Англия. 4) Из 409 000 КРС оставил 190 000 голов КРС

1
Николай Седалищев
14:28 / 16.3.2021

Продажей жилых помещений построенные за счет бюджетных средств загнал население в банковскую кабалу

1
Седалищеву
14:38 / 16.3.2021

Узбагойтесь, наконец)) Якутуголь у нас вообще забрали бы без ничего, а так хоть деньги получили и на железную дорогу пустили

1
Доброжелатель
16:40 / 16.3.2021

Некоторые недальновидные деятели чрезмерно восхваляя В.А.Штырова хотят вспрыгнуть на его громкое имя и озолотить себя,по позже утверждая,что они были его соратниками.Это известный маневр фальдшификаторов истории.

0
Петр
21:38 / 16.3.2021

Да, много было выступлений ВАШ по телевизору, чуть ли не ***, видимо, от старания *** презентации менеджеров трансконтинентальныхх компаний и не зря, если верить СМИ при его президентства у супруги зарплата было в разы больше зарплаты Президента Якутии. А теперь если верить то, вообще миллиардером стал, наверно не чета другим бывшим Президентам Якутии.

0
Большое
22:18 / 16.3.2021

Видится на расстоянии. Много нападок на Штырова. Действительно великий человек, который сделал очень много для Якутии

1
Петр
23:03 / 16.3.2021

Да много слышали в свое время как ВАШ чуть не *** по телевизору рекламировал проекты трансконтинентальных компаний и, видимо, не зря. Если верить СМИ то и в то время его супруга зарабатывала в разы больше Президента Якутии. А сейчас видимо миллиардер, наверно не чета другим бывшим Президентам Якутии.

0