«Батюшка едва добрел домой весь избитый…» . Пострадавшие за веру в Якутии
О пострадавших за веру в годы сталинских репрессий, многим стало известно лишь в конце 80-х годов во времена перестройки и гласности. Работа в архивах, в том числе в органах госбезопасности, с новыми данными и сведениями – все это дополняет общую картину репрессий в стране.
В 2005 году научные сотрудники отдела новейшей истории Русской православной церкви и Свято-Тихоновского гуманитарного университета по просьбе Якутской епархии подготовили доклад на основе следственных дел НКВД. Доклад был зачитан на научно-практической конференции, проходившей летом того же года в Якутске. Позднее доклад и был опубликован в журнале «Якутский архив».
Ознакомим читателей с отрывками, так как, многие истории из жизни священнослужителей Якутии, тем более, из следственных дел из архивов НКВД, малознакомы якутянам. Тем они и интереснее.
«Батюшка едва добрел домой весь избитый…»
Как стало известно исследователям, все подследственные содержались в Якутском домзаке (доме заключений) или во внутренней тюрьме НКВД г.Якутска.
Тюрьма сохранилась до наших дней, это деревянный двухэтажный жилой дом на ул. Дзержинского 8/1. Сперва это было административное здание НКВД с камерами для задержанных на первом этаже. На первом этаже жилого дома до сих пор сохранилась дверь с «глазком». Потом здание отдали под квартиры для сотрудников исправительной системы. Возможно, что здесь содержался и умер П.Ойунский. Его арестовали в 1938 году в Иркутске, затем перевезли в Якутск, где умер в тюрьме.
Конечно и здесь в Якутии не обходились без пыток. В одном из следственных дел, например, есть запись о том, что выпущенный из-под стражи батюшка едва добрел домой, весь избитый с переломанными ребрами.
Многие приходились друг другу родственниками
«Еще одна особенность уголовных дел, заведенных на священников в Якутии – многие подследственные, а также свидетели связаны родственными узами. К таковым относятся Винокуровы, Петровы, Поповы, Охлопковы и другие», - отмечают историки из Москвы, готовившие доклад на эту тему. Поэтому в делах на священников Якутии мелькали одни и те же фамилии: Москвины, Мохначевские, Охлопковы, Поповы, Суворовы, Габышевы.
Причем часто одни и те же лица, в одно и то же время, проходят и по другим делам (!), или в качестве обвиняемых, или в качестве свидетелей. В таких случаях, в графе «место проживания» записывали «тюрьма г.Якутска». Как говорится, «был бы человек, а дело найдется».
В чем обвиняли ключаря собора
По следственному делу архимандрита Серафима (Винокурова) проходило 16 человек. 10 из них расстреляли в Якутске в апреле 1930 года. Это все уроженцы Якутска, происходящие из духовенства. Главой т.н. «контрреволюционной церковно-монархической группы» следствием НКВД был признан настоятель Никольского собора (сейчас - Никольская церковь на ул.Октябрьская около автовокзала).
Ключарь Никольской церкви священник Константин Некрасов был признан главным помощником архимандрита Серафима во всех его контрреволюционных (к-р) действиях. Другого священника этой же церкви обвинили в том, что он хранил к-р литературу. В эту же группу, по мнению следствия, входили бывший вице-губернатор Березкин «вычищенный из соваппарата».
В антисоветской к/р группе также числились работавший в частном хозяйстве некто Шадрин, счетовод Наркомпромторга, завканцелярией Якутского медтехникума, извозчик, рентген-техник.
Никто из приговоренных к расстрелу по уголовному делу против архимандрита Серафима, виновным себя не признал. Напомним, из 16 осужденных, 10 расстреляли здесь же в Якутске, остальных приговорили к разным срокам заключения в лагерях или к высылке.
Как ОГПУ завербовало священника
Служителей церкви не раз привлекали к уголовной ответственности. Одним из таких был протоиерей, отец Михаил, в миру Михаил Прокопьевич Охлопков. Он арестовывали в 1921, повторно в 1929 году. Причина арестов одна и та же: священнический сан и антисоветские проповеди. Была и еще одна причина арестов отца Михаила – в 1918 году, после очередного занятия Якутска белыми, отец Михаил организовал комитет по увековечиванию памяти воинов, павших в борьбе с большевиками и помощи семьям.
«И хоть по этому обвинению отец Михаил уже отсидел дважды, но оно предъявлялосьему снова и снова», - отмечают архивисты.
Последним местом служения о.Михаила была Предтеченская церковь Якутска (стояла за зданием «Якутзолото» на пр. Ленина).
Как установили историки, в 1926 году отец Михаил был завербован ОГПУ.
В следственном деле о.Михаила, Винокурова, отмечено «о к-р деятельности служителей культа не информировал, скрывал, а доносил, что священники занимаются только служением богу и восхваляют советскую власть, говоря, что всякая власть есть власть, данная богом». Отец Михаил был не единственным священнослужителем, завербованным органами ГПУ-НКВД.
Свое сотрудничество с ОГПУ несколько священников Якутска, нарушая строжайшую подписку о неразглашении, обсуждали в своем кругу.
«Они знали, кто из них и когда должен являться с донесением в органы и горько шутили, называя этот день «урочным днем», - приводится пример в докладе о репрессиях священников в Якутии.
Собираясь вместе, они обсуждали задания, полученные от ОГПУ и способы, как поступить, при этом не навлекая подозрений и так, чтобы не навредить церкви и служителям.
В следующих публикациях мы продолжим знакомить с историей религии в Якутии.
ФОТО – Предтеченская церковь г.Якутска постройки 1820 г. На ее месте сейчас гостиница «Полярная звезда», sobory.ru