"Что приснилось Жондорову?". Эксперт считает, что СНГС следует приготовиться
Как ранее мы сообщали, общественник Антон Жондоров неожиданно выступил в Госдуме с идеями по повышению доступности ГСМ. По приезде в Якутск он будет инициировать переговоры с федеральными нефтяными компаниями с предложением открыть свои АЗС по республике, сообщал SakhaDay.
С чем же связано неожиданное выступление? Наш эксперт Сергей Витте выразил опасения, что инициатива может быть связана с возможной попыткой лоббирования неких сил, которые хотят зайти в регион, или даже заполучить предприятие. Впрочем, сам общественник об этом может и не догадываться, считает собеседник:
"Антон Жондоров обнаружил, что топливо дорогое и с этим надо что-то делать. И вместо того, чтобы обсудить проблему здесь, поехал в Москву. Сложилось впечатление, что проснулся и поехал. Я понимаю, когда Менделееву приснилась таблица, но что приснилось Жондорову? Проблема большая и почему-то в ней не удосужились разобраться на месте, обсудить в Якутске, организовать публичные слушания. Когда нет публичного обсуждения на местах, и резко появляется желание выступить в Москве это вызывает вопросы. А любая непрозрачность - основа злоупотреблений.
Если он обсуждал проблему, то с кем?".
Проблема существует, признает собеседник:
"Республике надо комплексно смотреть, в интересах жителей. Есть какие-то популистские заявление, но механизм не отработаны. Мы пока видим попытку ограничить круг поставщиков, а зачем их ограничивать? Недобросовестный сам отвалится, если у него будут высокие цены. Ведь в любом случае тот, кто получит неконкурентные преимущества, будет диктовать цену.
Жондоров сообщил, что будет приглашать какие-то федеральные компании для конкуренции. Но это не так просто. Наверняка есть логическое объяснение тому, почему не приходит "Роснефть". У нас нюансов много, есть проблемы с хранением, с емкостями. Та же Роснефть не будет на север завозить, зачем им это делать.
И конкуренция у нас имеется, другое дело, что действительно не все могут обеспечивать безопасность и создавать запасы.
Не исключаю возможность, что кто-то хочет зайти в регионы, которые раньше были непривлекательными. Но зайти не через чистую конкуренцию, а на особых условиях, которые им обеспечат конкурентные преимущества или закроют рынок для других. Сегодня это особенно актуально, когда рынки в центральной части России и крупных городов уже поделены и перегреты. При этом чистая конкуренция не дает заработать сверхприбыли, а порой ведет к убыткам, как показал пример Трансаэро.
Выражу опасение, что это может быть связано с попыткой заполучить республиканское предприятие через общий проект. Дело в том, что никто в Якутию не зайдет, не имея АЗС и емкостей для хранения. Шумихой могут воспользоваться и прибрать Саханефтегазсбыт с сетью АЗС и емкостями для хранения в собственность.
Поэтому цель была не Госдума, а создать обоснование в Якутии. В ответ на это могут "сделать предложение, от которого мы не сможем отказаться": мы придем, дадим дешевый бензин. Сколько предприятий было роздано по схожей схеме".
К сожалению, непонятно, что именно предлагает Жондоров, то фильтр поставщиков, то запустить сетевое АЗС. Но ни слова про производство бензина в Якутии, - говорит эксперт.
"Пытаться построить АЗС в Якутске и конкурировать с уже имеющимися через демпинг - это так себе бизнес-модель, рынок-то ограничен. Весь вопрос видимо в северном завозе топлива, который завязан на бюджете.
Если на самом деле хотят решить проблемы, то надо разобраться с тем, где и как закупает СНГС, и выяснить, кто зарабатывает на транспортировке топлива для этой компании. Более затратное и длительное решение - это строительство нефтеперерабатывающего завода в Якутии. Других механизмов нет.
Это республика может при наличии желания и политической воли сделать быстро. Да, торги не всегда дают лучшую цену, нужна и предварительная большая работа с поставщиками до торгов. Проблема не в АЗС, их и так хватает. Нужно поработать со всеми составляющими в конечной цене бензина на заправке: стоимость бензина у производителя, цена поставщика-прокладки, стоимость транспортировки, расходы на хранение и депонацию, и какую прибыль закладывает розничная сеть в Якутии.
Скорее всего, вокруг основной компании есть куча с кем-то аффилированных транспортных компаний, занимающихся перевозкой топлива и делающих на этом сверхприбыли. Ну и подобрать поставщика/завод с лучщей ценой, пока в перспективе не построим завод уже в республике, что позволит снизить транспортные издержки, и снизит зависимость от колебаний на рынке топлива, и уменьшит необходимость в хранении больших запасов снижающих оборачиваемость денег в отрасли.У республики должна быть своя стратегия, базирующая на принципах обеспечения безопасности жизнедеятельности региона, доступности топлива для потребителей как в плане цены, обьемов и качества. У нас этого нет, есть стратегия освоения бюджетных средств северного завоза и т.д.".
Что-то надо делать, согласен эксперт. Но при этом, не стоит повторять ошибок:
"Вспомним времена, когда все котельные решили перевести на газоконденсат, при этом никакой договоренности о сдерживании цены с поставщиком не было. Недалекие люди, не зная законов рынка, сделали себя полностью зависимыми от одного поставщика. При этом, поставщик не был готов поставлять столько сырья, вкладываться в расходы. Газоконденсат был дешевым, потому что был небольшой спрос, а как только перешли, то подняли цену. Сразу же начался вой, так как расходы никто в тарифы не закладывал. Все строилось из расчета, что топливо будет дешевым. Когда поставщик, ставший монополистом, стал поднимать цены, то стали все обратно переделывать. Мы потом годами расхлебывали последствия скоропалительных решений.
Регион у нас специфичный, много нюансов. Даже та модель, которая сложилась - Саханефтегазсбыт-ЛОРП - обусловлена обьективными причинами, но работает плохо, это надо признать. Причем признать это должна республиканская власть, которая сегодня делает вид, что все нормально. Нужна проверка деятельности "Саханефтегазсбыта" и всех компаний, которые крутятся вокруг него".