Директор «Жилкомсервиса» назвал причины конфликта с водителями: приписки, «ГЛОНАСС» и топливо
В начале июля стало известно о конфликте между руководством и работниками муниципального предприятия «Жилкомсервис». Люди пожаловались на урезанные зарплаты, невыплату отпускных, гонение со стороны руководства недовольных сотрудников. Директор предприятия Юрий Спиридонов считает, что возмущение в коллективе вызваны внедрением навигационной системы «ГЛОНАСС», установкой на автотранспорте датчиков контроля за топливом, введением графика работы.
Недовольные сотрудники «Жилкомсервиса» написали жалобу в Следком РФ и обвинили руководство в «махровом национализме» и кумовстве. Водители пишут, что руководящие должности на предприятии занимают «свои» люди, а новая техника передается только водителям-саха, которые систематически попадают в аварии.
Работники отметили отсутствие автозапчастей, аварийное состояние помещений. По их словам, весь автопарк предприятия не имеет технического допуска к эксплуатации, отсутствует предрейсовый медконтроль водителей, а руководство занимается подлогом документов.
Сотрудники указали, что новый руководитель не соответствует должностным требованиям. «Мы хотим все работать на предприятии, а такие “тойоны” приходят в власти и начинают нас, простых рабочих, увольнять и унижать наше достоинство», — написали работники и попросили Следком разобраться в ситуации.
Sakhaday попросил Юрия Спиридонова прокомментировать письмо своих подчиненных.
Не друг и не одноклассник
Директор «Жилкомсервиса» Юрий Спиридонов рассказывает, что был приглашен на работу в муниципальное предприятие в качестве главного инженера, затем согласился занять должность руководителя. Он говорит, что предложение поступило от администрации Якутска, не называя конкретного руководителя. Но уверяет, что не является, как было написано в письме недовольных водителей предприятия, одноклассником ни мэра Евгения Григорьева, ни его заместителя Егора Кардашевского.
По словам Спиридонова, к нему от руководства мэрии предложения о работе поступали не раз. «По прежней работе мы часто пересекались, поскольку окружная администрация — акционер "ФАПК Якутии"», — рассказывает он. Спиридонов говорит, что базовое образование, полученное им в Уральском лесотехническом госуниверситете и его профессия инженера, позволяют руководить предприятием в сфере ЖКХ. В Екатеринбурге в одно время, но в разных вузах, учился вместе с заммэра Егором Кардашевским, говорит Спиридонов.
— Получается, давние знакомые?
— Да, конечно, знаем друг друга. Я согласился на эту работу, хотя у меня были и другие предложения, потому что не хотел из одной зоны комфорта попасть в другую. Для меня это был вызов, поскольку предприятие пребывало в тяжелом хозяйственно-финансовом состоянии. Это многие и без меня знают.
— Как получилось, что место начальника ремонтно-механической мастерской, как пишут в письме в Следком работники, занял некто Егор Егорович Кардашевский?
— Начальник РММ Сергей Шестаков находится в отпуске. Он, если не ошибаюсь, выходит на работу в конце августа. Я не мог на такое продолжительное время оставить этот участок работы без руководителя.
График отпусков прежним руководством утвержден так, что 30% коллектива летом уходит в отпуск на 64-72 дня. Когда я вступил в должность, попытался внести изменения, понимая, что предприятию не хватит сил и людей функционировать в необходимом режиме. Поговорил с начальниками отделов, работниками, предложил разделить дни, все отказались.
— То есть Кардашевский не займет место Шестакова, как утверждается в письме?
— Нет. Работника увольняют, если он не соответствует должностным инструкциям, не выполняет работу. Если человек уходит в отпуск по графику, это же не нарушение.
Приписки, «халтура», сокращение зарплаты
— Почему работникам не выплачивалась зарплата?
— Зарплату мы платили всегда вовремя. В июне работники получили меньше 50% аванса, потому что с этого месяца начала действовать система мониторинга и контроля, которую мы внедрили на предприятии. Согласно ей, работникам начисляется зарплата в соответствии фактически выполненной работе. До этого не было ни графика смен, ни контроля за расходованием ГСМ и запчастей, ни плана работы, были выявлены случаи приписывания рабочих часов, а в отсутствие мониторинговой системы на автотранспорте водители часто в рабочее время выполняли «левые» заказы. Другие работники выходили в субботу на работу на два часа, а в табеле учета рабочего времени ставили восемь.
Юрий Спиридонов (второй справа) на встрече с коллективом по настоянию члена ОНФ Антона Жондорова (справа).
Когда я начал разбираться с превышением фонда оплаты труда, обнаружил, что автомашины, находившиеся на простое, табелируются как вышедшие в рейс. Конечно, у меня возникли вопросы, на которые мне отвечают: «Ничего не знаем, по путевым листам водитель отработал». Как выяснилось позже, тогда я не совсем понимал масштабов происходящего, не подозревал, сколько отделов и сотрудников задействовано в приписывании рабочих часов, сверхурочных.
Системы навигации «ГЛОНАСС» на предприятии никогда не было, потому что все прежние попытки внедрить ее заканчивались тем, что водители ломали ее или ставили «глушилки». Так они боролись с контролем, чтобы «халтурить». Водители по своему усмотрению ставили объем отходов, выкачиваемых из септиков. Я начал ездить с ними, делать пометки, сколько рейсов было сделано, периодичность откачки. Выяснил, что норма не выполняется, что фактический объем, вывезенных отходов, меньше заявленного.
Естественно, мое желание разобраться в производственных нюансах не понравилось работникам. Мне говорили: «Никто так с нами не ездил, сиди у себя в офисе, а мы здесь как-нибудь сами справимся. Раньше ведь как-то работали».
Мне понадобилось 2,5 месяца, чтобы у нас заработала система «ГЛОНАСС», на машинах появились наклейки «Жилкомервис» (водители срывали их с машин первое время), датчики контроля за расходованием топлива.
Даже ввод графика работы водители воспринимали негативно. До этого каждый водитель был сам себе хозяин, отвечал за 5-6 септиков. Выходил на рейс, откачивал объем равный тому, чтобы содержимое не доходило до критического уровня, а дальше ездил по своим делам. В случае аврала, аварии руководителю приходилось уговаривать его, чтобы он вышел на работу.
Это крайне неправильно. Предприятие не должно зависеть от желания и планов водителей. Должны быть прописаны четкие маршруты, объем, периодичность откачки септиков, чтобы избежать их переполнения.
В принципе я ничего нового не изобрел, по такой модели работают многие производственные предприятия. Также я понимаю, что не все водители занимались приписыванием рабочих часов. Проблема в том, что работникам психологически сложно принимать изменения. К тому же, после установления новых правил уровень зарплаты стал соответствовать фактически выполненной работе. Это привело к сокращению ее размера.
Если с приписками они получали 140-160 тысяч рублей, то сейчас в основном зарплата водителей равна 100 тысячам рублей. У некоторых она уменьшилась в два раза — до 70 тысяч рублей.
— Вы собирали коллектив, попробовали поговорить с работниками?
— Да, у нас было собрание с водителями ассенизаторских машин. Их 36 человек. Я им сказал, что «ГЛОНАСС» подтверждает ваш путевой лист. Многие водители нововведение приняли в штыки.
Открыто против внедряемых изменений выступили 7-8 человек. Они сказали, что я с ними не сработаюсь. В основном это те, кто работает на предприятии давно, имеет непроблемные маршрутные точки и адреса. Им, конечно, сложно мириться с переменами, выходить из зоны комфорта.
— Угрожали ли вы им увольнением, предлагали ли им уволиться?
— Мы же не в детском саду. Есть требования, должностные инструкции, которым сотрудники обязаны следовать. Если работник не готов исполнять обязательства, то принимает самостоятельное решение.
Конечно, нам дорог каждый работник, потому как объем работы, выполняемой «Жилкомсервисом» огромный. Поверьте, если предприятие перестанет функционировать на полную силу, то каждый житель Якутска почувствует это.
Без советника никак
— Сократили ли число административно-управленческого персонала?
— Есть небольшие сокращения, в целом в офисе заняты 30 человек. Принимается новое штатное расписание, в котором предусмотрен штат замглавного инженера. Эта должность раньше называлась заместитель директора по эксплуатацию. Что касается должности советника, она введена за счет сокращения штата охранника-контролера и не приводит к превышению ФОТ.
— А как насчет того, что прошлая аудиторская проверка назвала нарушением наличие советника?
— Контрольно-счетная палата проверяла предприятие в переходный период, новое штатное утверждено в мае. Позже КСП, наверное, скажет свое мнение по поводу этой должности. Я считаю, что такой работник необходим, он консультирует нас по всем вопросам, в том числе внутренним. Советник назначен окружной администрацией.
Набирая новых сотрудников, мы ориентировались на их профессиональные качества, а не подбирали по знакомству и тем более по нацпризнаку, как написано в письме в Следком. Одним из первых я пригласил на должность главного энергетика Игоря Олеговича Усынина, русского по национальности. Несколько лет назад он работал в «Жилкомсервисе» главным инженером, хорошо знаком с деятельностью предприятия.
Я никого не увольнял, некоторые работники АУП уволились после смены руководства. Считаю, что это естественный процесс. Единственный человек, с которым я поговорил начистоту и сказал, что мы не сработаемся, это главный бухгалтер. У меня есть претензии к ее работе согласно аудиторской проверке. Она ответила мне, что понимает суть претензии. Тем не менее ведет себя сейчас по-другому.
— В письме было сказано, что задним числом был оформлен на работу бывший замруководителя СЭГХ Новиков.
— Открыто могу сказать, что задним числом его не принимали. Новиков пришел на должность главного инженера и по сей день работает им.
Фельдшера не было, бульдозер сгорел
— В письме также говорится, что у предприятия большие долги перед магазинами запчастей, что на складе отсутствует необходимый запас, что автопарк не прошел техосмотр.
— Я принял предприятие, имеющее ряд нерешенных вопросов, финансовые и проблемы по материально-техническому оснащению. Четко понимал, что нам нужно усиливаться в этом направлении и попытался максимально укомплектовать механическую службу РММ, в том числе точечно покупать больше автозапчастей.
Проблема в том, что автопарк предприятия очень старый. Новые автомашины прошли техосмотр, а старые все еще находятся в очереди. Среди них есть машины-конструкторы. У них двигатель, шасси, рамы от одного транспорта, а кабина, например, от другой машины. Технически авто исправно, но техосмотр не сможет пройти.
Сейчас перед нами стоит задача обновить автопарк. В этом году получили от окружной администрации пять ассенизаторских машин, два погрузчика, бульдозер и УАЗики для службы по саночистке города.
По поводу долгов, скажу, что долг переходящий от старого руководства, график погашения установлен, и мы стараемся погашать задолженность по нему вовремя.
— Как мы поняли из письма и вследствие ДТП со смертельным исходом, на предприятии отсутствовал предрейсовый контроль водителей?
— Идет следствие, поэтому не могу комментировать этот вопрос. Скажу лишь, что фельдшер была в отпуске. Ее заменял диспетчер, который ставил печать. Контроль за водителями несет также механик. То есть они проходят проверку в несколько стадий.
— Как получилось, что нетрезвый водитель был допущен на линию, минуя два этапа проверки?
— Он был трезвый. Его в то утро видело много человек. И все коллеги утверждают, что он был трезв. По поводу этого случая мы проводим служебную проверку.
Признаюсь, что в авральном режиме наладили предрейсовый медконтроль. Сейчас за весь цикл отвечает транспортный отдел, с точки зрения структурирования работы — это правильный механизм.
— Как получилось, что во время тушения пожара на мусорном полигоне сгорела техника?
— Техника пострадала во время регулярных работ, произошло возгорание. К сожалению, это частая практика, потому что бульдозеры работают под большой нагрузкой, забиваются фильтры, страдает электрика. Сейчас выясняются причины инцидента, а также решается вопрос о том, как восстановить технику.
— Как сейчас складываются отношения с работниками? Какая сложилась обстановка? Удалось ли найти компромиссное решение?
— Свою работу мы начали с решения актуальных проблем — установили график работы, ввели систему контроля на предприятии. Разработали инвестпрограмму, план работы, начнем налаживать внутренний документооборот.
Проверка прокуратуры по жалобе работников еще не закончена. Считаю, что добился понимания у большинства в коллективе. В кабинете я не засиживаюсь, по большому счету нахожусь на производстве. Всегда открыт для диалога, играю с работниками в футбол.
Двое водителей как-то мне сказали, что они подписали открытое письмо под давлением «старых» работников. Они считают, что нововведения напротив помогают установить справедливую оценку их труда.