В Якутии 84-летняя бабушка отпугнула медведя подожженой газетой и рычанием
На днях распространилась информация о том, что, собирая ягоды, 84-летняя жительница села Асыма Горного улуса Анна Ивановна Дьячковская лицом к лицу встретилась с медведем. Будучи в прошлом охотницей, в том числе и на медведя, она не оторопела и не убежала от грозного хищника, а отпугнула его подожженной газетой. Бабушка храбро парировала Михайло Потапычу – на рык отвечала рыком, на визг отзывалась визгом. Этими действенными методами она спасла себе жизнь.
От самой героини услышать рассказ не удалось - бабушка категорически отказалась комментировать. Корреспондент SakhaDay дозвонился до родственницы Анны Ивановны, которая подтвердила достоверность события. "Бабушка испытала огромный стресс, поэтому рассказывать не будем", - сурово отрезала родственница. Администрация села SakhaDay также подтвердила реальность случившегося.
Поскольку в последние годы нападения медведей участились, журналист SakhaDay поговорил с профессионалом, охотником-медвежатником, президентом охотничьего клуба «Кыымаан» Александром Тастыгиным о произошедшем и в целом на «медвежью» тему.
Медвежий инстинкт
Бабушка молодец, видимо, не испугалась, сказал Тастыгин.
«У медведя ведь тоже есть свой инстинкт. Человека, который не боится, он не трогает. Видимо, бабушка кричала громко. Хотя женщин обычно он не обижает», - считает президент «Кыымаана».
Кстати, есть мнение опытных охотников, что, если женщина оголит перед медведем груди, он не тронет ее.
«Да, такой обычай и вправду существует. Медведь стесняется… Но не знаю, кому это помогло, но такой метод есть», - улыбается Тастыгин.
Притворись мертвым
Ягод нынче крайне мало, поэтому люди ездят на дальние расстояния, и вот там, в урожайных местах, однозначно можно повстречаться с хозяином тайги; медведь, который не набрал на зиму свой запас, очень кровожаден, считает Александр Тастыгин.
«Как все знают, от медведя ни в коем случае не стоит убегать – далеко все равно не удастся, поскольку он по виду как бы медленный, но отлично бегает на любые дистанции, хорошо плавает и лазит по деревьям. Лучше, как бабушка Анна Ивановна, разжечь огонь, пошуметь, поорать. В крайнем случае сделать вид, что мертвы.
В августе в Среднеколымске медведь напал на моего знакомого, охотника Митрофана, когда он возвращался с рыбалки. Недавно я встретился с ним. Ему уже четвертую операцию сделали, лежит в больнице. Он мне поведал, что медведь рвал его сильно. Он потерял сознание, и тогда медведица бросила его и ушла. Его собаки крупному зверю не были приучены, от испуга они убежали в Среднеколымск, где их обнаружили у дома. Дед, придя в сознание, набрал номер моих друзей, и они немедленно отправились на помощь. Видимо, ту медведицу местные охотники нашли. В той округе они добыли двух-трех хищников», - рассказал Александр Николаевич.
У медведя, вкусившего человеческое мясо или кровь, появляется инстинктивная реакция на человека, и таких необходимо обязательно умертвить, уверен Тастыгин.
Кто грознее?
По его словам, взрослые, старые медведи обычно в контакт с человеком не идут.
«В первую очередь большую опасность представляет, как все знают, медведица с медвежатами – она защищает своих детей. Но еще страшнее пестуны – молодые, годовалые, двухгодовалые медведи. Им все интересно.
Такие могут спровоцировать нападение. Они думают: «Если человек от меня убегает, значит, он меня боится, я могу его догнать и съесть». Я немало охотился на медведя и был свидетелем случаев нападения на домашний скот, людей, геологов. Люди, оказавшись в тайге и не зная всех моментов, пытаются убежать, всячески привлекают к себе внимание, демонстрируют перед медведем страх», - сообщил Тастыгин.
Незваный гость
По его информации, нынче во всех районах Якутии, даже центральных, медведей стало множество. Из-за пожаров, голода.
«В Колыме побывал, так там на каждом повороте сидят медведицы с медвежатами, самцы. Очень, очень много медведей. Где безопасно, медведь туда и переходит. Не побоюсь такого заявления – нынче будет очень много шатунов, поскольку молодые да крепкие занимают берлоги взрослых, старых медведей, а престарелые медведи не могут рыть себе жилище», - заявил Александр Николаевич.
По его словам, сейчас на свалках любого поселка обитают медведи, привлеченные запахом. Еще домашние животные для них реальная пища. Будут забредать и в избушки к охотникам.
«Многие охотники с первым снегом пойдут на соболя. Вот в «соболиные» дни медведь очень опасен. Если его выгнали из берлоги или он не выкопал его себе, они обычно проникают в охотничьи домики. Заходят туда и ждут. Знаю очень много случаев, когда охотник под вечер возвращался в избушку, а там медведь сидит. Поэтому тут приученные натренированные собаки нужны», - утверждает Тастыгин.
Необходимы лицензии
«Мне кажется, нехороший год идет», - считает он.
По его мнению, необходимо местным наслегам почаще выдавать льготные лицензии на медведя.
«Новые правила охоты вроде разрешают охотиться на берлоге, но лицензия на медведя стоит дорого, примерно пять тысяч рублей. Думаю, необходимо эту цену понизить и регулировать численность медведей. Организовывать бригады с хорошими собаками. Ну и почаще выезжать в те места, где были замечены косолапые», - сказал в заключение президент «Кыымаана».