×

Главстрой: На страже качества дорог

15:56 - 11.3.2021
Главстрой: На страже качества дорог

Что нужно, чтобы заказчик получал товар надлежащего качества? Естественно главное условие – наличие совести у продавца, но и качество вы также контролируете. Покупая картошку, всегда есть смысл заглянуть в мешок - вынуть пару картофелин со дна. Однако есть товары сложнее и дороже, чем овощи. Например, асфальтированные дороги.

Вот за подобным товаром имеет смысл осуществлять контроль с самого начала и отслеживать весь процесс строительства. Этим у нас в Якутске занимается муниципальное казенное учреждение «Главстрой. Укладка подрядчиком дорожного полотна, начиная от отсыпки, до покрытия последним слоем асфальта, проходит под их бдительным контролем.

Нет одинаковых дорог

«Нет одинаковых дорог. Они различаются по условиям эксплуатации и скоростному режиму - говорит Алексей Петров, главный специалист «Главстрой». - Например, оживленный перекресток в центре города, будет подвержен износу больше, чем проселочная дорога. А проселочная дорога, по которой проходит маршрут большегрузных автомобилей, будет испытывать большую нагрузку, чем та, по которой ездят редкие дачники. Все это учитывается на этапе заказа, ведь подрядчик в любом случае берет гарантийные обязательства на определенный срок».

Про оживленный перекресток сказано не просто так - разговариваю с Алексеем Гаврильевичем на перекрестке улиц Курашова - Лермонтова – по этой дороге подошел срок по гарантийным обязательствам.

Проверка зимой и летом

«Зимой проверка в основном визуальная - трещины, открошивание. Летом проверка более основательная, тут и колейность дороги вымеряется, и керны берутся, чтобы отследить состояние нижних слоев - говорит другой специалист из «Главстроя» Денис Стецюк: Но и зимой выявляются серьезные дефекты. Например, вчера мы выезжали по гарантийному осмотру на улицу Петровского. На участке от Ойунского до Лермонтова выявлены многочисленные продольные и поперечные трещины, местами выкрашивание мелкого заполнителя асфальтобетона. Составили акт технического осмотра состояния улицы и направили генподрядчику. Исполнитель обязан будет устранить эти дефекты за свой счет».

Надо полагать работы у парней за последние годы прибавилось, причем значительно. За время участия Якутска в нацпроекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги» были построены и реконструированы около 50 км дорог: в 2019 году – 25,9 км, а в прошлом – 23,6 км. А ведь будет еще жарче -- в Якутске в этом году запланирована прокладка дорог в два раза длиннее – 49,2 км!

«Да, объем работы с каждым годом увеличивается. Контроль качества ведется непрерывно - первый слой отсыпали - идет проверка, второй слой - проверка, асфальт уложили - проверка. Потом приходят гарантийные проверки. Качественная дорога должно прослужить без капитального ремонта не менее установленного срока. Сроки разные – самый распространенный - пять лет. А если какие-то неисправности будут выявлены, подрядчика ждут крупные расходы, представляете сколько стоит километр дороги? Так что второй раз проделывать уже сделанную работу, мало кто желает» - говорит Стецюк.

Проверка не только осмотр «на глазок» - все этапы работы проверяются в лабораториях.

«У каждого подрядчика есть собственная лаборатория, чтобы выявлять отклонения тут же. А мы заказываем лабораторную экспертизу у независимых организаций, а также проверяем самостоятельно. Все-таки, у заказчика и подрядчика экспертиза может иметь разные цели» - смеется Денис Стецюк.

Головная боль дорожных строителей

Главная особенность якутских дорог - земля, на которую кладется асфальт. Головная боль для дорожных строителей это мерзлота.

Подрядчик при укладке дороги должен учесть особенности грунтов и предпринять меры, чтобы мерзлота не оттаяла во время эксплуатации. Но как показывает практика – предотвратить оттайку и вспучивание удается не всегда. Когда на дороге появляются дефекты начинается тщательная работа по установлению причины. И если выясняется, что подрядчик допустил небрежность при отсыпке какого-то слоя дорожного полотна, то он обязан будет заново отстроить этот участок. Все дефекты уличного полотна ложатся материальным бременем на плечи подрядчика.

Добавляет сложности тот факт, что по всей России работает один ГОСТ по дорогам. То есть, строительство дороги на Кубани, где никогда не было вечной мерзлоты, и дорога в Якутии, где мерзлота лежит на 100% территории, регулируется одними и теми же строительными нормативами. «Со следующего года мы начнем работать по новым стандартам, так называемым ПНСТ - Предварительный Национальный Стандарт. К сожалению, и там не учтены особенности грунтов дальневосточного региона. Думаю, это создаст сложности генеральным подрядчикам по строительству дорог» - говорит специалист.

Как сделать лучше?

Несмотря на объективные сложности дороги в Якутске строятся. Даже самые недовольные пешеходы и автолюбители признают факт того, что качество дорог в нашем городе с каждым годом улучшается.
Достигается это при помощи внедрения новых технологий, таких как ресайклинг. Эта технология укрепления грунтов, каменных материалов и асфальтового гранулята, получаемых в результате дробления асфальтобетонного лома, различными вяжущими, путём предварительного фрезерования и смешения на дороге. Для дорог Якутска этот метод отлично себя зарекомендовал.

Для улучшения качества дорог важно усиливать контроль. И проверять качество дорог могут не только специалисты «Главстроя», но и обычные горожане. Вот что об этом говорит Денис Стецюк: «Сигналы от горожан также являются важной помощью в нашей работе. Каждый горожанин со смартфоном, который заснял негодный кусок дороги и разместил в социальных сетях, помогает делать наш город лучше».

Максим Горохов

Фото автора

Sakhaday.ru