«Коучинг – это скрытый шаг отчаяния». Эксперт о курсах якутских блогеров
В последнее время наши инста-блогеры повально увлеклись коучингом. Для Якутска это новая индустрия. Причем за основу берут любую "компетенцию". Так, наряду с курсами по ораторскому мастерству и оформлению тортов, наши блогеры предлагают курсы "Как прожить в частном доме", "Как заработать в соцсети", "Как стать успешной, когда вокруг все плохо" и пр. Наш эксперт Сергей Витте считает, что коучинг в соцсетях – это скрытый шаг отчаяния, попытка заработать легкие деньги:
«Сразу оговорюсь, что не имею в виду тех, кто постоянно занимается самообразованием, повышает свой профессиональный уровень. Речь идет о тех, кто ломанулся рассказывать о своем «успешном успехе», о том, как заработать, и делится своими сомнительными «компетенциями».
На самом деле, они рассказывают о том, чего нет: об успехе, которого у них нет. В основном, это мишура, выдумки и фантазии. Они несут бесполезную инфу, за которую хотят много денег, при этом вся их информация - это хлам и мусор. Никто не задается вопросом, как блогер за дешевые опусы, бред и дикие фотки получает 150-200 тысяч. На самом деле, такие деньги невозможно заработать на якутском рынке. Они сознательно вводят в заблуждение для привлечения новых клиентов.
Как не вспомнить байки таксистов, которые любят в этом же духе рассказывать, что, мол зарабатывают по 5-6 тысяч рублей в день. На самом деле, их заработка еле хватает на еду. И в реале после припирания к стене выясняется, что это было когда-то и то не часто, и больше похоже на желание и мечты. Эпизодически возможно при очень удачном стечении обстоятельств, но это не есть правило и закономерность.
Далеко ходить не надо, еще вчера успешные предприниматели вдруг начинают всех учить жизни за деньги, а через какое-то время выясняется, что они банкроты и погрязли в долгах, как в шелках.
Почему их так много? Им втирают, что коучинг не требует никаких вложений денег. Для них это легкий путь заработка. Поэтому вместо братков с золотыми цепями, у нас появились лихие блогеры с айфонами. Потребителя по сути разводят на деньги, предлагая сомнительного качества продукт – копипаст из непонятных источников из интернета.
Коучинг – это последняя попытка монетизировать свои знания и навыки. Ведь когда востребованность или доходность на рынке падает, то куда идти? Идти учить.
К сожалению, люди не могут отличить атрибуты успеха от самого успеха.
Кажется, общество снова начинает разделяться, на тех, кто работает и тех, кто вкушает плоды этого труда. Общество настолько повысило производительность, что в состоянии содержать трутней, которые могут рассуждать о жизни, как в древние времена граждане греческих городов, пока на них работали илоты, по сути рабы. Ну с вариацией, что в Якутске пашут родители, а дети блогерствуют. Когда базовые потребности удовлетворены, а еда и одежда доступны, то можно заняться и коучингом.
Одного успешного бизнесмена попросили прийти на встречу и поучить. Он пришел и сказал: "Вы что, думаете я вам тут расскажу секреты успеха? Не будьте наивными, никто не будет делиться с другими реальными секретами».
Приведу примеры. Например, известная издатель глянца учит личному бренду, но ведь невозможно этому научить. Это долгий жизненный путь, который невозможно повторить, и заслуга самого безусловно талантливого человека. Зачем ей это нужно? Скорее всего глянец уже не приносит достаточно денег. И это попытка диверсифицировать деятельность.
Что касается курсов "о проживании в частном доме", то это несистематизированное знание, и его ценность сомнительна. Это скорее будет на уровне танцев с бубном, когда достаточно плюнуть через плечо и постучать по дереву. Или когда ораторскому искуству учит человек, у которого имеются способности от природы и талант. Нельзя обучить природному таланту. Поэтому много вопросов к тем, кто и чему учит. Есть ли у них систематизация знаний, серьезная база, являются ли они действующими профессионалами? Это как учил магистр Йода: «Познай силу». А как познать, что сделать - вопрос риторический.