×

История руководства авиакомпании «Якутия»

12:05 - 10.12.2021
История руководства авиакомпании «Якутия»

Авиакомпания «Якутия» была создана в 2002 году на базе авиакомпаний «СахаАвиа» и «Якутские авиалинии». 21 января 2003 года был выполнен первый рейс на самолете ТУ-154М по маршруту Якутск – Москва – Якутск под собственным кодом «ЯК». Этот памятный день считается днем рождения авиакомпании, написано на сайте регионального перевозчика.

Со дня создания до 2014 года авиакомпанией руководил Иван Простит. Трудовую деятельность он начал в 70-х годах в Маганском объединенном авиаотряде вторым пилотом. Был командиром первой эскадрильи, заместителем командира линейного отряда. Год отработал старшим пилотом-инспектором летно-штурманского отдела Якутского управления гражданской авиации, затем вернулся в Маганское авиапредприятие и дорос до поста директора. До назначения гендиректором АК «Якутия» был на руководящих постах производственного комплекса «Местные воздушные линии и спецприменения» и Саха (Якутского) ТУ ФТ МТ РФ.

С апреля 2014 года компанию возглавила Ольга Федорова. Специальность инженера-экономиста она получила в Рижском институте инженеров гражданской авиации. После окончания института работала по специальности в Нюрбинском авиапредприятии Якутского управления гражданской авиации. В 1993 году перешла на работу в администрации Нюрбинского района. Через год стала помощником президента РС(Я).

Далее карьера Федорова начала стремительно развиваться. Она занимала ключевые позиции в руководстве Минэкономики республики, «Якутскэнерго». В этой компании на посту первого заместителя гендиректора Федорова проработала 13 лет. Затем была назначена министром экономики и промышленной политики Якутии. Год возглавляла ведомство и с этого поста в 2014 году ушла в авиакомпанию «Якутия».

Ольга Федорова с момента назначения часто подвергалась критике в якнете. В декабре 2014 года за нее вступился публично первый замгендиректора «Якутии» Павел Удод, проработавший долгое время под руководством прежнего гендиректора Ивана Простита. Он назвал ошибочным мнение о том, что проблемы у авиакомпании начались с приходом Федоровой. Он уточнил, что новый руководитель улучшил взаимодействие с акционером компании — правительством республики.

Удод, к слову, сейчас развивает частную авиакомпанию. «Азимут» основан в 2017 году. 50 процентов авиакомпании принадлежат бывшим топ-менеджерам «Якутии» Павлу Удоду и Павлу Екжанову. Конечный бенефициар половины доли — совладелец аэропорта Внуково Виталий Ванцев.

Федорова покинула компанию в 2018 году после инцидента с выкатыванием самолета за пределы взлетно-посадочной полосы.

В октябре 2018 года гендиректором «Якутии» был назначен Владимир Горбунов, который начал трудовую деятельность авиатехником в Нерюнгринском объединенном авиаотряде «Аэрофлот». Далее он продолжительное время руководил Московским представительством по обеспечению эксплуатации самолетов компании Airbus. В 2009 году возглавил низкобюджетную авиакомпанию «Авианова». Лоукостер просуществовал на рынке всего два года, а в 2011 году остановил свою деятельность, так и не выйдя на операционную рентабельность. Осенью 2013 года Горбунов стал гендиректором авиакомпании «Добролет», которая сейчас известна под брендом «Победа». В мае следующего года его понизили до должности замруководителя. В 2015 году он покинул компанию. До назначения в «Якутию» Горбунов работал пять месяцев гендиректором компании «Нордавиа».

Как и в случае с Ольгой Федоровой с первых дней назначения Горбунов подвергался публичной критике. В конце октября 2018 года в СМИ вышла публикация о том, что компанию покинули заместитель гендиректора и специалисты, отвечающие за техническое состояние воздушных судов. В ответ пресс-служба авиакомпании собрала мнения в пользу нового руководителя. Одним из высказавшихся был бывший министр транспорта Якутии Александр Тарасов. Он сказал, что компания будет развиваться. «Придет время — будут оценки работы Владимира Горбунова», подчеркнул Тарасов.

Эти слова оказались несколько пророческими, но не в том плане, как ожидал спикер. В сентябре 2021 года Владимир Горбунов был вынужден уйти в отставку после обнародования письма Ространснадзора о 55 случаях, сокрытых авиакомпанией и подлежащих расследованию в Росавиации. Министр транспорта республики Владимир Сивцев в разговоре с РБК сообщил, что удовлетворил заявление Горбунова об увольнении по соглашению сторон. Это означает, что бывший топ-менеджер получил выходное пособие, безопасный предел которого для работодателя — до шести окладов. Об этом говорится в разъяснении Верховного суда РФ по аналогичным искам.

В числе уволенных Горбуновым в 2018 году был коммерческий директор авиакомпании. На его место вернулся в «Якутию» Андрей Винокуров, курировавший вопросы инвестнаправления в компании до 2015 года. В феврале этого года он стал заместителем гендиректора по коммерции. После увольнения Горбунова возглавил авиакомпанию. 9 декабря совет директоров «Якутии» утвердил его в должности гендиректора.

Из открытых данных известно, что авиакомпания с 2014 года получила господдержку на общую сумму около 14 млрд руб. С учетом, видимо, этого в 2016 и 2017 годах выходила на небольшую прибыль в 593 млн и 387 млн руб. За прошлый год авиакомпания показала чистый убыток в размере 2,8 млрд руб. В 2019 году убыток компании составил 1,4 млрд, в 2018 — более 1 млрд руб.

В 2019-2020 годах «Якутия» допустила просрочку по обязательным платежам «Государственной транспортной лизинговой компании», после которой последовали многомиллионные иски. Авиакомпании удалось заключить мировое соглашение о рассрочке платежей до 2025 года.

Но в октябре этого года компании вновь высказали претензии — Минпромторг РФ и ГТЛК пригрозили «Якутии» изъятием лайнеров SSJ100 из-за несвоевременного обслуживания самолетов.

По данным Росавиации, на начало сентября у «Якутии» было 15 самолетов, в том числе четыре Sukhoi Superjet 100.

Саша Александрова, Sakhaday.ru