Из истории народов Якутии. ШАЛОМ ВАМ, ЛЮДИ!
Еврейские поселенцы издавна населяли наш северный край. А история города и региона, складывается из истории улиц, площадей, домов, людей, его населяющих. К примеру, в Якутске имеет свою интересную историю Заложный район. Как свидетельствуют архивы, уже с 1734 года он отмечается на картах города. Свое название он получил из-за лога – оврага, отделявшего его от исторического центра города. Широкий, значительной длины овраг с отлогими склонами вмещал озеро, которое разливалось до внушительных размеров весной и осенью.
За тысячи верст от прародины
Заложный район получил свое развитие с открытием приюта для арестантских и ссыльно-поселенческих детей в 1888 году. Он был образован на деньги Якутского областного попечительства. Далее здесь была открыта русско-татарская школа. До недавнего времени она располагалась по Большой улице, ныне проспект Ленина. И еще одно образовательное учреждение находилось в этом районе – это первое городское начальное училище.
Залог уникален тем, что здесь сохранились подлинные памятники деревянной архитектуры. Здесь несомненный интерес представляют дома евреев, история появления которых в Якутии тоже довольно любопытна.
Горожане старшего поколения, конечно, знакомы с судьбами Минея Губельмана (Емельяна Ярославского), десять лет пробыл в колымской ссылке Владимир Тан-Богораз и другие представители социал-революционного движения. Но было среди якутских евреев немало мастеровых, мелких торговцев, купцов – Муттерперлы, Кершенгольцы, Гоммерштадты, Гольдманы, Эстеркесы. Здесь, за тысячи верст от исторической прародины, эти люди, как могли, сохраняли веру, язык, обычаи предков. Еврейская община таким образом стала своеобразным фрагментом в истории Якутии.
Первым был граф
Считается, что первым евреем, сосланным в Якутию, был генерал-полицмейстер Петербурга, зять Меньшикова, граф Антон Мануилович Девиер (крещеный еврей). Он жил в Жиганске 12 лет – с 1727-го по 1739-й годы. Все это время он прожил один, без семьи и вернулся в Россию после окончания ссылки.
Затем последовали три массовые высылки евреев из Польши, Украины, Белоруссии, которых старались расселить по одной семье в разных сельских населенных пунктах. В первую массовую ссылку в 1828 году в Якутию прибыло 16, в 1862-м 20 и в 1877 году около 26 семей. Затем, в 1870 годах начали ссылать народовольцев. Из истории известно, что в течение этого периода состоялось примерно 210 процессов, по которым было осуждено около ста евреев. Когда число ссыльных евреев в Якутске стало значительным, они основали свою общину, которая помогала в устройстве жилья, в переселении еврейских семей из сел и деревень в Якутск.
По «высочайшему повелению» на вечное поселение
1828 год примечателен еще и тем, что вышло «высочайшее повеление», согласно которому евреев за совершенные ими преступления, полагалось ссылать в Сибирь на поселение. С этого момента начинается массовая ссылка евреев в Якутию. К тому же, как известно, в связи с открытой антисемитской политикой царского правительства, евреи активно участвовали в революционно-освободительном движении на всех его этапах и к концу XIX века в Якутии по данным переписи 1897 г. их было уже 729 человек.
Отметим, что среди политссыльных они занимали одно из ведущих мест. Например, из 572 политссыльных Олекминского и Верхоянского округов 235 человек были русскими, 173 евреями и 95 поляками. Немало было евреев, сосланных на поселение и за уголовные преступления, в основном, за конокрадство, кражу, грабеж, а также за бродяжничество и «порочное поведение».
Как отмечает Александр Гройсман в уникальной в своем роде книге «Евреи в Якутии», среди ссыльных евреев практически не было осужденных за тяжкие преступления. Их расселяли по всем округам Якутской области. Однако со временем они постепенно концентрировались в Якутском округе и в 1897 году из 729 человек около пятисот жили уже в Якутске и его окрестностях.
Основная масса ссыльнопоселенцев-евреев занималась мелкой торговлей, ремесленничеством, извозом. Были среди них и земледельцы. Например, в 1911 году в Нюрбу был сослан Самуил Стрижевский, который «обзавелся домом, занимался хлебопашеством и сенокошением». Хлебопашеством жила и семья Кершенгольцев. Иосиф – основатель их якутской династии – в конце 1876 года был сослан за поджог усадьбы своего помещика на «вечное поселение». Поселили его с семьей в селе Бестях. Трое из его шести детей родились в Якутии – сыновья Израиль, Иовель и дочь Анна.
Довольно большое количество еврейских семей работали на золотых приисках Витима и Олекмы, в их числе были и барон Альфред Горациевич Гинцбург, работавший «по горной и технической части»; Исаак Исаакович Красносельский, Абрам Давидович Шварц – горные инженеры; выпускник Военно-медицинской Академии Борис Иосифович Школьник – лекарь; Мейер Каминский, кандидат коммерческих наук, занимавший должность бухгалтера Управления промыслами Ленского товарищества и другие. А двое братьев Славиных на Олекме Абрам Соломонович и Яков Соломонович имели собственные прииски.
Революция освободила евреев от унизительных ограничений и законов царской России, но она же положила начало ломке традиционной еврейской общины. В 1930 году в столице республики закрыли синагогу и еврейскую школу. Продолжало только неофициально существовать погребальное братство при еврейском кладбище.
Смерть на бодайбинских приисках
История якутской еврейской общины имеет несколько периодов: первый – от организации общины в 70-х гг. XIX в. и открытия синагоги до ее закрытия в 1930 году; второй – от закрытия синагоги до создания Якутского республиканского общества еврейской культуры в 1991 г.; третий – с мая 1991 г. по настоящее время. Если политссыльные, к примеру, Альперович, Карпель, Цугель и другие вскоре после революции уехали из республики, то потомки мещан, извозчиков, купцов, мелких торговцев остались. В Якутске евреи жили компактно в районе улицы Петровского – там была построена синагога, работали русско-еврейская школа, еврейский клуб и Залогом.
В Якутии ссыльные еврейские семьи размещались по одной семье в каждом населенном пункте. Рабиновичи жили в Якутске, Шышлянниковы – в Мархе, в Амге – Сосновские. Для выезда в город требовалось разрешение Иркутского губернатора. Но после революции 1905 года условия ссылки были смягчены и еврейская община стала содействовать переселению еврейских семей в Якутск.
Иосиф Кершенгольц скупал коров и быков и перегонял их на Бодайбинские прииски золотоискателям. Жителям приленских поселков он был хорошо знаком и пользовался уважением. Но в 1893 году был убит при попытке ограбления.
Как начиналась община?
Как и в других регионах Сибири, формирование еврейской диаспоры в Якутии было результатом политики царизма. Много внимания уделено евреям в «Уставе о ссыльных». Их женам дозволялось следовать в Сибирь за ссылаемыми туда мужьями, им разрешалось брать с собой только малолетних детей мужского пола до пяти и женского до десяти лет. При ссылке в Сибирь за преступления евреек мужья их следовать за ними не могли, и из малолетних детей им разрешалось брать с собой лишь грудных младенцев.
В 1877 году общине было выделено место под еврейское кладбище и разрешено строительство синагоги в Якутске. С 1878 года в Якутске был мохел, а в 1880-м на частной квартире был открыт молельный дом.
Первый раввин в Якутском молельном обществе Гирш Граус появился только в 1903 году, но уже через четыре года он выехал в Енисейскую губернию. Оставшись без раввина и резника сразу, еврейское общество пригласило мещанина Киевской губернии Арона Страда. Как сын отставного солдата рекрутского набора он имел право повсеместного жительства, а его знание обрядов иудейской религии делало его незаменимым для общины. Однако на должность раввина он утвержден не был, поскольку не имел положенного образования. Ему позволили лишь исполнять обязанности резника.
17 мая 1913 года председатель хозяйственного правления синагоги Гирш Кершенгольц обратился к инспектору народных училищ Якутской области Василевскому с просьбой открыть при молитвенном доме казенную еврейскую школу для обучения детей закону иудейской веры, а также еврейской грамоте. Политический ссыльный Самуил Темкин обратился с прошением дать ему разрешение на звание учителя для обучения еврейских детей. Но губернатор и инспектор народных училищ Якутской области отказали ему как осужденному за государственное преступление, то есть неблагонадежному.
* * *
В публикуемых нами на фотоснимках домах сохранено культурно-историческое наследие города. Необходимо сохранить эти здания в целом как памятник деревянного градостроительства, чтобы полнее представить и даже возродить культуру минувшего. В последнее десятилетие идет активное вторжение в сложившуюся историческую среду. Это вызывает опасение и боязнь потери специфических индивидуальных черт, присущих Якутску, как элементу национальной истории и культуры. Ансамблевая роль Залога должна быть сохранена, как сложившаяся архитектурная структура. Георгий СПИРИДОНОВ, Sakhaday.ru На первом фото: Дом купцов Кершенгольцев – Гирша и Израила Иосифовича. Это строение с прилегающими амбарами и ледником сохранилось в прекрасном состоянии.