×

Как голод наших предков может повлиять на наше пищевое поведение?

8 часов назад
Как голод наших предков может повлиять на наше пищевое поведение?

Нутрициолог Марина Дьячковская рассказала в соцсети о наших травмах, способствующих перееданию, на примере Чурапчинского переселения и других трагедий мирового масштаба. "То, как ты относишься к еде, возможно, началось еще 100 лет назад", - пишет специалист.

Особое внимание нутрициолог обратила на наиболее близкую нам трагедию - Чурапчинское переселение, изменившее судьбы поколений:

"В 1942 году в Якутии происходило массовое переселение людей из Чурапчинского улуса. Люди теряли привычные условия жизни, сталкивались с голодом, холодом, нехваткой ресурсов.

Для выживания приходилось адаптироваться, экономить еду, запасать продукты на чёрный день.

Такие травмы не исчезают бесследно. Они могут передаваться через поколения, формируя страх перед нехваткой еды, переедание «про запас» и тревожность по поводу питания".

Коснулась она и межпоколенческой травмы:

"Когда наши бабушки и дедушки переживали голод, их тела адаптировались: замедленный метаболизм, склонность запасать жир, изменения в поведении.

Эти адаптации могли передаться нам через эпигенетику - науку о том, как окружение влияет на активность наших генов".

Также специалист по питанию рассказала об исследованиях, согласно которым был сделан вывод, что у детей женщин, переживших голод, выросли риски ожирения, диабета и нарушений метаболизма, а потомки жертв Холокоста имели измененный уровень кортизола, что влияло на их эмоциональное состояние и пищевые привычки.

"А как это связано с нами? Даже если мы живем в достатке, наше тело может не знать этого. Отсюда и паника, если холодильник пуст, переедание про запас, чувство вины за выброшенную еду, стремление накормить детей, даже если они не голодны, компульсивное переедание". Кроме того, мы могли вырасти в семьях, где еда является компенсацией любви, тревоги и боли.

Специалист призвала питаться осознанно: "Мы — поколение, которое может разорвать этот цикл. История наших предков оставляет след не только в памяти, но и в теле. Голод, страх перед нехваткой еды, запреты, чувство вины за каждый кусок — всё это могло передаваться через поколения.

Пусть мы будем первым поколением, которое учится есть с любовью. Пусть наши дети растут без страха еды. Пусть наша история — это не только про выживание, но и про заботу о себе".

Sakhaday предложил ответить на вопросы технолога пищевых продуктов и нутрициолога Марину Дьячковскую:

- Что именно вас натолкнуло на такие параллели из прошлого?

- Истории моих клиентов родом из Чурапчинского района. Заметила, что многие сталкиваются с тревожностью перед едой, чувством вины за переедание, часто стараются решать проблемы с телом через жесткие диеты и ограничения, делить еду на «правильные» и «вредные».

- Почему одни справляются с травмами предков, а другие нет?

- Я думаю, что тут очень многое зависит от осознания. Мы все так или иначе несем в себе историю своей семьи, но далеко не всегда понимаем, как она на нас влияет.
Кто-то, наоборот, интуитивно чувствует, что хочет выстроить новые привычки, и начинает этот путь. Справляются те, кто замечает этот процесс и осознанно меняет его. И это не про силу воли, а про готовность посмотреть на себя честно. Иногда это больно, потому что приходится разбираться с семейными сценариями, но оно того стоит.

- Все народы проходили через трагедии, насколько мы особенные в этом плане?

- Да, голод, войны и переселения были частью истории многих народов. Однако разные уровни осознания — в ряде стран уже активно изучают влияние голода на потомков (например, еврейская диаспора, потомки ирландского голода), а в наших странах эта тема только начинает обсуждаться.

Дьячковская Марина - магистр общественного здравоохранения, технолог пищевых продуктов, нутрициолог.

Использованы материалы из аккаунта @evitaleto в Instagram - продукт компании Meta, которая признана экстремистской организацией в России

Sakhaday.ru
Новости Якутии в Whatsapp
Читать
Прокомментировать в Telegram
Перейти