Как лазерная терапия помогает возвращать зрение
Лазерная хирургия сегодня широко используется в офтальмологии. Круг задач, которые она решает – внушительный, от коррекции зрения до лечения тяжелых заболеваний сетчатки. О том, чем может быть полезен лазер рассказал врач - офтальмолог ГАУ РС(Я) «ЯРОКБ» Пантелеймон Аргунов.
Как правило, лазерная хирургия упоминается в связи с коррекцией зрения. Но, как рассказал врач, есть целая группа заболеваний, лечение которых стало возможным только с появлением лазера, и на сегодня является безальтернативным.
- Пантелеймон Евстафьевич, чем отличаются лазерная коррекция и лазерная коагуляция?
- При коррекции восстанавливается зрение за счет изменения преломляющих свойств хрусталика. А мы лечим дистрофические изменения, разрывы и отслойки сетчатки, тромбозы. Наша задача - прижечь или рассечь ткань там, где это нужно, прямой направленности не коррекцию у нас нет. Но, например, при вторичной катаракте, иногда возникает помутнение его задней капсулы и зрение снижается. Тогда, чтобы восстановить зрение мы срезаем этот участок, тем самым корректируя зрение.
- В каких случаях необходимы такие операции?
- Лазерное прижигание, или лазерная коагуляция используется для широкого спектра заболеваний, вызывающих снижение зрения. Мы специализируемся на патологиях сетчатки, сахарном диабете и посттромботической миопатии.
Лечим тромбоз сосудов сетчатки, некоторые виды глаукомы, вторичную катаракту. Число тромбозов в последнее время увеличилось в связи с ковидом. Дело в том, что одно из осложнений коронавируса –«цитокиновый шторм», который вызывает отеки в легких, повышает вязкость крови, в результате образуются микротромбы внутри глаза и в легких. Если их вовремя не начать лечить, можно потерять зрение. Еще одним последствием тромбоза может быть вторичная глаукома, которая очень плохо поддается медикаментозному лечению.
Также у нас много пациентов, которые имеют дистрофические изменения на сетчатке, их мы тоже прижигаем, т. е. профилактические прижигания.
Кроме того, мы оперируем разрывы, которые провоцируют отслойку сетчатки, в том числе ее самый распространенный вид – регматогенную. Это наиболее сложное заболевание, которое мы лечим.
- Почему может возникнуть отслойка?
- Она может начаться по разным причинам: есть травматические отслойки, регматогенные, возникающие из-за разрывов дистрофических очагов. Это – одно из самых сложных заболеваний: лечится оно тяжело и результат не всегда бывает 100%. Но мы делаем все возможное, чтобы сохранить зрение. Здесь очень важно своевременно обратиться к врачу, на самом деле это нужно делать при первых же симптомах.
- Что это за симптомы?
- Как правило, в один прекрасный момент человек замечает шторку, которая перекрывает зрение. Она может появится с любой стороны: сверху, снизу, справа, слева. Если вы наблюдаете такое, то нужно незамедлительно обратиться к офтальмологу. Чем дольше сохраняется отслойка, тем жёстче становится сетчатка, и дальнейший прогноз на восстановление ухудшается.
Еще один симптом – появление мути, большого количества мелких помутнений в глазах.
К косвенным признакам можно отнести появление внутри глаза молний, вспышек, которые заметны в темноте или, когда человек лежит с закрытыми глазами. Такие молнии – это сигнал сетчатки, теряющей питание.
Повторюсь, при появлении таких сигналов нужно немедленно обратиться к любому офтальмологу. Например, у нас на Свердлова, 17 работает Пункт неотложной помощи, можно прийти туда.
- А по каким симптомам можно заметить дистрофические изменения?
- Как правило, о каких-то изменениях пациенты узнают при осмотре офтальмолога, например, перед коррекцией, если есть подозрительные очаги на сетчатке, направляют к нам. Понимаете, большинство дистрофий, если нет разрывов, протекают бессимптомно. Этим они и коварны.
Мы смотрим, насколько они выражены, насколько угрожает потерей зрения, и, в зависимости от ситуации, рекомендуем прижигание или наблюдение.
- У каких пациентов чаще всего наблюдаются дистрофии?
- К таким заболеваниям склонны пациенты любого возраста, чаще находим у молодых людей трудоспособного возраста, но также и можно найти у пожилых. Периферические дистрофии у чаще встречаются у близоруких, хотя у тех, у кого нормальное зрение, их тоже можно найти. К таким заболеваниям склонны все возраста, находим чаще у молодых людей
-Лечение этих заболеваний платное, или можно получить его в рамках ОМC?
-Лазерную коагуляцию пациенты с дистрофиями могут пройти как платно, так и бесплатно. Платно можно пройти вне очереди, по ОМС необходимо стать медицинский минимум, пройти консультацию терапевта, после этого назначается плановая процедура.
Если есть отслойка или разрыв, то таких пациентов мы берем из в экстренном порядке, иногда даже сразу после осмотра.
- Насколько долго длится операция и насколько она болезненна?
- Сама процедура занимает около часа. Сначала делается медикаментозное расширение зрачка, на это требуется 20-25 минут. Сама коагуляция занимает от 5 до 20 минут, в зависимости от масштаба нарушений.
Не могу сказать, что процедура безболезненная, поскольку в глазу проходит множество нервных окончаний, иногда луч может их задевать. Как говорят некоторые наши пациенты, ощущения напоминают зубную боль, однако они бывают не всегда и не у всех, все зависит от расположения нервных окончаний и болевого порога.
Но мы всегда просим пациентов, чтобы они сообщали, если им будет больно. В этом случае мы стараемся снизить болезненность за счет увеличения мощности и сокращения времени воздействия. Пока случаев, чтобы мы прекратили операцию из-за болевых ощущений, не было.
- Есть ли противопоказания к этой процедуре?
- Противопоказанием является катаракта, когда мы не видим сетчатку. В таких условиях оперировать невозможно. Если не видишь – не прижигай, есть такое правило. Еще одно противопоказание - цветовая эпилепсия. Также не рекомендовано такое лечение людям, у которых есть склонность к келоидным рубцам.
- Есть ли альтернативные способы лечения таких заболеваний?
- Лазер появился только в 70-е годы, до этого момента с такими заболеваниями фактически никак не боролись. Была ксеноновая лампа, но она давала сильные ожоги. Был также один врач, который использовал солнечную энергию для лечения подобных заболеваний, но это тоже не лучший вариант, поскольку солнечный свет содержит все лучи спектра: от инфракрасного до ультрафиолетового, тогда как лазер, это луч одного цвета. Мы, например, используем зеленый лазер (532 нанометров), желтый (577 нанометров), инфракрасный (1064 нм).Но лазер – детище солнечной энергии, это правда.
У себя в ЯРОКБ мы используем лазер с 1997 года. Первым был аргоновый лазер, на нем работали Валерий Тимощук и Любовь Явловская. Сейчас у нас немецкие аппараты на основе диодов: CarlZeiss, Topcon, Ellex; есть холодный лазер, который не оставляет ожогов.
ГАУ РС (Я) "ЯРОКБ" - Лицензия Л041-01179-14/00554707 от 24.11.2020;
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА
На правах рекламы