Какой будет дальнейшая судьба шахты Шергина?
Первые землепроходцы, которые шли «встречь солнцу», во время освоения северных территорий нередко сталкивались с проблемой обеспечения питьевой водой из-за отсутствия, либо очень малого числа круглогодичных естественных источников. Для преодоления этих трудностей предпринимались попытки рытья колодцев, однако во многих случаях они оказывались безуспешными, так как не удавалось преодолеть слой мерзлого грунта и выйти к водоносным слоям.
А колодезя сделать нельзя...
Одной из первых документально зафиксированных попыток вырыть колодец в Якутске стала работа казака Якова Светогорова. За четыре месяца, в период 1685—1686 гг., он достиг глубины около 28 м (13 сажен), однако не встретил ничего, кроме мерзлой земли. Этот факт нашел свое отражение и в донесении якутского воеводы М.Кровкова в 1686 г.:
«А колодезя, великие государи, в Якуцком сделать некоими мерами нельзя, потому что земля летом только тает в полтора аршина, а больше двух аршин земля никогда не тает, а в исподи на дне бывает земля всегда мерзлая».
С этого времени, вплоть до XIX в. отсутствуют какие-либо упоминания о создании глубоких колодцев в вечной мерзлоте.
Под уговоры адмирала Врангеля
Летом 1828 года живший в Якутске руководитель конторы Российско-Американской компании купец Федор Шергин для получения воды предпринял рытье колодца во дворе своего дома. Он знал о постоянном холоде в почвенных слоях, однако надеялся на достижение успеха. Шергин ранее жил в верховьях Лены в Качуге и знал, что в той местности удавалось преодолеть мерзлый грунт и выйти на водоносный слой.
«В плане якутский колодец был заложен в виде квадрата со сторонами около 2,5 м (8 футов), – говорит известный историк-архивист, краевед Александр Калашников. – За сезон работ глубина колодца достигла около 12 м (42 фута). За исключением первых лет, работы производились только зимой. Летом работать было невозможно, так как в глубине колодца скапливался углекислый газ, который зимой вытеснялся более холодным воздухом верхних слоев».
Весной следующего, 1829 года, возобновившиеся работы посетил физик Г.Эрман, совершавший кругосветное путешествие. Он измерил температуру грунта на дне колодца. На глубине 15 м она составила не более −7,5 градусов. Позже, в своем отчете он написал, что воду можно встретить «не менее, чем на глубине 600 футов (183 м), до тех же пор должна быть только промерзшая земля».
В 1831 году Шергин собирался прекратить дальнейшие работы, так как стала очевидной бесперспективность получения воды. В это время в Якутск из поездки по Русской Америке приехал адмирал Фердинанд Петрович Врангель. Он уговорил Шергина продолжить свое предприятие и обещал ему обратиться к Русско-Американской компании с просьбой принять на себя издержки по работе. В том 31-м году шахта была пройдена до глубины 32 м.
РАК да Щукин
В период с 1832 по 1836 гг. работы продолжались на средства РАК. Отчеты о ходе работы посылались в дирекцию компании в Санкт-Петербург. Тогда же в российских и европейских газетах появляются первые сообщения о шахте Шергина. Основой для них послужило письмо писателя, этнографа Николая Щукина, проводившего зиму 1830—1831 гг. в Якутске.
За сезон работ 1835—1836 гг. глубина шахты составила 93,3 м. В 1836 году барон Врангель возвратился в Европу из русских колоний на Аляске, поэтому указаний о дальнейшем продолжении работ от Русско-Американской компании не последовало.
В 1837 году в Петербург от Шергина пришло известие, что колодец был доведен им до глубины 116,4 м (382 фута). Также он сообщил, что затраты составили 1362 руб. 50 коп. Данную сумму Шергину не возместила ни компания, ни Петербургская Академия наук, где были заслушаны доклады о проводимых исследованиях. По представлению председателя академии С.С.Уварова император Николай I наградил Шергина золотой медалью и перстнем с бриллиантом.
В 1838 году Шергин опубликовал результаты своих наблюдений в «Журнале Министерства народного просвещения», которые вызвали неподдельный интерес.
Далее в период с 1844 по 1846 гг. в шахте проводились температурные измерения в рамках экспедиции Миддендорфа. Ими занимались он сам и его сотрудник Брандт.
И новая жизнь шахты
Последние исследования в шахте проводились в 1939 году сотрудниками Якутской научно-исследовательской мерзлотной станции Института мерзлотоведения им. В.А.Обручева АН СССР – ныне Институт мерзлотоведения им. П.И. Мельникова СО РАН. Почти 80 лет шахта стояла заброшенной. За это время надшахтное сооружение пришло в ветхое состояние, и в апреле 2008 г. силами Института мерзлотоведения была проведена частичная реконструкция его венцов. Попытки восстановить памятник обсуждались в течение многих лет, но не были реализованы в связи с отсутствием средств. В это же время со стороны многочисленных скептиков высказывались самые пессимистические прогнозы о том, что на всем протяжении колодец заполнен водой и льдом.
Только в 2009 году энтузиасты объединились и к делу практического возрождения шахты, кроме мерзлотоведов, подключился целый ряд организаций имиджевого направления студия «Навигатор» БГУЭП, автора и ведущего научно-познавательных программ «Искатели» на 1-м канале ТВ Андрея Хорошева (И) и других, ориентированных на организацию телевизионного реалити-шоу со звучным названием «Шоу Штурм Шахты Шергина» для последующее использование объекта в качестве культурно-исторического памятника, а возможно, и места проведения экстремальных спусков. Имея богатый опыт по получению средств и организации подобных мероприятий, им удалось сдвинуть проект с «мертвой точки».
Главная цель при этом заключалась в визуальном обследовании изображения, полученного при спуске камеры в шахту, и четко работала на «генеральную» направленность проекта – исследование исторического памятника, привлечение внимания общественности и средств для его восстановления, сохранения и использования.
Подготовительные работы велись почти год: был преодолен бюрократический барьер, получены необходимые согласования, подписи и разрешения на начало работ. После этого рабочие приступили к выдалбливанию ледовой многометровой пробки, закупорившей устье колодца. Одновременно с этим облагораживалась прилегающая к шахте территория.
Так или иначе спуск в шахту был осуществлен. СМИ широко освещали этот момент, поэтому нам хотелось бы остановиться не на этом.
Шахта Шергина? Оу, это в Якутске
Какой будет дальнейшая судьба шахты Шергина? Это зависит от многих теперь уже не научно-исследовательских вопросов.
В 2014 году от рук печально известного нездорового пиромана сгорело здание расположенной рядом с шахтой Якутской мужской прогимназии. Сегодня здание принадлежит Музею музыки и фольклора Министерства культуры и духовного развития РС(Я).
На счет обгоревших останков музея и последующей его участи существуют различные точки зрения. При этом в СМИ в большинстве своем подается одна из них, принадлежащая руководству музея. Но существует и другая в лице общественности, в частности, республиканского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК).
Шахта Шергина – памятник федерального значения, имеющий мировую ценность. Достаточно сказать, что Якутск в планетарном масштабе многие знают именно по нему. Так что этот объект, при надлежащем внимании, достоин занять свое место в списке общемировых ценностей.
Сегодня завершен конкурсный отбор проектов по плану «Якутск деревянный. Залог». Его выиграла одна из московских фирм, предложившая наиболее оптимальный, квалифицированный и отвечающий требованиям условий конкурса вариант.
Очевидно, что получивший условное название Старый город №2 должен начинаться именно с шахты Шергина и расположенного рядом Реального училища, который на сегодня представлен в жалком, разрушенном виде.
Перенос – вариант не окончательный
До пожара предполагалось, что здание будет отреставрировано и в нем будет размещен Музей музыки и фольклора народов Якутии, который ныне находится в помещениях третьего этажа ТЦ «Хомус» по улице Кирова.
Но ЯРО ВООПИК предлагает перенести то, что сохранилось от прогимназии в охранную зону Заложной части города и ее воссоздание на новом месте. Это будет не «новодел», а здание, где сохранятся те старинные бревна, на которых оно было построено, а значит и сам дух хранимой истории. Сделать это необходимо, в частности, для того, чтобы по-новому подойти к обустройству исторического памятника федерального значения — шахты Шергина. К примеру, сделать к нему удобные проезды, облагородить прилегающую территорию. Тогда этот уникальный объект будет не стыдно показать гостям столицы.
«Мы не высказываемся за перенос здания прогимназии в охранную зону Залога, как окончательный вариант, – говорит председатель Якутского городского отделения ВООПИК Андрей Высоких. – Здание прогимназии входит в список памятников истории города. Это значит, что только Министерство культуры РФ уполномочено принимать окончательное решение о его переносе. В данном случае речь идет не об одном здании, а о целом ансамбле памятников. Чтобы принять решение о возможности или необходимости переноса здания прогимназии, необходимо провести исследования по его влиянию на сохранность шахты Шергина».
При этом заметим, что отдельную госэкспертизу должна пройти проектная документация, касающаяся строительных работ. И если обнаружится, что работы по восстановлению как-либо могут повредить шахте Шергина, то проект по реставрации прогимназии на ее историческом месте ни правительством республики, ни Москвой никогда одобрен не будет. В этом случае будет рассматриваться только перенос прогимназии, поскольку шахта Шергина – объект федеральный и имеет международное значение.
Быть или не быть?
Наглядный пример — работы по реставрации здания Реального училища. Было получено положительное заключение, что работы по укреплению фундамента не будут влиять на шахту Шергина. Сложность возникла в другом. Оказалось, что рядом со зданием проходит теплотрасса, из-за которой невозможно сделать пожарный проезд к зданию Реального училища.
В результате госэкспертиза дала отрицательное заключение. Из-за этого республика была вынуждена приостановить работы по реставрации. Сейчас ведется поиск технического решения по переносу теплотрассы. Когда оно будет найдено,заявка на прохождение госэкспертизы вновь будет подана.. В любом случае хотелось бы, чтобы здание Реального училища, как и отмечалось, было отреставрировано к 100-летию Якутской АССР.
Также в Департаменте по охране культурного наследия РС(Я) нам пояснили, что в решении этого вопроса, помимо опасной близости к шахте Шергина, есть и другое серьезное осложнение: здание прогимназии оказалось на так называемой красной линии — линии границ застройки, установленной градостроительным планом Якутска. А значит, чтобы реставрировать здание прогимназии на его историческом месте, необходимо внести изменения в генеральный план Якутска. Иначе проект не пройдет госэкспертизу.
Так что решения будут приниматься только после прохождения целого ряда установленных законом процедур, и только результаты госэкспертиз смогут прояснить вопрос, возможно ли реализовать по отношению к зданию прогимназии принцип привязки памятника культуры к его историческому местонахождению или перенести его на новое место...
Георгий Спиридонов, SakhaDay.ru
Фото: Первый спуск в шахту