×

Кара за злодеяния: о смертной казни, кровной мести и справедливости

14:25 - 8.7.2020
Кара за злодеяния: о смертной казни, кровной мести и справедливости

Думаю, что не ошибусь - каждому человеку, кто родился и жил на этой грешной Земле, в его достаточно сознательном возрасте когда-либо приходила в голову нежеланная мысль о смерти, когда он, особо не вникая в подробности, допускал, что придёт в отдаленном будущем время и его бренная жизнь прекратится. И каждый отгонял эту мысль подальше, как говорится - на «потом», обосновывая тем, что об этом лучше не думать.

Но, как не крутись, рано или поздно этот момент наступит. И каждому хочется, чтобы он наступил естественным путем и тогда, когда отпущенный ему Создателем век закончится в глубокой старости.

Однако, не каждому суждено прожить этот век в полном объеме. Слишком много факторов риска в этой жизни, чтобы гарантированно рассчитывать на долгий путь к пределу жизни. Бывает так, что злая судьба (болезнь, несчастный случай и т.д.) ускорит наступление этого предела. Но есть и другой вариант такого конца и уже по воле Закона. А такое может быть, если человек будет признан виновным в совершении деяний, которые караются высшей (предельной) мерой наказания – смертной казнью.

Не скажу я, как поётся в известной песенке, «за всю Одессу», шире рассуждая о ней, но считаю, что три десятка лет, как в России введён мораторий на смертную казнь, её отмена (теоретически временная) фактически привела к негативным результатам, а именно увеличению числа тяжких преступлений, таких как убийства, педофилия и др. И кроме того, нельзя забывать, что этому негативу сопутствует великое горе родных и близких пострадавших и огромный стресс, испытываемый ими.

А то, что введение моратория на смертную казнь как крайнюю меру наказания, была ошибкой руководства страны, осознается многими россиянами. Им понятно, что те, от кого зависело это решение, пренебрегли предупреждением известного русского поэта Федора Ивановича Тютчева: «Умом Россию не понять. Чужим аршином не измерить. У ней особенная стать. В Россию можно только верить!».

И ныне, как видно из некоторых публикаций в Интернете, наши правители и высшие чиновники осознают, что ничего доброго этот мораторий, введенный в угоду «просвещенной Европе», России не принес. Но смелости признать ошибку и взять на себя ответственность возвратить смертную казнь за особо тяжкие, как в православном народе говорят, грехи, у них явно не хватает.

То, что эта ошибка привела к негативным результатам, можно судить не только по росту числа обычной преступности, но и по тому, как она легла благодатной основой для торжества коррупции. И декларируемая борьба с ней вряд ли приведёт к успеху. И это можно пояснить с намеком на фоне простого анекдота в стиле «Армянского радио»:

- Вопрос: Почему борьба с коррупцией в Китае идёт успешнее, чем в России?

- Ответ: Потому что в России на борьбу с коррупцией выделяют деньги, а в Китае – патроны!

* * *

Чтобы глубже уяснить необходимость крайней меры наказания, необходимо обернуться назад в прошлое.

Понятие преступления возникло с тех пор, как люди придумали законы. Еще со времен Древнего Рима существует основополагающее изречение: Nullum crimen sine lege (Нет преступления не предусмотренного законом), сопутствующее идеальному принципу Римского права: Nil imultum remanebit (Ничто не остается безнаказанным).

С тех пор человечеству знакомы мудрые изречения праотцов юстиции, такие как:

- «Преступник может иногда избежать наказания, но не страха перед ним» (Марк Аврелий – римский император);

- «Виновный боится закона, невиновный – судьбы» (Сир Публий – римский мимический поэт);

- «Справедливейшее наказание за грех состоит в том, что человек утрачивает то, чем он не захотел хорошо пользоваться» (Августин Аврелий – христианский богослов и философ, один из основателей христианской церкви. В православии он известен как Блаженный Августин);

- «Щадя преступников, вредят честным людям» (Сенека младший – римский философ-стоик, поэт и государственный деятель).

Все указанные просветители единодушно признавали высшей мерой справедливости в отношении злодеев, совершивших наиболее тяжкое (и по тем временам) злодеяния: лишение жизни людей - применение смертной казни. Она становилась карой за убийство по «принципу Талиона» - адекватности наказания совершенному злодеянию.

А на Руси впервые смертная казнь приобрела официальный статус, появившись в Двинской уставной грамоте князя Василия (1397 г.), которая предусматривала казнь за кражу, совершенную в третий раз, но не за убийство. Псковская судная грамота 1467 года устанавливает смертную казнь за воровство в церкви (прообраз коррупции?), убийство своего господина, конокрадство, государственную измену, поджог, кражу, совершенную в третий раз (прообраз наказания за рецидив).

Применялась смертная казнь и при других правителях Руси и царской России, ибо она считалась наиболее действенным средством наказания виновных лиц и устрашения потенциальных преступников.

Кстати, об устрашении. Во все времена устрашение действительных и потенциальных преступников было целью наказания. И об этом открыто писали в законодательных актах всех времен. Только ныне наши законодатели почему-то боятся этого слова, заменяя его мягким выражением о том, что наказание мол применяется «в целях предупреждения совершения новых преступлений» (ч.2 ст.43 УК РФ).

И, как мне кажется, зря – ведь во все времена страх был, есть и останется сдерживающим от правонарушения фактором. Особенно страх перед смертью.

* * *

Несколько исторических моментов о применении высшей меры наказания в России за период Новейшей истории.

В 1917 г. после Великой Октябрьской социалистической революции II Съезд Советов отменил в советской России смертную казнь, мотивируя тем, что новая власть, проявляя гуманность, сохраняет жизнь людям, введенным в заблуждение царской властью. Но через год новая власть была вынуждена восстановить её для наказания «контрреволюционных элементов», которые участвовали в белогвардейских мятежах, организаторов и участников убийств, заговоров с целью её свержения.

При этом новая власть руководствовалась словами В.И.Ленина о том, что плоха та революция, которая не умеет защищать свои завоевания. Кроме того использовалось выражение вождя, означающая, что «революция в белых перчатках не делается». Так называемый «красный террор», «отцом» которой был Л.Д.Троцкий, проходил по примеру Великой Французской революции, в ходе которой были казнены десятки тысяч людей.

С целью установления революционного правопорядка 26 мая 1922 года на 3-й сессии IX съезда Советов был принят Уголовный кодекс РСФСР, который в период усиления контрреволюционных проявлений был усовершенствован 22 ноября 1926 года Постановлением ВЦИК (по сути - был принят новый УК). В ней был более твердо закреплен классовый характер советской уголовной политики – преступлением признавалось «всякое общественно опасное действие или бездействие, угрожающее основам советского строя и правопорядку, установленному рабоче-крестьянской властью на переходный к коммунистическому строю период времени».

Позже – в период, когда в стране обострилась борьба за власть и стали возникать заговоры с целью её свержения, со времени вступления в силу «Положения о преступлениях государственных», принятого 25 февраля 1927 г. 3-й сессией III созыва ЦИК СССР, в Особенную часть Уголовного кодекса РСФСР была введена глава «Преступления государственные», где и появилась пресловутая «пятьдесят восьмая» статья, по которой к ответственности привлекались лица, совершившие действия, направленные к свержению, подрыву или ослаблению власти, внешней безопасности СССР и основных хозяйственных, политических и национальных завоеваний пролетарской революции. За особо опасные преступления этой направленности УК была предусмотрена «высшая мера социальной защиты – расстрел».

26 мая 1947 г. в СССР смертная казнь была отменена в связи с Победой в Великой отечественной войне, когда, как было указано в Указе Президиума Верховного Совета СССР (цитата): «Применение смертной казни больше не вызывается необходимостью в условиях мирного времени». Она была заменена заключением в трудовом лагере на срок 25 лет.

Здесь можно привести пример из правовой практики нашей Республики. Как многим известно, в августе 1951 года Судебной коллегией по уголовным делам Верховного суда Якутской АССР были осуждены лица, которые в ночь на 10 апреля 1950 года в составе вооруженной банды совершили на местности «Тииттээх» вблизи села Качикатцы Орджоникидзевского (ныне Хангаласского) района массовое убийство колхозников из Чурапчинского района, пребывавших там в связи с уходом за пригнанным еще осенью молодняком КРС.

В этом случае все активные участники банды были наказаны вместо смертной казни 25-летними сроками заключения в трудовые лагеря (более подробно об этом деле можно узнать из повести «Кровавый отблеск пламени», написанной мной на основании материалов реального уголовного дела).

Восстановлена смертная казнь была в 1950 году для лиц, совершивших особо опасные государственные преступления, таких как шпионаж, диверсия, измена Родине. А затем – в 1954 году, список преступлений, наказываемых высшей мерой наказания – смертной казнью, был увеличен за счет умышленных убийств, бандитизма и иных тяжких преступлений. И что ныне может вызвать интерес – смертная казнь могла быть назначена (и применялась на практике), как принято сейчас называть - за педофилию, а именно за изнасилование малолетней (ч.4 ст.117 УК РСФСР).

Всё это вызывалось резким ростом количества уголовных правонарушений (вспомним практически всеобщую амнистию, бездумно объявленную после смерти И.В.Сталина и казни Берии Л.П. в 1953 году), повлекшую крайнее беспокойство среди населения.

Как указано в Интернете, с 1962 г. по 1989 г. в СССР было вынесено 24.422 смертных приговора, из них 2355 (9,6%) лиц было помиловано и наказание заменено лишением свободы сроком на 25 лет.
* * *

28.02.1996 г. Россия вошла в Совет Европы, в связи с чем обязалась подписать и ратифицировать Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, уже действовавшую в европейских странах. 16.04.1997 г. РФ подписала протокол №6 к Конвенции, согласно которому смертная казнь отменяется. Госдума должна была ратифицировать его до мая 1999 г., но так и не сделала этого. Потому норма о ней до сих пор содержится в Уголовном кодексе РФ. И ныне, согласно закону, преступник может быт приговорен к расстрелу за убийство с отягчающими обстоятельствами (ч.2 ст.105), геноцид (ст.357), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст.277), сотрудника правоохранительного органа (ст.317), лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст.295).

Здесь нужно отметить, что смертная казнь была введена в последние три статьи УК РФ за посягательство (если без выкрутасов) на депутатов и высших чиновников, судей, прокуроров, следователей и иных лиц, а также военнослужащих Федеральным законом от 21.07.2004 г. № 73-ФЗ. Нужно ли тут говорить, что указанные должностные лица, депутаты органов власти и руководство вооруженных сил проявят черную неблагодарность действующей и поныне власти в ответ на такую «заботу»?

Отдельно в отношении педофилов (самое резонансное в обществе преступление) смертная казнь не установлена, но она может применяться в отношении лиц, совершивших убийство, сопряженное с изнасилованием или насильственными действиями сексуального характера (п.«к» ч.2 ст.105 УК РФ). Но это только в случае отмены моратория на смертную казнь.

А так по уголовному закону в настоящее время установлено предельное наказание за изнасилование малолетних (и даже за серию таких преступлений) пожизненное лишение свободы. Да и то, если насильник был ранее судим за преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего (ч.5 ст.131 УК РФ).

Таким образом, если поразмыслить, получается, что действующий уголовный закон направлен скорее на защиту депутатов, полицейских, судей, прокуроров, следователей от посягательств (то есть действий, не повлекших их смерть) на их жизнь, чем на охрану прав здоровья и жизни детей и подростков, дальнейшую жизнь которых, считай – искалечена.

Для ясности простой пример: Допустим, против депутата были совершены действия, угрожающие его жизни – виновные могут быть приговорены к смертной казни. А закон за аналогичные действия против малолетних (даже нескольких детей) оставляет преступникам жизнь за счет государства, а также надежду на свободу в обозримом будущем.

И теперь скажите мне – справедлив ли такой закон?

В текущем периоде времени российское руководство и лично президент почему-то считают, что применение смертной казни за тяжкие преступления не сможет способствовать снижения уровня особо опасной категории преступности. Однако кроме голословных утверждений, это фактически ничем не подтверждается.

Между тем, неукротимый рост наиболее опасных преступлений продолжается из года в год. Примеров этому, в частности у нас – в Якутии, более чем достаточно. Наиболее свежий: всего лишь три месяца назад в г.Якутске некий Михаил Смиренский, 28 лет от роду, совершил массовое убийство семьи Б.- зарезал жену, тещу и двух сыновей 5 и 7 лет своего подельника по ранее совершенному преступлению, связанному с наркотиками. Не пожалел даже собаку – алабая. Зарезал их хладнокровно и жестоко, с целью якобы отомстить подельнику, содержащемуся в СИЗО, за сотрудничество со следствием.

Это не единственное преступление, совершенное в нашей маленькой Республике за последнее время. Откройте любое печатное издание, включите Интернет – вы обязательно найдете информацию о жестоких преступлениях. Чего только стоят заголовки публикаций: «Жителя Якутска обвиняют в двойном убийстве» (01.04.22г), «Жестокое убийство в Якутии: мужчину забили кувалдой и спрятали труп» (30.06.2020г). И так далее…

Так в чем же причина наступления, как это можно определить - «эры жестокости»? Ответ, по-моему, прост.

Как известно многим, великий философ и теоретик исторического материализма Карл Маркс в труде «К критике политической экономии» (1828 г.) написал: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» (в сжатом виде это звучит так: «Бытие определяет сознание»). Смысл этой фразы состоит в том, что культурное развитие, религия, мораль, духовность и другие нематериальные вещи, привитые ему, зависят от материальных условий, в которых человек живет и от его образа жизни.

Вот и решайте сами – могут ли в нынешних условиях правового беспредела, вопиющего неравенства людей в материальном плане, влекущих огромную пропасть в образе жизни богатых и бедных, растущей безработицы (читай – отсутствия законных доходов) развиваться культура, духовность и общечеловеческая мораль у всего населения России, которые бы привели к сокращению преступности?

Думаю, вы согласитесь - ответ однозначно отрицательный. Но…как говорится, то ли еще будет?! Когда окончательно и бесповоротно наши властители претворят свои идеи ликвидации бесплатного образования (куда неразрывно входит и воспитание детей и молодого поколения)? Ведь общеизвестно, что бескультурье, отсутствие моральных и духовных устоев ведут только к регрессу, преобладанию животных инстинктов в поведении людей, их ожесточению и в итоге - к росту преступности.

К сожалению, взамен принципа «Человек человеку друг, товарищ и брат»» приходит чуждый россиянам образ мышления – «Человек человеку волк» (хотя этим выражением безосновательно искажено поведение этого животного - пусть он нас простит!). Негативные результаты приносят и внедряемые в сознание людей образы жизни и поведения людей, изображаемых в заморских (и следом – в российских) фильмах, мягко говоря, не отличающихся высокой эстетикой.

И это, несомненно, отразилось на том, что ныне не на пустом месте возникло выражение, что жизнь в России держится на трех китах, которые обзываются: «халява», «авось» и «моя хата с краю»!

* * *

В общем, у нас все условия для разгула преступности в его самом жутком виде налицо. Отсюда следующий вопрос: можно ли победить преступность в России в существующих ныне условиях? Ответ населения един: нет!

Но сократить, вернее, укротить преступность – можно! Вопрос – как? И тут ответ достаточно прост. Вот смотрите сами.

Никому этого не пожелаю, но допустим – у вас невосполнимая утрата - потеря родного, близкого человека в результате преступления. Первое чувство, которое практически неосознанно возникает у каждого – жажда мести! Адекватной. По «принципу Талиона» - Око за око, зуб за зуб! То есть, как ныне выражаются политики, в виде «симметричного» ответа. И не верьте тем, кто утверждает, что в таких случаях они не испытывают этого естественного чувства. И если есть кто-то, кого не посетит желание мести, то это - или «неадекват» или просто дурак…

Как известно издавна, человек (имеется в виду психически и физически нормальный субъект) больше всего боится потерять жизнь. Ибо, как заметил известный русский советский писатель Николай Островский – автор общеизвестного у старших поколений романа «Как закалялась сталь», самое дорогое у человека это жизнь!

Отсюда вывод – этот природный страх утраты жизни в любом случае есть сдерживающий человека, готового совершить преступление, фактор. Вот почему даже «профессиональные воры» - люди насквозь криминализированные, никогда не пойдут на «мокрое дело» - убийство человека и другие преступления, за которые, говоря их языком – «светит вышка», то есть смертная казнь. А самое важное – прекращение жизнедеятельности виновного это наиболее четко выраженный путь напоминания людям о возможной безвозвратной каре за тяжкое преступление.

Жизнь дается человеку лишь один раз (вспомним того же Н.Островского). И дается она всем для пользования ими в свое личное благо. В связи с чем необходимо заново и более полно осмыслить слова «Блаженного Августина» о том, что справедливейшее наказание за грех (преступление) состоит в том, что человек утрачивает этот дар Природы (жизнь), ибо он сам не захотел хорошо пользоваться им (см.выше). Ведь никто и ничто не может склонить человека к неправедным действиям, если он сам не примет к тому решение.

Вот здесь и состоит высшая справедливость Жизни – всё делается по воле самого человека с видом на идентичный ответ. Захотел он лишить жизни своего ближнего - должен быть готов к тому, что могут лишить его самого этого великого дара!

Потому, если преступнику, лишившему жизнь человека и даже не одного, оставлять возможность сохранить свое существование – то это будет глубокой несправедливостью: почему жертва должна лежать в гробу, а он будет жить – дышать, чувствовать, существовать (пусть в изоляции), лелея надежду возвратиться в мир свободных людей?!

Ныне в России нет официальной (государственной или обязательной) идеологии. Её, можно сказать, практически заменяет лишь идея веры в Христа и с каждым годов всё больше людей к ней приобщаются. Потому мнение Православной церкви по нашему вопросу представляет интерес и значение.

Особая мера наказания – смертная казнь – признавалась издавна в Ветхом Завете, указаний на необходимость её отмены нет ни в Священном Писании, ни в Предании и историческом наследии Православной церкви. И потому ныне, как выразился профессор Московской духовной Академии диакон Андреев Кураев, Церковь готова поддержать решение общества об отмене моратория на смертную казнь.

Для вящей доходчивости можно упомянуть высказывание с оттенком юмора и несущее понятный всем смысл, о том, что «Воспитателем года признан отцовский ремень», хотя, как я уверен, оно скорее носит намек на наказание в случае детской шалости. И по аналогии с этим наличие крайней меры наказания тоже носит скорее профилактический, точнее – устрашающий характер для потенциальных злодеев. Не будем стесняться слова «устрашение», ведь оно наиболее полно раскрывает предназначение исключительной меры наказания – смертной казни.

* * *

Полагаю, что нужно сразу уточнить один вопрос. Дело в том, что в Уголовном кодексе России в числе наиболее, скажем так – жестких, видов наказания определены «Пожизненное лишение свободы» (ст.57) и «Смертная казнь» (ст.59). Потому есть две категории осужденных: а) лица, которым пожизненное лишение свободы назначено судом при вынесении приговора, и б) лица, которым по приговору суда назначена исключительная мера наказания – смертная казнь, но в связи с мораторием она заменена на пожизненное заключение в местах «не столь отдаленных». И ныне все они содержатся вместе в колониях, как это в просторечии именуется, для «пожизненников».

Думаю, никто сегодня точно не скажет, сколько человек в России было осуждено к пожизненному лишению свободы и скольким осужденным к смертной казни она заменена на пожизненное заключение. Эта цифра не рекламируется, поскольку, мягко говоря, говорит о явном неблагополучии с законопослушанием в нашей стране.

И вне сомнений - в настоящее время эти цифровые данные находятся в динамике роста, ибо преступность далека от тенденции снижения.

Но, по данным, имеющимся в Интернете, по состоянию на апрель 2018 г.(два с лишним года назад) в России имелось более 2.000 лиц, которым было назначено пребывание в местах лишения свободы до конца жизни. Причем около 95% из них осуждены за убийства (многие за серию убийств). Среди осужденных более половины лиц знакомы с «прелестями» пенитенциарной системы не в первый раз. В соответствии с законом около 15% из числа лиц, осужденных к пожизненному лишению свободы могут рассчитывать на условно-досроч ное освобождение по отбытии 25 лет лишения свободы. Но к тем, кто находится на пожизненном заключении, эта возможность получить свободу не относится (хотя надежда выйти «в народ» у них остается – вдруг закон изменят или власть сменится?) Мало ли что может случиться в России, которую умом не понять?).

И, конечно, не секрет, что все эти лица, признанные судом виновными в совершении особо тяжких преступлений, лишившие жизни тысячи людей, принёсшие неисчислимое горе и скорбь их родным и близким, живут сейчас за счет бюджета (впрочем, как и иные «зэки»), то есть на уплачиваемые населением страны налоги. Не будет преувеличением сказать, что все они на нашем иждивении (пусть бы государство добавило нам денег за это, а? - шутка).

Известна горькая истина – расходы бюджета в расчете на одного заключенного в разы превышают пособия на детей и стипендии обучающейся в колледжах (училищах) и ВУЗах страны молодежи. И есть суровая правда – осужденные к пожизненному сроку не приносят никакой пользы государству и народу. И, по большому счету, их существование бессмысленно! Потому… Ну, вы знаете, как надо бы решить этот вопрос.

Таким образом, как полагаю лично я, мораторий на смертную казнь должен быть отменен и приговоры, вынесенные в отношении лиц, осужденных к этой крайней (исключительной) мере наказания, приведены в исполнение. Это будет справедливо.

* * *

Как пишут в Интернете, кровная месть – очень древний обычай защиты чести и достоинства. Его суть состоит в обязанности потерпевшей стороны адекватно отомстить убийце или его родственникам. Большинству из нас при упоминании кровной мести сразу вспоминается Италия – родина «вендетты» - права кровной мести, исполнение которой является в основном делом самого потерпевшего.

В России кровная месть (проще – ответное убийство) в основном была распространена (и частично осталась) у народов Кавказа, использующих адаты (обычаи, сложившиеся еще до появления шариата – свода религиозных законов, основанных на богословско-юридическом толковании Корана) в качестве нормы права. Причем, в отличие от вендетты, исполнение кровной мести по обычаю, хранимому старейшинами родов, тейпов и т.п.родовых структур, возлагалась на потерпевшую сторону как прямая их обязанность совершить месть, иногда вопреки её воле, каковой признавались близкие родственники убитого.

Кроме того, в случае, когда лицо, непосредственно совершившее убийство, скрылось - то есть стало недоступным для мести, допускается, что мщение будет направлено против родни этого лица. Отсюда - кровная месть не дикий обычай для людей, жаждущих крови, а наоборот – неумолимый сдерживающий фактор: человек крепко подумает, прежде чем идти на исполнение злого умысла.

Потому, как ни крути, кровная месть это вид наказания за преступление. Более сильного и эффективного способа профилактики убийств вряд ли можно найти. Потому кровная месть в какой-то степени сродни смертной казни. Разница лишь в том, кем будет принято решение о лишении жизни виновного лица.

В качестве наглядного примера о сохранении адата о кровной мести на Кавказе можно привести дело о подготовке покушения на убийство главы Чечни Рамзана Кадырова по мотивам кровной мести весной 2016 года в высокогорном селении Беной Ножай-Юртовского района, где у него имелась резиденция (более подробную информацию можно найти в Интернете).

Упоминание о кровной мести впервые встречаются в т.н. «статьях договоренностей» Руси и Византии 911 и 944 годов. При этом по договоренности сторон в качестве законного возмездия допускалось применение вместо лишения жизни «виры» - денежного возмещения (прообраз штрафа).

Считается, что право кровной мести впервые на Руси «узаконил» князь Ярослав Мудрый. В архивах имеется письменное подтверждение этому. В сборнике правовых норм Киевской Руси «Русская правда» (ориентировочно - 1016 г.) отмечено: «Убьет муж мужа, то мстить брату брата или сыну отца, либо отцу сына, либо брату чаду, либо сестрину сыну». Но уже в 1054 году убийство в качестве расплаты при кровной мести, признанной как самосуд, официально было заменено на «виры». Потому де-факто кровная месть по принципу «смерть за смерть» на Руси, и позднее в России, не укоренилась. Но в какой-то степени смертная казнь, применявшаяся по велению властителей или по суду, носила её облик.

* * *

И наконец – о справедливости. Что такое справедливость?

Само это слово раскрывается как – «правильно вести». Справедливость, как об этом указано в Википедии – понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания.

В толковом словаре Ушакова справедливость трактуется, как следование норме или правде, не предвзятость к чему или кому-либо, правильность. То есть речь идет о беспристрастном, должном отношении людей друг к другу, их равенстве перед законом и обществом.

Самое короткое определение – справедливость – это воздаяние, неминуемое и соразмерное поступку. А по церковным понятиям – справедливость находит грешника в аду, куда попадают все, кто нарушил земные законы, совершил злодеяния.

В Уголовном кодексе России в последнее время появилось понятие принципа справедливости в связи с наказанием и иными мерами уголовно-правового характера, применяемыми к лицу, совершившему преступление, которые (цитата): «должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного».

Но, как бы то ни было, справедливость – соразмерное человеческой морали качество и зависит от самого человека, его моральных устоев. И, как сказал Иммануил Кант, «человек очень рано обретает чувство справедливости, но очень поздно или вообще не обретает понятия справедливости» (здесь ключевое слово «обретает»). Это согласуется с утверждением великого немецкого мыслителя и философа, одного из творцов коммунистической идеологии Карла Маркса: «Говорить об «естественной справедливости» - бессмыслица». Отсюда вывод – чувство справедливости не передается с генами, оно приобретается на ранней стадии жизни при надлежащем обучении и воспитании детей до стадии понимания сути справедливости. А для этого нужны опять же условия, соответствующие формуле «бытие определяет сознание».

Во все времена многие мудрецы – философы пытались понять суть справедливости и высказывались о ней. Чтобы с их помощью читатели приблизились к пониманию этого сложного явления, приведу некоторые их высказывания. Вслушайтесь и вникайте.

Платон (древнегреческий мудрец, философ-идеалист, наставник Александра Македонского): «Поступать несправедливо хуже, чем терпеть несправедливость» - «Во всех государствах справедливостью считается то, что пригодно существующей власти» - «Справедливость – вот добродетель душ великих».

Аристотель (древнегреческий учёный, философ, ученик Платона: «Справедливость – не есть часть добродетели, а вся добродетель, и противоположность её - несправедливость не часть порочности, а порочность вообще».

Сократ (древнегреческий философ): «Лучше подвергаться несправедливости, чем самим совершать её».

Марк Туллий Цицерон (древнеримский политик, философ, оратор): «Надо стараться воздавать каждому по его заслугам – это основа справедливости».

Леонардо ди сер Пьеро да Винчи (великий итальянский живописец, разносторонне развитый деятель): «В природе всё мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости – высшая справедливость жизни».

Адам Смит (шотландский экономист, философ): «Чтобы научить людей любить справедливость, надо показать им результаты несправедливости».

Иммануил Кант (немецкий учёный, философ): «Когда справедливость исчезает, то не остается ничего, что могло бы придать ценность жизни людей».

Из вышеприведенных высказываний великих мыслителей, как мне кажется, наиболее злободневно звучат слова Платона: «Во всех государствах справедливостью считается то, что пригодно существующей власти».

Уверен, что российские законодатели и властей предержащие согласны с указанным высказыванием великого человека (если, конечно, знают его?). Думаю, что они считают все законы, ими принятые и утвержденные (в том числе нарушающие интересы большинства россиян) величайшей справедливостью.

Так вот, основной вопрос, который мы рассмотрели – смертная казнь лиц, совершивших особо опасные преступления. Достойны ли они - совершившие леденящие кровь людей преступления, проявившие безграничную жестокость к себе подобным, выразившие презрение к человеческой морали и христианским людским заповедям – дальнейшего своего существования?

Думаю, без лукавства и выражения ложной гуманности, абсолютное большинство людей ответят на этот вопрос отрицательно. И это будет справедливо.

Л.Диодоров

июль 2020 года

Sakhaday.ru