×

Кто относится к тунгусам?

15:45 - 30.8.2023
Кто относится к тунгусам?

Однажды в одной беседе мне пришлось быть обруганной довольно-таки в яростной форме за то, что эвенов отнесла к тунгусам. Действительно, не всем понятно, кого подразумевать под тунгусами – эвенов или эвенков. Некоторые к ним причисляют и юкагиров.

Поэтому Sakhaday решил узнать компетентное мнение нашего многоуважаемого постоянного эксперта, ученого-историка, антрополога СВФУ им. М.К. Аммосова Еремея Габышева об этом вопросе.

Охота на кабанов

- Еремей Семенович, начнем с того, откуда произошло название «тунгус»?

- Оно является древнетюркским и означает слова «кабан», «свинья». Оно потом уже сохранилось в якутском языке в качестве названия народа. Кстати, по-татарски и по-турецки также переводится как «свинья».

- Интересно, а почему слово «свинья» стало этнонимом, ведь эти народы, как известно, занимаются оленеводством?

- Ну, видимо, раньше разводили свиней и охотились на кабанов, что закрепилось за названием народа. Оленеводство они стали практиковать в первых веках нашей эры и потом перенесли по Сибири, и от них переняли оленеводство юкагиры. Этой отрасли животноводства у них научились также чукчи и коряки.

- А «тон уус» и тунгус одно и то же?

- По словам ученых, тон уус – это выдумка Далана и такого названия в реальности не было, существовали только тунгусы, что «тон уус» это этимология слова «тунгус».

- Некоторые ученые тон уус относят к туматам.

- Есть мнение, что это один и тот же народ, но, оказалось, они совсем разные. Туматы пришли из Центральной Азии, и, скорее всего, являются тибетцами, и они вовсе не были воинственными и жесткими, просто их такими изображают.

- А кто относится у тунгусам?

- Эвенки, эвены, негидальцы, орочоны. Орочены живут в Китае, слово «ороч» переводится как «олень», оно тунгусское. Практически эвенки-оленеводы, негидальцы, эвены России и орочоны Китая практически составляют один народ. Эвенки проживают в Красноярском крае, Иркутской области и Бурятии, а эвены – в Хабаровском и Камчатском краях, Магаданской области, но основная масса эвенов и эвенков живет в Якутии.

- С чем это связано?

- Из всех субъектов Российской Федерации значительное увеличение численности эвенков происходит только в Якутии, в основном за счёт политики восстановления национальности из якутов. Эвенками и эвенами были записаны и якуты, у которых в роду не было их, но если они занимались оленеводством. Многие полагают, что они изменили национальность из-за льгот и привилегий, полагающиеся малочисленным народам, которые на якутов не распространяются. Однако это слишком упрощённое объяснение. В отдалённом прошлом, из-за естественных ассимиляционных процессов многие эвенки и эвены были поглощены якутами. Восстановленные эвенки и эвены ничем не отличаются от якутов (антропологический тип, язык и обычаи якутские), кроме самосознания.

- Тогда у якутов, записавшихся под эвена или эвенка, характер якутский, наверное?

- Да, якутский – спокойный, выдержанный, флегматичный, а настоящие тунгусы – боевые, горячие, вспыльчивые, но честные и благородные.

Буква К

- А кто назвал эвенов и эвенков тунгусами?

- Русские. Причем, они пытались так именовать и юкагиров, и якутов, но у них это просто не получилось, поскольку юкагиры и якуты – это совершенно другие народы.

Фото эвенов

- Честно говоря, трудно отличить слова «эвен» и «эвенк», особенно понять, когда ставится буква «к».

- Соседние народы, например якуты не отличали эвенов от эвенков, называли их всех тунгусами (як. toŋus). Русские также не могли различить их, поэтому в русских источниках XVII века те и другие фигурировали как тунгусы. Из-за этого не всегда понятно, когда речь идёт об эвенах, а когда об эвенках. Эти народы похожи друг на друга – характером, образом жизни, обычаями – это один народ, разница только в букве «к», но сами-то они, конечно, дифференцируют друг друга. Этногенез эвенов неразрывно связан с эвенками. Каждый эвенский и эвенкийский род имели собственное самоназвание, но в то же время эвенки и эвены осознавали, что все вместе они являются тунгусами. А букву «к» поставили ленинградские этнографы, чтобы разграничить их и показать свои познания в нюансах.

- А где они живут в Якутии?

- Эвенки живут в Вилюйской группе улусов, Анабарском улусе, Алданском и Нерюнгринском районах, а эвены – в Томпонском, Оймяконском, Жиганском улусах, Колымских улусах, Кобяйском районе.

Это эвенки

Самый сильный шаман – эвенский

- Скажите, эвены и эвенки в Якутию откуда пришли?

- Из Дальнего Востока, а именно – из Хабаровского края. Китая и Бурятии.

Эвены и эвенки продвигались с юга на север по горно-таежной зоне, а якуты шли по речным долинам. В ходе своего продвижения на севере Восточной Сибири и Северо-Востоке Азии эвены частично вытеснили, частично включили в свой состав различные иноэтничные группы юкагиров, отчасти коряков и якутов.

В XVII веке алданские тунгусы переселяются на север, на реку Яну и низовья реки Лены. Там они вытеснили и ассимилировали юкагиров. К концу XIX века между Леной и Яной сформировалась смешанная эвено-юкагирская группа. В свою очередь эта группа в значительной степени объякутилась. С другой стороны, эвены частично ассимилировали якутов. На Индигирке эвены стали расселяться в начале XVIII века.

В середине XIX века перемешались с юкагирами и ассимилировали их. На Колыме в XVIII веке эвены также ассимилировали юкагиров, но одно подразделение II Дельянского рода колымских эвенов усвоили юкагирский язык и культуру. В конце XIX века эвенов, эвенков и юкагиров поглотили якуты. Они все жили рядом, но в разных природно-экологических нишах.

- Слышала, что тунгусские шаманы очень сильные. Кто именно – эвенские или эвенкийские?

- Эвены, эвенские. Они севернее, поэтому они мощнее. Якуты считают северных шаманов сильнейшими. Хотя самый крупный шаман в Якутии был эвенк. Это старец Саввей. Он – русскоязычный эвенк. В целом у эвенов и эвенков религиозная принадлежность – православие, но сохранились пережитки дохристианских верований: анимизм, промысловые культы, шаманство и другое.

- Кстати, у эвенов и эвенков родной язык в основном якутский?

- В годы советской власти и в настоящее время, несмотря на попытки возродить эвенкийский и эвенский языки, многие на них так и не стали говорить, поскольку другой язык они не понимают, кроме как якутский. В Якутии эвенкийский и эвенский языки признаны официальными языками в местах проживания этого народа и приравнены к государственным. Языки относятся к категории «нестабильных», распространено и русскоязычие. В настоящее время среди подавляющего большинства эвенов и эвенков родной язык утрачен, родным языком они считают якутский. Некоторые эвены и эвенки называют себя якутами.

На фото тунгусский шаман

Ксения Авера, Sakhaday.ru