Марфа Пермякова о производстве якутских сериалов и новинках этой зимы
Жители Якутии все больше начинают смотреть якутские сериалы, которые с каждым сезоном становятся все лучше. На НВК «Саха» сейчас транслируется 19-ый многосерийный фильм. Производство поставлено на поток, за сезон выходят четыре тайтла по 16 серий. Как оказалось, над большими проектами работает мобильная команда, передает SakhaDay.
Ведущая подкаста «Сырдат», доцент кафедры фольклора и культуры ИЯКН СВФУ Ольга Павлова беседовала с руководителем службы сериалов НВК «Саха» Марфой Пермяковой. Мы перевели подкаст на русский язык.
– Первый якутский сериал «Ыаллыылар» на нашем канале вышел в 1999 году. Старшее поколение до сих пор помнит и спрашивает о нем. Этот сериал был снят совместно с Саха театром. Затем в начале 2000-ых вышел сериал «Сэргэлээххэ» о жизни студентов.
И вплоть до 2017 года у нас на канале был долгий перерыв, пока наконец продюсер Евгения Давыдова и режиссер Марина Платонова не произвели на свет «Ааспыт ааспат амтана» – сериал о любви двух поколений. С тех пор мы поняли, что сериалы пользуются большим успехом у зрителей и приняли решение выпускать несколько в год. Сейчас за сезон выходят четыре сериала.
В команде работают три сценария, четыре режиссера, пять операторов, продюсер и графический дизайнер. Нам помогают из дирекции звукооператоры и звукорежиссер. На съемочной площадке на протяжении 16 серий присутствуют всего 5 человек: режиссер, два оператора, звукооператор и линейный продюсер. У больших компаний штат намного шире. Затем режиссер сам же монтирует, ему помогают звукорежиссер и дизайнер. Всего на производство без учета написания сценария уходит 6-7 месяцев, мы работаем в сжатых сроках.
– Расскажите о работе сценаристов, пожалуйста.
– Сценаристы работают на зарплате. Сначала писали сценарий по собственному желанию. А в последнее время мы начали делать мозговой штурм, что же будет интересно зрителям? И сценаристы пишут по заказу.
Главный сценарист Даана Сард – писательница. И две девушки тоже хорошо пишут, но без профильного образования. Они все пишут на специальной программе, а не как художественное произведение. Это только кажется, что написать может любой желающий. Иногда некоторые зрители приносят свой сценарий, а когда узнают требования, то пропадают (смеется). Но тем не менее мы всегда будем рады новым идеям.
– Как вы подбираете актеров?
– Сколько у нас театров? Русский театр хорошо не знаю, так что Саха театр, Театр Олонхо, Театр Эстрады. Сначала звали артистов театра. Но потом начали объявлять кастинги. Участники сначала проходят заочный этап, затем приглашаются на слушания. Так, у нас сформировалась база.
– Кто ваша аудитория?
– Наша аудитория жители улусов. Большая половина из них взрослые женщины. А вместе с ними сериал могут смотреть их мужья и дети. Так как численность республики небольшая, то сериал начинают смотреть знакомые и родственники того или иного актера.
Сериал «Тумарык» про абъюзивные отношения был очень рейтинговым. Зрительницы писали в комментариях, что тоже живут так. Своим продуктом мы хотели сказать женщинам, чтобы они уходили от таких отношений. Мужчины отреагировали по-своему.
– Какие у вас планы?
– Сейчас так много мошенников, статистика обманутых растет, поэтому скоро выйдет сериал «Харчы» на эту тему. Сериал снят в прошлом году. А последняя серия выйдет в кинотеатрах как полнометражный фильм в декабре!
Сериал по сценарию Дааны Сард под рабочим названием «Эн эрэ» тоже будет с необычным почерком. Еще выйдет сериал по дебютному сценария Октябрины Шестаковой под рабочим названием «Биһиэхэ дэриэбинэҕэ», снятый в Мегино-Кангаласском улусе.
Также пишем новые сценарии, один из них посвящен студенческой жизни. Думаем, что зрители должны увидеть историю про СВФУ и молодежь, – рассказала руководитель службы сериалов.
Напоследок Марфа Пермякова отметила, что производство сериалов совпадает с миссией НВК «Саха» популяризировать речь на якутском языке. Также посредством многосерийных фильмов телеканал раскрывает социальные проблемы.