Май-июнь 1922-го: бои на подступах к Якутску

Почти месяц – с середины мая по июнь 1922 года, в 30-40 километрах от города Якутска, столицы только что провозглашенной ЯАССР, гремели бои.
В боях за Кильдямцы, Тулагино и Техтюр были задействованы конница, пушки разных калибров, пулеметы. Здесь в полях под Якутском столкнулись отряды красных, большевиков и повстанцев из числа местных жителей под командованием бывших офицеров царской армии, якутских тойонов и князцов.
В это трудно поверить, но 100 лет назад эти места, сейчас это пригороды Якутска, стали ареной ожесточенных сражений Гражданской войны в центральной Якутии 1918 – 1923 годов.
Отметим, что и 27 апреля 1922 года, в день объявления автономии бывшей Якутской области и провозглашения Якутской АССР, город Якутск оставался в кольце противников советской власти.
На востоке осада Амги была снята только 6 мая, Чурапчу освободили только в июле. На западе Вилюйск обороняла небольшая горстка коммунистов и комсомольцев. На севере Якутии в руках большевиков недолго был Верхоянск, но после наступления белогвардейцев и повстанцев, они отступили.
«Число погибших повстанцев до конца не выяснено»
А каким образом белогвардейцы и повстанцы оказались под непосредственно под Якутском?
Владимир Пестерев, кандидат исторических наук:
«Намский улус оказался под властью повстанцев, начиная с января по июнь 1922 года.
Жители улуса, как и многие, пережили все ужасы Гражданской войны. Мирные люди вынуждены были выплачивать реквизиции, налагаемые с обеих враждующих сторон. Расстрелы были с обеих сторон. Повстанцы расстреляли около 60 жителей Намского улуса. Точно известно, что красные расстреляли 10 человек.На стороне повстанцев воевали около 200 жителей Намского улуса, в составе созданных красными двух партизанских дружин воевало более 60 человек.
Выходцы из Намского улуса сражались во всех уголках Якутии за установление советской власти. Известно о 38 намских, сражавшихся и погибших в ходе гражданской войны. Число погибших повстанцев до конца не выяснено».
По мнению историков и краеведов, рассказов очевидцев тех лет, участников Гражданской войны в Якутии, только из числа жителей Намского улуса, в повстанческом движении участвовали около 150 человек.
«Беднейшая часть населения выступала за Советскую власть и активно ее поддерживала. Богачи, местные купцы и тойоны не хотели терять и менять привычный им уклад жизни.
Обострение классовой борьбы привлекло к возникновению повстанчества».
Владимир Ильич Пестерев – кандидат исторических наук, специализирующийся на событиях Гражданской войны в Якутии 1918 – 1930 годов, возникновении повстанчества среди местных жителей, автор нескольких книг, основанных на архивных документах, сохранившихся рассказов очевидцев и участников тех событий.
Казалось бы, что о Гражданской войне в Якутии известно многое, если не всё. Но историки и краеведы так не считают. Каждый год в архивах находятся, специалисты говорят «выявляются», новые документы и источники, в том числе, рассекреченных.
Например, в 2017 году вышла книга «Намский улус в годы гражданской войны 1922 – 1930 годах». Одним из авторов стал Владимир Пестерев.
«Местные жители оказались по обе стороны враждующих сил. Население старалось сохранить нейтралитет, люди откочевывали на дальние аласы и охотничьи участки. Но в условиях братоубийственной гражданской войны сохранение нейтралитета было почти невозможно. Как откажешь вооруженным людям, ворвавшимся в твой дом в еде, одежде, в лошадях? Отказ означал только расстрел…».
Бой за Кильдямцы шел 12 часов
21 мая 1922 года произошел бой между отрядами красных и повстанцев в селе Кильдямцы в 30 километрах от Якутска, известное как «Кильдемский бой».
Приведем рассказ участника Гражданской войны в Якутии, жителя Намского улуса, Якутска Георгия Попова, записанное в 1950-х годах.
«В мае началось общее наступление красных отрядов на селение Кильдемцы – центр бандитов по нашему району. Мы выступили пешком с орудием и пулеметами. Шли мы строем, с песнями. Чувствовалась организованная мощь наших рядов.
Наступать начали в 12 часов дня и к 12 часам ночи мы заняли село. Продвигались по вспаханному полю. Падал мокрый снег. Мы плашмя растягивались на земле, смешавшейся с грязью. Переползали, укрываясь от вражеского огня.
В этом бою мы потеряли 20 человек убитыми и 20 человек раненными. Когда мы шли в атаку по нам били из «кольтов». Это был непрерывный поток пуль. Нашими командирами были Гавриил Егоров, Каратаев и Пшенников.
Бандиты покинули селение. Мы зашли в дом и зажгли свечи. При свете посмотрели друг на друга и в первую минуту замерли. Мы не могли узнать друг друга: лиц совсем видно,. блестят только глаза да зубы. Так мы перемазались, переползая в цепи по мокрой земле».
«Каландаришвили мы ждали давно»
Георгий Попов, чьи воспоминания о Кильдемском бое приведены выше, оставил другие воспоминания. Приведем наиболее интересные из них.
«Каландаришвили мы ждали давно. Мы были уверены, что с приходом свежих отрядов бандитизм быстро пойдет на убыль, банды убедятся в несокрушимости красных и рассеются по домам. Но дедушка погиб от предательских пуль засады.
Вместе с этой вестью передался слух, что бандиты захватили орудия и пулеметы. Все это сломило нашу бодрость, настроение упало, раздражение искало выход.
В группах пошли разговоры об ошибках командования, о требованиях, которые нужно предъявлять командирам».
«Банды не принимали открытого боя»
О тактике отрядов красных.
«Особенное недовольство вызвала тактика борьбы с бандитами. В то время мы оперировали мелкими отрядами, но и эти отряды разбивались на мелкие группы по 10 - 15 - 20 человек. Такие группки натыкались на засады и погибали.
Банды нигде не принимали открытого боя, действовали засадами: не ослабляя врага, мы часто несли количественный урон».
О командире Строде
«…В этот день я видел как под Стродом погиб конь. Строд скакал вдоль линии и вдруг конь споткнулся и рухнул. Говорят, в этом бою под Стродом упали два коня – бандитские стрелки метили сокрушить командира.
Вот он какой Строд! У него, оказывается, команда звучит чисто и понятно. Голос у него ясный и большой. Я прислушивался к каждому его слову, как к пению».
Продолжение о боях под Якутском в мае-июне 1922 года – в следующей рубрике «История».
Фото archivesakha.ru